Одна Родина | Виктор Пироженко | 16.01.2009 |
Спусковым крючком украинско-российского газового конфликта стали обстоятельства борьбы Тимошенко и Ющенко за контроль над доходами от операций с газпромовским газом (транзитным и предназначенным собственно Украине). Именно стремление Тимошенко убрать РосУкрЭнерго (РУЭ) — компанию-посредника, в которой широко представлены интересы ющенковского клана, из российско-украинской схемы сотрудничества в области газовых поставок спровоцировало цепочку событий, приведших к конфликту украинского президента с Россией и Евросоюзом.
В данный момент конфликт затягивается. Украинская сторона в лице Ющенко и лиц из РУЭ (Лёвочкин, Фирташ, Бойко), вероятно, попытается довести его до крайней точки, чтобы заставить Москву согласиться на сохранение посредника в виде РУЭ либо иной структуры с сохранением в ней интересов клана Ющенко. С этой точки зрения политические междоусобицы на Украине по большей части являют собой борьбу за то, кто будет представлять в этой схеме Украину — структуры президента Ющенко или премьера Тимошенко.
Отличие состоит в том, что если Ющенко делает ставку на сохранение частных посреднических структур, то Тимошенко — на НАК «Нефтегаз Украины», которая формально является конечным потребителем газпромовского газа. В реальности же НАК, скорее всего, представляет собой механизм распределения доходов от реализации газа между крупными украинскими ФПГ, спонсирующими БЮТ.
До недавнего времени схема поставок газа на Украину выглядела следующим образом: «Газпром» поставлял газ из Средней Азии трейдеру РосУкрЭнерго, которым владел на паритетных началах с Дмитрием Фирташем и Иваном Фурсиным (50% акций у Газпрома и 50% в совокупности у Фирташа и Фурсина). РосУкрЭнерго поставляла газ второму посреднику в цепочке — компании «Укргазэнерго» (компания учреждена на паритетных началах «Нафтогазом Украины» и РУЭ). Второй посредник поставлял газ НАК «Нафтогаз Украины», однако украинская госкомпания обеспечивала газом лишь бюджетные учреждения и коммунальные службы. А большую часть газа реализовывала сама «Укргазэнерго», продавая его крупнейшим потребителям — промышленным предприятиям Украины. Именно этой ситуацией и была недовольна Юлия Тимошенко. В результате переговоров с Россией, в 2008 году «Укргазэнерго» была упразднена, а вся реализация газа на территории Украины перешла под контроль «Нафтогаза» за исключением 7,5 млрд. кубометров в год, которые в 2008 году продавала на Украине дочерняя структура «Газпрома».
Фирташ и Фурсин, формальные владельцы основной части 50% украинской доли РУЭ, — всего лишь прикрытие интересов более влиятельных персон. И здесь становится интересной связка Фирташ — Балога — Ющенко. Клану Ющенко удалось войти в 2006 году в посреднический газовый бизнес ценой согласия на монопольный статус РУЭ как единственного посредника в газовых российско-украинских отношениях. В январе 2006 года РосУкрЭнерго стало монопольным поставщиком газа на Украину и получило доступ к внутреннему рынку страны через СП «Укргазэнерго» (УГЭ).
Устранение УГЭ в 2008 году явилось победой премьера, что позволило ей замкнуть все промышленные газовые поставки Украины на «Нафтогаз», которым руководит ее ставленник Олег Дубина. Добившись устранения УГЭ, Тимошенко решила сразу две задачи: замкнула основную долю газопоставок на «Нафтогаз Украины» и лишила существенного источника финансирования своего основного политического конкурента — В.Ющенко.
Согласно достигнутым в Москве в марте 2008 года договоренностям, такая же судьба должна была постигнуть и РУЭ, ведь поставлять газ на Украину в 2009 году должен был напрямую «Газпром». Как следствие, истинные, а не фиктивные бенефициары предприняли все усилия, чтобы сохранить сверхдоходы от РосУкрЭнерго. Причём основная их часть образуется от продажи газа не на Украине, а в Восточной Европе. По условиям последних контрактов, после выполнения всех условий перед Украиной посредник получал возможность экспортировать газ в Восточную Европу. А вот там разница цен со среднеазиатским газом была более существенной.
Тимошенко в октябре на встрече с В. Путиным в принципе удалось договориться с РФ по двум позициям: 1) по относительно невысокой цене в 235−250 $ за газпромовский газ, чего ещё летом в Секретариате Ющенко не ожидали, учитывая растущие цены на нефть, и 2) об устранении посредника в двусторонних отношениях в виде РУЭ. Частный посредник мог зарабатывать на посреднических операциях лишь в том случае, когда сохранялась существенная разница между ценой газа на российско-украинской границе (она должна быть низкой) и его ценой для украинских и европейских потребителей. В прошлом всё так и было. Несмотря на периодические, начиная с 2005 года, повышения Россией цены на газ до уровня рыночной, она для Украины была достаточно низкой, чтобы окупались посреднические операции.
Но объявленное Газпромом повышение для Украины цены на газ в 2009 году до 250 $ (от которого Ющенко отказался) на фоне снижения рыночной (европейской) цены в связи с падением цен на нефть ориентировочно до 400 — 350 $ сделало посредничество невыгодным. Президент России Дмитрий Медведев на встрече с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером сообщил, что в 2008 г., когда Россия продавала Украине газ (фактически РУЭ) по $ 179,5 за 1000 кубометров, украинским потребителям он доставался за $ 320. Если же газ для Украины в первом квартале 2009 года будет стоить 450 $, то исчезают всякие условия для посредничества.
