Русская линия
Радонеж Алексей Харитонов19.01.2009 

Молитвой, а не гаданием

19 Января Святая Православная Церковь отмечает великий праздник — день Богоявления, или Крещения Господня. День этот в истории спасения знаменателен по многим причинам. В этот день Господь наш Иисус Христос, до того ведший жизнь скромного ремесленника, выходит на общественное служение; святой Иоанн Креститель, последний из пророков Ветхого Завета, свидетельствует о Нем, как об Агнце Божием, Судии и Спасителе людей. Все ожидания долгой, трудной ветхозаветной истории приходят к своему осуществлению — людям открывается «Желаемый всеми народами (Агг.2:7)», так, что Апостолы могут засвидетельствовать «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.(Иоан.1:45)»


Господь приходит, вместе с грешниками, креститься в реке Иордане, к изумлению святого Иоанна — зачем Крещение безгрешному? Но Господь становится рядом с грешными людьми, чтобы показать, что он не гнушается никем из кающихся, и как бы низко ни пал человек, как бы глубоко он ни был испорчен, для него всегда есть надежда — Господь Иисус кротко и долготерпеливо ожидает его покаяния. Но для нашей веры особенно важно то, что в этой день, по свидетельству Евангелистов, Бог является Себя как Святая Троица: Бог Отец свидетельствовал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. (Мф. 3, 13−17; Мк. 1, 9−11; Лк. 3, 21−22). Поэтому Церковь отмечает этот день так торжественно.


В дни, предшествовавшие этому празднику, ряд газет посвятил материалы так называемым «святочным гаданиям» — обычаю, которые многие по неведению рассматривают как «православный». На самом деле, это языческий обычай, на который Церковь всегда смотрела с неодобрением. Гадание — очень древняя оккультная практика, существующая у многих народов. Связана она с верой в судьбу, в предопределенность человеческой участи, которую, по представлениям язычников, невозможно изменить. «С судьбой не поспоришь» — говорит герой Сигурд в «Старшей Эдде». Согласно представлениям язычников, судьбу бессмысленно молить и нельзя исправить. Христианство исповедует совершенно иные представления о мире и человеческой жизни. Это особенно бросается в глаза в эти рождественские дни, когда мы вспоминаем рождение Спасителя — Бог стал человеком. Создатель мира пришел в наш мир в лице Иисуса Христа, Сын Божий, равный Отцу и совечный Ему, стал одним из нас, людей, во всем подобным нам, кроме греха. Жизнь православных христиан принадлежит Господу Иисусу Христу — именно к Нему они обращаются с молитвой, именно Его руководства ищут, именно от него ожидают помощи и наставления. Евангелие проповедует покаяние — мы можем изменить нашу жизнь, обратиться от тьмы к свету, довериться милости Божией. Невозможно одновременно вверять свою жизнь Господу Иисусу Христу, и пытаться «узнать судьбу» при помощи гадания.


Человеку свойственно беспокоиться о своем будущем, о будущем семьи, страны, Церкви; но православный ответ на это беспокойство — не гадания, а молитва. «Интерфакс» помещает интервью с местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Кириллом. В нем он, в частности, говорит: «Мы верим, что соборная молитва, поддержанная молитвой всей Церкви, откроет сердца и умы членов Поместного Собора к восприятию внушения от Святого Духа. Вот почему так важно сохранить чистоту наших сердец и помыслов, дабы подозрительностью и злобой не разрушить свой внутренний мир и остаться способными услышать голос Божий. Деяния Собора — это в первую очередь духовные деяния, ибо через них является Церкви и миру воля Божия». Тема предстоящего Собора — и избрания нового Патриарха — продолжает волновать и церковных, и мирских людей. Некоторые необдуманно возводят на Местоблюстителя тяжкие обвинения; эти обвинения уже получили ответ от ряда православных богословов — например, Епископа Венского и Австрийского Илариона и священника Даниила Сысоева, но сам факт того, что «предвыборная» ситуация побуждает людей к «поискам компромата» огорчителен.
Показательно, что с яростными нападками на Митрополита Кирилла выступили в эти дни и люди весьма далекие от Церкви; политические деятели, известные своим экстремизмом и заигрыванием с неоязыческой нацисткой символикой, вдруг обратились в ревностных православных, и взялись наставлять Архииереев; некоторые интернет-ресурсы обрушиваются на Местоблюстителя с похабной бранью, которую ожидаешь услышать где-нибудь в тюремной камере, среди уголовников, а не среди православных христиан. С другой стороны, экстремистам другого — западно-либерального — толка Местоблюститель тоже неугоден. Те и другие понимают, что, если Митрополит Кирилл станет Патриархом, Церковь нельзя будет использовать в своих политических играх — ни в фашистких, ни в либеральных. Перед лицом внешнего мира Церковь будет представлять человек, способный донести до людей голос Предания, голос Христовой Истины, способный отстоять позицию Церкви в диалоге с сильными мира сего.


Всем нам в эти дни важно помнить, что мы — слабые и грешные люди, склонные к заблуждениям и ошибкам; не ошибается только Бог, и мы окажемся в безопасности, если последуем Его заповедям. А заповеди эти ясны: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Исх.20:16)», «начальствующего в народе твоем не злословь. (Деян.23:5)». Будем же полагаться на Господа, который Сам усмотрит Своей Церкви достойного предстоятеля.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2926


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика