Аргументы и факты | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл | 22.01.2009 |
25 января начнёт работу Архиерейский собор, который выдвинет кандидатов на пост нового Патриарха Московского и всея Руси. Сразу после него откроется Поместный собор, на котором состоятся выборы главы Русской православной церкви.
Накануне корреспондент «АиФ» побеседовал с Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом
— Владыка, за последние 20 лет число храмов и приходов в России увеличилось в десятки раз. Огромное число россиян стали посещать храмы. Естественно, что роль Церкви в жизни страны возросла многократно. К мнению священнослужителей прислушиваются не только простые люди, но и госинституты. Таким образом, ответственность Церкви за путь, по которому идёт страна, также резко возросла. По силам ли ей такая ноша?
— Наша Церковь никогда не искала лёгких путей, не стремилась создать для себя социальную нишу, в которой было бы уютно и тепло. Мы, православные христиане, прекрасно понимаем, что именно сегодня, когда идёт борьба за умы и сердца людей, нам надо заботиться о каждом, кто с нами рядом, обо всём народе. Нужно просвещать тех, кто далёк от веры, укреплять тех, кто уже обрёл её. Церковь не может не чувствовать своей ответственности перед ныне живущими и грядущими поколениями. Ведь от того, каким будет общество, зависит и будущее самой Церкви.
— Россия не раз попадала в последние месяцы в сложные конфликтные ситуации. Будь то война с Грузией, возросшее напряжение в отношениях с США или финансовый кризис. В подобные моменты должна ли позиция Церкви быть активной?
— Позиция Церкви должна быть активной всегда, а не только в трудные времена. Ведь мы помним слова Евангелия: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф. 6, 11). И поскольку беды и конфликты всегда становятся следствием греха, христианин призван ему противостоять. Кто-то может, например, утверждать, что финансовый и экономический кризис — не дело Церкви. Но не её ли долг — свидетельствовать о том, что жажда наживы, эгоизм, неуёмное потребление не могут не привести к катастрофе, причём в жизни как отдельных людей, так и всего мира? То есть сделать несчастными миллионы людей, которые потом спросят: почему же Церковь нас не предупредила?
Конечно, активность Церкви не должна превращать её в средство для политической борьбы, для решения каких-либо сиюминутных задач. Церковь уважают именно потому, что любой её шаг в обществе делается не из эгоистических побуждений, а для блага людей. И если Церковь этому призванию изменит — уважать её перестанут.
— Одно из важнейших событий в истории православия — объединение Русской православной церкви с зарубежной. А каковы перспективы отношений с остальным христианским миром, в частности с Ватиканом?
— В наших отношениях с инославными конфессиями все стороны понимают имеющиеся принципиальные различия, и сам факт общения не означает, что мы стремимся стать единым целым. Так же, как, например, Россия, поддерживая отношения с США, вовсе не стремится стать одним из американских штатов. Увы, различия в вероучении и религиозной практике между православием и инославными конфессиями сейчас только увеличиваются. Например, с некоторыми из протестантских общин — Лютеранской церковью Швеции и Епископальной церковью США — дело дошло до полного разрыва из-за официального одобрения ими гомосексуализма.
Позиция Римско-Католической церкви по многим вопросам жизни общества более близка к православной точке зрения. Впрочем, мы помним о целом ряде расхождений в вероучении и практике Православной и Католической церквей, и в этой области не может быть никаких компромиссов. Православная церковь и есть Единая Святая Соборная и Апостольская церковь, через которую Бог открывает человеку дорогу в вечную жизнь. Вот почему для нас так важно хранение той веры, которая передана нам Самим Христом, Его апостолами и раннехристианской общиной. Мы свидетельствуем об этой вере ближним и дальним. Впрочем, это не мешает нам быть открытыми и доброжелательными к людям других взглядов, с которыми мы живём в одном обществе. Ведь христианин должен помнить слова апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18).
— История нашей страны сложилась так, что немалая часть её граждан была воспитана вне веры. Но при этом многие такие люди стараются жить по совести, по сути соблюдая библейские заповеди. Что вы можете сказать им: насколько нужно быть верующими?
— Ещё в I веке апостол Павел писал: «Язычники, не имеющие закона, по природе законное делают» (Рим. 2, 14). Каждый человек, даже не слышавший о Христе, носит в себе образ Божий — такими создал нас Творец. Одним из проявлений образа Божия является совесть. Если человек прислушивается к её голосу, то это приносит пользу как ему самому, так и окружающим. Но голос совести можно заглушить. Тогда человек теряет нравственные ориентиры и становится опасен для общества и для самого себя.
Да, человек может жить по совести, но он не может без помощи Божией реально справиться со злом, которое присутствует не только в мире вокруг нас, но и в самом сердце человека. Именно поэтому мы и объединяемся в Церковь, основанную Богом. Она является телом Христовым (1 Кор. 12, 27), и каждый, кто становится её членом, приобщается Христу. «Богу же всё возможно» (Мф. 19, 26), а значит, Он может очистить нас от зла, если мы сами этого желаем и просим Его о помощи.
— Прекрасно понимаем, что ваша деятельность отнимает почти всё время. Но если выдаётся свободная минутка, то чему вы её посвящаете: читаете книги, газеты, слушаете музыку, смотрите фильмы, ходите в театр? Что вам особенно запомнилось из последнего?
— Стараюсь быть в курсе происходящего, хотя, как вы точно заметили, времени катастрофически не хватает. Посмотрел фильм «Остров» — очень понравилось. Фильм «12» — тоже по-настоящему христианский, хотя о Христе там вроде бы нет ни слова. На концерты хожу только тогда, когда уж очень усердно приглашают и никак нельзя не откликнуться на эти приглашения. Но замечаю, что в России становится всё больше серьёзной, одухотворённой музыки современных композиторов.
— На следующей неделе в России пройдёт Поместный собор, в ходе которого будет избран новый Патриарх. Чего вы ждёте и чего ждать всем нам от Собора?
— Прежде всего — укрепления единства Церкви. И доброго слова, слова мира и любви, обращённого ко всему миру. Я с детства имею реальный опыт Божия водительства и знаю, что Господь Сам ведёт Свою Церковь. Если бы это было не так, она давно бы исчезла, ведь ей в истории противостояли очень грозные силы, перед которыми, если следовать житейской логике, она была немощна и ничтожна. Но многие могущественные лидеры и системы ушли в прошлое, иногда бесславно, а Церковь продолжает стоять. Она побеждает не властью и не силой. Она побеждает любовью. И верой — если только это истинная вера. Убеждён, что так будет всегда, и новый Патриарх, которого Господь дарует Русской церкви, поведёт её по пути Христову не с меньшим усердием, чем это делал приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II.
Митрополит Кирилл (Гундяев) родился в 1946 г. в семье священника. В 1969 г. с отличием окончил Ленинградскую духовную академию. Тогда же был пострижен в монашество. В 1971 г. назначен представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве. В 1974 г. — ректором Ленинградской духовной академии и семинарии. В 1989 г. — председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Синода. В 1991 г. возведён в сан митрополита. После смерти Алексия II избран Местоблюстителем Патриаршего Престола.