Одна Родина | Андрей Арешев | 19.01.2009 |
Переговоры относительно газового транзита в страны Европейского союза продолжились 17 января в Москве в формате Международной конференции с участием России, стран транзитеров и потребителей российского газа. Одновременно проходили интенсивные переговоры между премьер-министрами России и Украины Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко, затянувшиеся глубоко за полночь.
Перед спешным отъездом в Россию «оранжевая принцесса» выступила с пафосным заявлением, суть которого заключается в том, что отныне именно она является единственным переговорщиком с Москвой по газовой проблеме и не позволит кому-либо вставлять палки в колеса её правительству. Предупреждение, очевидно, было адресовано, прежде всего, её «заклятому другу» Ющенко, однако серьёзность заявления госпожи Тимошенко — под большим сомнением. Во всяком случае, в составе возглавляемой ею делегации в Москву прибыл и спецпредставитель украинского президента по энергетике Богдан Соколовский, который все предшествующие дни, очевидно, в полном соответствии с линией своего шефа, выступал с нелепыми обвинениями в адрес России.
Наличие в украинской делегации подобных персон оптимизма в успех миссии госпожи Тимошенко не добавило, равно как и очередной отказ от транзита российского газа, случившийся 17 января, да и некоторые детали самих переговоров в Москве.
Обычно словоохотливая госпожа Тимошенко с прессой предпочла не общаться, а украинские журналисты, накануне Нового года буквально атаковавшие своими вопросами представителя «Газпрома» С. Куприянова, к пресс-конференции Президента России Д. Медведева особого интереса не проявили. Можно предположить, что линия официального Киева и тех, кто за ним стоит, является продуманной от начала до конца, и нынешняя их тактика состоит в том, чтобы, сорвав выполнение договоренностей, свалить ответственность на Москву, создав все необходимые условия для более жёстких антироссийских заявлений не только Евросоюза, но также США и НАТО. А затем — выбить-таки бесплатный «технический» газ в максимальных объемах, спровоцировав усиление давления Запада на Россию. Видимо, в Киеве полагают, что ведут таким образом беспроигрышную игру. На кону — не только демонстрация собственной значимости для ближних и дальних соседей, но и возвращение к прежнему вольготному существованию: по оценке К. Косачева, в 2008 году ежедневная маржа, зарабатываемая на перепродаже дешёвого российского голубого топлива потребителям внутри Украины по 320−340 долларов, составляла 14 млн долл.
Отказ Ющенко ехать на экстренный «газовый саммит» самолично, нападки из Секретариата Президента Украины на Тимошенко вкупе с уверениями в адрес Президента РФ о консолидированной позиции президента и премьера прекрасно вписываются в вышеозначенную линию, и вряд ли в Москве этого не понимают. Во всяком случае, пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков заявил: в Белом доме не уверены, что премьер Юлия Тимошенко имеет полномочия на подписание двусторонних документов и на заключение контракта на поставку российского газа.
Около двух часов ночи 18 января премьер РФ Владимир Путин сообщил, что сторонами достигнута договоренность: в 2009 году украинской стороне будет предоставлена 20-процентная скидка на российский природный газ при условии сохранения льготной ставки транзита по Украине по цене 2008 года. Также было заявлено, что транзит газа для европейских потребителей в ближайшее время будет восстановлен, о чем сообщила украинская сторона. Юлия Тимошенко сообщила, что главы правительств двух стран дали поручения руководителям «Газпрома» и «Нафтогаза» подготовить соответствующие документы, чтобы оформить достигнутые договоренности. «Сразу после подписания этих документов будут восстановлены все поставки природного газа», — заверила «газовая принцесса».
Переговоры по газу продолжаются, однако о результативности их можно говорить разве что в краткосрочной перспективе. Причины срыва выполнения транзитного протокола, подписанного несколько дней назад представителями России, Европейского Союза и Украины (после не замеченных М. Топаланеком выкрутасов с приложенной украинским вице-премьером Г. Немырей несогласованной «Декларацией»), до сих пор не стали предметом серьёзного анализа, без которого невозможно принятие адекватных средне- и долгосрочных решений.
Напомним, причиной, мешающей Киеву начать прокачку российского газа в Европу в соответствии с принятыми обязательствами, совершенно неожиданно было объявлено отсутствие так называемого «технического газа». Украинские власти бесцеремонно потребовали у Москвы передать этот газ «безвозмездно, то есть даром». При этом ранее в Киеве неоднократно похвалялись тем, что накопили в своих подземных хранилищах такое количество «голубого топлива», которое позволяет уверенно себя чувствовать аж до весны (кстати, достаточно характерный штрих, свидетельствующий о горизонтах мышления киевских стратегов). 16 января в прямом эфире телеканала ТВЦ это еще раз повторил советник Юлии Тимошенко по газовым вопросам галичанин Александр Гудыма. Таким образом, можно с большой долей уверенности предположить, что необходимый газ в ГТС Украины имеется, а требование ежемесячно дарить еще пару сотен миллионов кубов носит заведомо издевательский характер. Предложения по обменным поставкам находящегося на территории Украины газа в Словакию и Молдавию, включающие компенсацию «Газпромом» соответствующих объемов (в том числе, вероятно, и незаконно отобранного голубого топлива), были отвергнуты.
