Православный Санкт-Петербург | Ирина Рубцова | 07.02.2009 |
Именно такие слова произнёс Первосвятитель Русской Церкви св. Патриарх Тихон о сщмч. Платоне, епископе Ревельском. Но эти слова можно отнести ко многим и многим священникам и мирянам, принявшим от советской власти мученическую смерть за Христа и веру православную. Они «пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца» (Откр.7:14). Они свидетели теперь пред Богом за Землю Русскую и молятся за неё. Имена и дела многих из них — тайна для людей, но каждого из них знает Бог. Сегодня наш рассказ о сщмч. Платоне, епископе Ревельском и сщмч. Леониде, епископе Марийском. Рассказ составлен по материалам, предоставленным председателем Комиссии по канонизации новомучеников, исповедников и подвижников благочестия СПб епархии о. Владимиром СОРОКИНЫМ.
«ОСВОБОЖУСЬ И СНОВА СТАНУ ВОСХВАЛЯТЬ ГОСПОДА»
Тринадцатого июля в с. Поотсикыпу Эстляндской губернии в семье сельского псаломщика и преподавателя приходской школы родился будущий епископ Ревельский сщмч.Платон (в миру Павел Петрович Кульбуш, 1869−1919). В 1880 году Павел, будучи одиннадцати лет от роду, поступает в Рижское духовное училище, затем в семинарию, закончив которую в 1890 году, сразу же зачисляется в СПб Духовную академию. Очутившись в Петербурге, он помогает православным эстам, волею судьбы оказавшимся на чужбине: проводит беседы на родном языке, организует любительский хор.
В Академии Павел, раздумывая о предстоящем служении в Рижской епархии, где сильна была лютеранская вера, выбирает для диссертации тему «Особенности протестантского вероучения». В совершенстве владея латинским и немецким языками, он тщательно анализирует учение Лютера о покаянии и исповеди. Однако в 1894 году по окончании Духовной академии молодой священник по усердной просьбе эстонцев определён в эстонский православный приход Петербурга, организованный указом Святейшего Синода 31 декабря 1894 года. До того у православных эстонцев не было своего прихода. Кроме того, вчерашнего выпускника назначают благочинным всех эстонских приходов Петербургской губернии — в Гатчине, Кронштадте, Луге, Заянье, Клопицах, Поречье.
Возглавив открывшийся приход, о. Павел сразу приступил к сбору средств для постройки приходской церкви, а пока проводил богослужения в подвальном помещении малоколоменской Воскресенской церкви и организовал общеобразовательную школу для эстонских детей. Первым откликнулся на призыв молодого пастыря св.прав. Иоанн Кронштадтский, внеся лепту 300 рублей. Также в 1898 г. стараниями о. Павла было открыто эстонское братство во имя сщмч. Исидора, пресвитера Юрьевского; цель братства — возврат в Православие отпавших в лютеранство эстонцев. Также о. Павел был законоучителем Литейной женской гимназии, делопроизводителем Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, членом епархиального Комитета миссионерского общества.
1917 год завершил петербургский период в жизни о. Павла:
8 августа 1917 года в Юрьеве состоялось собрание Рижской епархии, на котором было решено создать Ревельское викариатство, в состав которого входили бы все эстонские приходы, а главой эстонской национальной Церкви был избран о. Павел Кульбуш. И 31 декабря в ревельском Александро-Невском соборе постриженный в монашество и наречённый архимандрит Платон был хиротонисан во епископа Ревельского. Патриарх Тихон (Извеков) сказал о нём: «Никому не удастся в наше тёмное время правителей-безбожников заставить его отступить от веры». Прибыв в Эстонию, владыка Платон перенёс место своего пребывания из Ревеля в Тарту.
Во время Первой мировой войны Германия, оккупировавшая к началу марта 1918 года Прибалтику, недоброжелательно относилась к Православной церкви, и за деятельностью православного духовенства был установлен жёсткий контроль. Преосвященный Платон старался не выходить за рамки установленных порядков, но и не шёл на малодушные уступки оккупационному режиму. Он писал: «С начальством германским наши разговоры стали серьёзными. Стою на правде и интересах Церкви. А там — что Бог даст». В мае 1918 года он посетил Ригу, где совершал богослужения в церквах, учреждал приходские советы, устраивал пастырские собрания. Владыка планировал объехать все латышские приходы, но немецкое командование воспротивилось и запретило пользоваться железнодорожным транспортом. Запреты не смутили епископа: где на лошадях, а где и пешком он посетил сорок латышских приходов, вселяя уверенность в сердца верующих.
В ноябре 1918 года владыка хотел вторично посетить Ригу, но грипп, осложнённый крупозным воспалением лёгких, задержал его в Тарту. Трагическая задержка. Третьего ноября в Германии разразилась революция, повлекшая за собой низвержение монархии. Эстония была провозглашена независимой республикой советов — Эстляндской Трудовой Коммуной. 22 декабря Красная армия вошла в Тарту, а 2 января 1919 года епископ Платон был задержан. В заключении владыку подвергали унижениям и издевательствам, заставляли голыми руками чистить отхожее место заключённых.
