Православный Санкт-Петербург | Ирина Рубцова | 24.01.2009 |
Так уж повелось, что при имени св. мученицы Татианы мы сразу вспоминаем, что святая считается покровительницей студенчества. Но давайте вспомним, чем на самом деле была славна Татиана, за что заслужила от Господа мученический венец? Родилась святая в древнем Риме в семье консула, который был тайным христианином. И когда Татиана достигла совершеннолетия, она, воспитанная отцом в страхе Божием, восхотела вести жизнь в девстве и целомудрии: пламенея любовию ко Христу, она Ему Единому служила день и ночь, молитвою и постом умерщвляя плоть и порабощая её духу. За добродетельную жизнь Татиана сподобилась послужить Церкви — была поставлена диаконисою. За верность Христу была усечена мечом в 226 году, на четвёртом году царствования Александра Севера. Более 18 столетий прошло с тех пор, но ещё многажды рождала земля Татиан, кои, подобно римской деве, пламенели любовию ко Христу и служили Ему Единому. Наш рассказ сегодня — о Татьяне Николаевне ВОЛОДИНОЙ, сестре милосердия в Городском гериатрическом медико-социальном центре.
Всё началось с того, что при гериатрическом центре решено было восстановить действовавший здесь ранее — в бытность существования в этом здании Повивального института — храм во имя св. равноап. Марии Магдалины, освящённый 10 марта 1912 года епископом Гдовским Вениамином (будущим сщмч. Петроградским), но уничтоженный в 1923 году. И вот спустя восемьдесят с лишним лет, 3 августа 2005 года, воссозданный храм был освящён иерейским чином о.Сергием Поповым. Вскоре батюшка задумался, что в медико-социальном центре, при котором действует храм, просто необходимо православное сестричество. Так 4 августа 2007 года, на престольный праздник, состоялось первое посвящение в сёстры милосердия.
— Среди первых семи сестёр была и я, — вспоминает Татьяна Николаевна. — Но, конечно, история нашего сестричества началась не два года назад — идея создания Общины сестёр милосердия при Повивальном институте возникла в конце XIX века. Вдохновителями были люди всё состоятельные да именитые, и назвали общину в честь генерал-адъютанта М.П. фон Кауфмана, который 15 лет возглавлял Российское общество Красного Креста.
— Повивальный институт. слово-то какое тёплое.
— Правильное слово, русское, понятное, не то что нынешнее название — гинекологическо-акушерский институт. Услышишь такое, и сразу мнится, что у тебя куча болезней, а ребёнок непременно родится с патологией. Так вот, Общество сестёр милосердия фон Кауфмана въехало сюда в 1904 году, накануне Русско-японской войны. И с первых дней войны сюда стали привозить раненых, организовали лазарет. Да и сами сёстры выезжали на передовую.
— Что должны были уметь сёстры того времени и нынешние?
— А задача всегда одна — любовью и заботливым уходом облегчить страдания болящих, скрасить последние дни в мир иной уходящим, поддержать добрым словом их родных. Ведь что значит по сути своей «сестра милосердия»? Это милостивое сердце, добрые и умелые руки. Кстати, до революции, прежде чем принять в сестричество, женщинам и девушкам давали необходимое образование.
— Чтобы подготовить человека к переходу в мир иной, у сестёр должно быть не только медицинское, но и церковное образование?
— Медицинское — не обязательно, нас ведь не допускают к лечебному процессу. Наша забота — душа. Мы по мере сил проводим катехизаторскую работу. И нам здесь действительно рады. Люди рады, что рядом — церковь, где служат православные люди, всегда готовые прийти на помощь. Вот и сегодня утром, едва храм открыли, прибежали две сотрудницы центра — свечки поставить. А недавно женщина соседку по палате привела. В тот день старушка исповедовалась и причастилась впервые в жизни. Господь так даровал ей, что она сразу приняла веру — душой и сердцем. А иным приходится долго объяснять, что их ждёт после смерти телесной. Они не понимают, что значит вечная жизнь безсмертной души, и испытывают панический страх перед смертью.
— Разговоры о Боге и смерти не вызывают у них раздражения?