Тем не менее Россия вместе с западными партнёрами начинает всерьёз обсуждать требование официального Киева о предоставлении ему «технического газа» и даже задумывается о создании некоего международного консорциума, в состав которого изъявляют готовность войти, кроме «Газпрома», ведущие европейские энергокорпорации. Оценивая эту идею, стоит напомнить о предложении российского премьера Брюсселю, чтобы тот профинансировал «технический газ» для Украины. Предложение явно встретило непонимание Европы — то ли из-за нежелания впустую тратить деньги (которых, видимо, не хватает даже для оказания экстренной помощи Латвии и Литве с их социальными бунтами), то ли вследствие игр чиновников Еврокомиссии, использующих замерзающих словаков и болгар в качестве аргументов для выбивания дополнительных «наднациональных» полномочий в сфере энергетики в ущерб национальным правительствам.
Вряд ли создание особого консорциума либо выставление аккредитивов в европейском банке на большую сумму денег, получению которого обещает поспособствовать российская сторона, будет даже тактическим решением газовой проблемы. Фантазия киевских «транзитеров с большой дороги», как мы убедились, не имеет пределов. Нет никакой гарантии того, что, получив требуемый «технический» газ и подписав очередную бумажку (неважно, как она будет называться: аккредитив, соглашение или доверенность на получение материальных ценностей), они на следующее утро не придумают очередной уважительный предлог, дабы не выполнять принятые накануне обязательства. Например, подделку подписи премьера Тимошенко, физическую недееспособность младшего помощника старшего диспетчера «Нафтогаза», решение центрального хозяйственного суда города Лысая Балда или что-нибудь ещё в таком духе.
Предпринимаемые Россией и европейскими партнерами шаги явно носят пожарный характер и не учитывают всей серьёзности сложившейся ситуации, глубины намерений заинтересованных сил играть, несмотря ни на что, на обострение, создавая долговременный и незатухающий конфликт между Россией и ведущими европейскими странами.
Любые узкоэкономические меры в газовом вопросе будут паллиативными по определению, ибо они не учитывают геополитическую составляющую проблемы газового транзита, в основе которой лежит стремление архитекторов внешней политики США и их союзников по эту сторону Атлантики не допустить более тесной интеграции России с ведущими экономиками Старого Света (Франция, Германия, Италия). А заодно и прихватить под свой контроль газотранспортную систему Украины.
Версия о причастности Вашингтона к ситуации, сложившейся вокруг транзита российского газа через территорию Украины, лидеры которой являются не более чем заинтересованными операторами в этой игре, комментируются российскими политиками и государственными чиновниками подчеркнуто аккуратно и неопредёленно. Однако данные, эту версию подтверждающие, не только проникают в российскую прессу, но и получают всё большее распространение среди представителей незаангажированного европейского экспертного сообщества.
Позиция России будет оставаться выигрышной лишь при условии, как и в августе 2008 года, жёсткого соблюдения собственных интересов, отказа от односторонних уступок, которые не будут вызывать ничего, кроме роста аппетитов и новых абсурдных требований. У Москвы немало союзников в Европе, голоса которых звучат все более уверенно — даже в Польше трезвомыслящие политики выступают категорически против курса президента Качиньского, однозначно вставшего на сторону Киева. «Конфликт вызван одной-единственной причиной: отказом Украины выплатить России свою задолженность и уловками, к которым прибегает Киев, чтобы избежать своих обязательств», — признаёт французская LeFigaro. Что же касается Евросоюза в целом, то сейчас речь идёт о фактической поддержке официального Киева, о чем говорил В. Путин.
Рядом экспертов высказывается мнение, что попытка лишить Украину монополии на транзит обречена на очень долгую борьбу с неочевидным результатом. Еще до августовского кризиса на Кавказе из лексики еврочиновников применительно к отношениям с Россией начисто исчезла формулировка «стратегическое партнёрство», — а ведь именно оно предполагает взаимный учёт интересов.
Уже в ближайшем будущем предстоит понять, в каком направлении будет эволюционировать Евросоюз после завершения (так или иначе) нынешних предсказуемо-драматических событий (завершение это, очевидно, не будет скорым). Рост влияния «новой Европы», умело пестуемые антироссийские фобии этой группы стран в сочетании с повышенной сервильностью их элит по отношению США вряд ли позитивно скажутся на стратегическом российско-европейском диалоге.
По мнению ведущего киевского политолога М. Погребинского, с которым трудно не согласиться, «Европа должна сейчас понять цену своей политики по отношению к Украине. Значительная часть европейской политической элиты аплодировала оранжевому режиму и давала всякие поводы считать, что отрыв от России, переход в „европейскую семью народов“ — это, во-первых, скоро, а во-вторых — замечательно, и полностью поддерживается». Именно так было в 2006 году, в период первой «газовой войны», и существуют серьёзные сомнения в том, что переоценка произойдет и сейчас. Ситуация, когда едва ли не все экспортные трубопроводы из России в Европу ведут через территорию Украины, позволяя «восточным партнерам» получать политические и экономические дивиденды за российский счет, — это, в понимании европейцев, бесконечно и занудно рассуждающих о «холодном ветре с Севера» и «Владимире Грозном», не монополизм. А вот когда Москва пытается диверсифицировать свои экспортные поставки, предлагая реализовать проекты «Северный» и «Южный поток», это расценивается антироссийскими силами в Европе как монополизм и нечто недозволенное, что бы там публично ни говорила в присутствии российского премьер-министра госпожа Меркель.
В случае, если эти силы окончательно возьмут верх и диалог между Москвой и Брюсселем бесповоротно зайдёт в тупик, — преодоление чрезмерной зависимости России от европейских рынков станет насущной и безальтернативной задачей. Адекватные ответы на вызовы, которые киевская «оранжевая команда» неустанно создаёт у российских границ, придётся вырабатывать ещё быстрее.