В это время высадившиеся в Эстонии союзные войска Антанты обстреляли части Красной армии. Тогда в ночь на 14 января владыку вызвали на допрос, потребовали прекратить чтение Евангелия: находясь в заключении, епископ часто читал вслух 24-ю главу Евангелия от Матфея. Архиерей ответил: «Как только я освобожусь, снова стану восхвалять Господа Бога». На следующий день в камеру вошёл комиссар и приказал владыке следовать за ним. Через несколько минут остальные узники услышали звуки выстрелов. Когда из подвала кредитного банка, в котором содержались заключённые, были вынесены трупы, владыку Платона опознали только благодаря спрятанной под рубашку панагии. На его теле было одиннадцать ран: семь штыковых и четыре пулевых. Разрывной пулей, попавшей в правый глаз, изуродовано лицо. На правом виске — глубокая ссадина, затылок пробит насквозь.
После отпевания в Успенском соборе Тарту тело убиенного епископа Платона доставили в Таллин, и 9 февраля 1919 года он был похоронен у левого клироса Спасо-Преображенского собора. Эстонская Православная Церковь учредила орден епископа Платона. Архиерейским собором в 2000 году причислен к лику святых.
ФЕЛОНЬ ИЗ ПРОСТЫНИ И ЕПИТРАХИЛЬ ИЗ ПОЛОТЕНЦА
6 августа 1872 года в деревне Малая Николаевка Артемовского района Днепропетровской области в крестьянской семье родился сын Леонид (Леонид Евтихиевич Антощенко, 1872−1938) — будущий священномученик, епископ Марийский. Мальчик с детства отличался особой набожностью и шестнадцати лет отроду, в 1888 году, принял монашеский постриг. Дальнейшие сведения о жизненном пути будущего последнего правящего архиерея Марийской епархии епископа Леонида несколько противоречивы. Однако известно, что с 1917 по 1927 год будущий владыка проживал в Санкт-Петербурге, исполнял должность настоятеля Пекинской миссии и имел связь с главной миссией в самом Пекине, откуда получал директивы для переговоров с высшей духовной и гражданской властью по поводу крещения китайцев. В 1915 году ему поручили построить в Харбине православную церковь, но разразившаяся вскоре революция это строительство прекратила.
В 1922 году будущий священномученик был впервые арестован ГПУ Ленинграда, отсидел месяц, но был выпущен, поскольку священнику не смогли предъявить никакого обвинения.
В 1927 году состоялась хиротония во епископа, и владыка был назначен на Переяславль-Залесскую кафедру. Но через пять лет был осуждён по 58-й статье и отправлен в Пинюгские лагеря в Кировской области. Здесь вместе с заключёнными епископ Леонид строил земляное полотно для железной дороги Гышюг—Сыктывкар. Люди работали легко одетые на сильнейшем морозе, а из орудий труда были только лопаты да тачки. Но и в таких адских условиях святитель продолжал служить Господу, окормлял христиан, находящихся в лагере: несмотря на строжайший надзор, совершал богослужения, исповедовал, причащал Святыми Дарами, тайно присылаемыми из Москвы архиепископом Варфоломеем (Ремовым).
Спустя годы монах Сергий со слезами на глазах вспоминает, как они праздновали Пасху в 1930 году: «В бараке была полная тишина, вдруг ровно в 12 часов раздался певучий голос: „Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити“. Мгновенно со всех концов люди устремились к поющему. Пел владыка Леонид, и даже в облачении. На нём были фелонь из простыни и епитрахиль из полотенца. С великим воодушевлением все пропели Пасхальный канон и стихиры Пасхи». Через монаха Сергия владыка сближается и с находящимся в ссылке в Холмогорах старцем скита Параклит, что близ Троице-Сергиевой Лавры, иеромонахом Варнавой (Гоголевым).
После ссылки, в 1932 году, владыку Леонида назначают на кафедру в г. Александров, но вскоре ссылают в Балахну, а спустя два года — в Сенгалей, близ Ульяновска. Но святитель, уповая на милость Божию, не падает духом и даже отсюда пишет письма утешения своим духовным чадам. В декабре 1934 года епископ Леонид освобождается и едет в Москву, попадает на приём к митрополиту Сергию, получает назначение на Кунгурскую кафедру и в июне 1935 года поселяется в Волоколамске.
В марте 1937 года святитель уезжает на свою последнюю — Марийскую — кафедру. Уже из вагона епископ Леонид пророчески указал на себя — в грудь и потом в землю. Владыка поселился при церкви Рождества Пресвятой Богородицы в с. Семёновка под Йошкар-Олой. Здесь он был арестован 21 декабря 1937 года и помещён в Йошкар-Олинскую тюрьму. Его обвиняли в контрреволюционной деятельности и создании «церковно-фашистской организации». Владыка не признал себя виновным. 29 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила епископа Леонида к расстрелу. В 1938 году, на Рождество Христово, приговор был приведён в исполнение.
Господи, Отец наш Небесный, сподоби и нас, грешных, «чистым сердцем Тебе славити», как славили Тебя до мученической кончины своей священномученики Леонид и Платон.