— Что вы! Помощь принимается с благодарностью. Потому что мало, ой мало, видели наши старики доброго отношения к себе.
— Иноверцев не возмущает присутствие икон и православного креста? Мне рассказывали случай, когда мусульманин потребовал убрать икону из палаты, где лежала его мать.
— Нет. Да и лежат у нас немощные бабушки и дедушки — отвоевались уже. Старые люди более терпимы. Вот приходил пожилой еврей, спросил: «Я — иудей, так что, когда я умру, меня отпевать не будут?» — «Нет, — отвечаю. — Отпевают только православных. Хотите, чтобы вас отпели по православному обряду, — креститься нужно». Старик ушёл огорчённый. Что он решит — Господь ведает. Нелегко на склоне лет веру менять. А ещё старенькая татарка попросила: «Я мусульманка, но, пожалуйста, помолитесь за меня..» И деньги на храм пожертвовала. Я помолилась о ней дома.
Я слушала Татьяну Николаевну, а в голове мягко и ненавязчиво всплывали строчки стихотворения Андрея Дементьева, которые, как мне кажется, полностью соответствуют образу этой женщины:
Слёзы Татьяна вытерла.
Что-то взгрустнулось ей.
Мало счастья Татьяна видела
В жизни своей.
И когда по утрам входила
В эту белую тишину,
Свою нежность на всех делила,
Как делили мы хлеб в войну.
Забывала свои несчастья
Перед болью чужой.
Говорила: «Не возвращайся..» —
Тем, кто радостно шёл домой.
На судьбу Татьяна не сердится,
Ну, а слёзы — они не в счёт.
Вот такой сестры милосердия
Часто жизни недостаёт.
— Бывают, конечно, и курьёзные случаи. Расскажу, как один дедушка на Бога обиделся. Причастился, стало быть, он и ждёт, что сразу исцелится. Такое у него было понятие о Таинстве Причастия, что Господь помогает здесь, на земле, а после смерти ничего и нет. Чуда не произошло. И когда о. Сергий пришёл вновь его причащать, тот отказался: обиделся на Бога, что не избавил его от недуга. Но многие просят, чтобы их положили именно в эту больницу, дома им — старым и немощным — до церкви не дойти, а здесь есть возможность посещать службы, иные на колясках приезжают. Конечно, больше женщины ходят, мужчины — редкие гости. «Это оттого, — говорит о. Сергий, — что у женщин „сердце с ушами“ — оно более чуткое. А мужчины, стиснув зубы, пытаются всё сами преодолеть, без Божией помощи». К тем же, кто прикован к постели, батюшка сам приходит, исповедует, причащает.
А как они радуются, когда мы их навещаем! Говорят: «Вот и к нам Бог пришёл». Сёстры милосердия для них — люди, пришедшие от Бога. Правда, случается, что какая-нибудь бабушка нет-нет да обронит: «Так устала от жизни, болезней, неурядиц. Скорее бы уже Господь прибрал». О. Сергий строго таких отчитывает: «Если Господь не требует к себе, значит, нужны вы ещё на земле». Старушка удивляется, улыбается с надеждой: «Да неужто? Для чего же я, старая да немощная, могу понадобиться?» А батюшка внушительно так: «Да вот хотя бы для того, чтобы доброхоты могли вам яблочко от щедрот своих поднести. Придёт время этого человека пред Господом предстать, так, быть может, это яблочко малое ему во спасение и зачтётся».
А ведь и мы можем своё «яблочко» послать в дар нашим старикам. Церковь очень бедна. А храмовой библиотеке нужны Евангелия, молитвословы, писания Св. Отцов — их сёстры милосердия разносят по палатам, порой и сами присядут, почитают вслух. Но книги должны быть непременно с крупным шрифтом — зрение у стариков уже не то, что в молодости. А душа у многих ещё более слепа — жизнь худо-бедно уже прожита, а встреча с Господом только вот произошла. Хорошо, что в конце жизненного пути Господь посылает им таких людей, как о. Сергий и Татьяна Николаевна.
Побывала Ирина Рубцова