В этом контексте понятно, что Тимошенко выгодно в принципе повышение цен (поэтапное) на газ для Украины до уровня рыночной, так как это создаёт невыгодные условия для посреднических структур (в виде РУЭ) и автоматически вытесняет их с рынка. Цена, которую не готовы платить посредники за газ, в принципе может заплатить НАК «Нафтогаз Украины», которая находится под контролем БЮТ. Поскольку НАК, по мнению экспертов, изначально не нацелен на извлечение прибыли, а является, скорее, механизмом перераспределения доходов в пользу крупнейших украинских ФПГ, участие этой структуры в двусторонних с Газпромом контактах позволит Тимошенко направить спонсорам БЮТ основную часть прибыли от реализации НАК газа украинским потребителям.
Посредник в лице РУЭ попытался диктовать условия производителю (РФ) и потребителям, пользуясь политической крышей в лице Ющенко, который имеет в РУЭ свои интересы. Ющенко отказался от предложенной Газпромом и невыгодной для РУЭ как посредника цены в 250 $, сорвав тем самым переговоры с РФ. Не исключено, что со стороны Ющенко имел место шантаж Газпрома с целью найти какой-то вариант договорённостей с тем, чтобы оставить посредника в схеме. Расчёт, по всей видимости, делался на сочувствие ЕС и США к Украине, которая старательно, как и в прошлые годы, разыграла бы роль жертвы «российского империализма».
Одним из способов оставить посредника стало сохранение долга Украины перед Газпромом за поставленный в 2008 году газ. По октябрьскому меморандуму Тимошенко — Путина две страны переходят на новые формы отношений в газовой сфере лишь после выполнения ряда условий, одним из которых было названо отсутствие долга. Поскольку долг РУЭ перед Газпромом так и не погашен, то у Газпрома нет оснований следовать условиям меморандума. Отсюда — новая, рыночная цена на газ для Украины в 450 $, которая даже после снижения цен на нефть остаётся для Украины неподъёмной.
Уместно предположить, что 1,5 или $ 2 млрд. могли осесть на счетах посреднической структуры Д. Фирташа — РУЭ. 14 января глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин подтвердил, что Россия не получает деньги за газ от РУЭ: «Мы будем контролировать потоки поставок российского газа на и через Украину. На данный момент не понятно, куда деваются деньги. Украина нам не платит и, в первую очередь, это касается компании «Росукрэнерго». «В этой компании «Газпром» имеет 50%. У нас есть подозрения, что огромные суммы денег, а это совместное российско-украинское предприятие, недополучают и они оседают в карманах частных украинских акционеров», — отметил Сергей Степашин.
О неблаговидной роли посредника и его закулисных попытках сорвать своевременное подписание контракта на поставки Украине газпромовского газа говорил и В.Путин.
Именно сохранение посредника в лице РУЭ и, следовательно, доходов на будущие политические кампании президентского окружения было главной ставкой в текущем конфликте, инициированном президентской стороной. А транзит газа в Европу стал инструментом, орудием решения данной проблемы, когда конфликт рассматривался как способ подключения Евросоюза к давлению на Россию.
Последствия газового конфликта для Партии регионов
Ослабление Фирташа может повлечь ослабление позиций его протеже в ПР, близких к Януковичу — Лёвочкина и Бойко, сторонников приоритетной борьбы с Тимошенко и противников союза ПР-БЮТ, а также уменьшение финансирования ПР за счёт упомянутых лиц. Это обстоятельство может склонить Януковича на уговоры Клюевых организовать вместе с БЮТ смещение Ющенко с президентской должности, оставив Тимошенко на некоторое время в покое.
Однако есть другой вариант — активизация усилий по одновременному смещению с должности Тимошенко и Ющенко. Реалистичность данного варианта подтверждается усилением информационной кампании Тимошенко конкретно в адрес Лёвочкина, Бойко, Фирташа, на которых (наряду с Ющенко) перекладывается ответственность за срыв переговоров о приемлемой цене на газ для Украины в 235 $.
Поведение группы Фирташа в ПР уже стало причиной очередного конфликта внутри этой партии. Новый конфликт проходит по линии Клюевы? Шуфрич, Грицак — Лёвочкин, Бойко. Грицак и Шуфрич уже публично огласили свою критику в адрес группы Фирташа в ПР. Грицак развернул через подконтрольный ему интернет-ресурс «Багнет» настоящую информационную войну против этой группы. Примечательно, что некоторые материалы «Багнета» перепечатывает БЮТовский интернет-ресурс «ОРД». Как мы и прогнозировали, БЮТ начал внедрять в отношении Партии регионов ту же технологию раскола, что ранее в отношении НУНС.
Направления атаки Партии регионов и Секретариата президента на Тимошенко
Прозвучавшие 14 января обвинения Бойко в адрес Тимошенко насчёт лоббирования ею интересов Медведчука и бывшего управделами АП Кучмы И. Бакая полностью совпадают по содержанию с критикой, которую развернули против Тимошенко СП и Ющенко. Это подтверждает тесную связку группы Фирташа с СП (конкретно с Балогой) и президентом.
В ближайшее время ПР в качестве ответной атаки может провести кампанию дискредитации НАК «Нафтогаза Украины» и его руководителей. Наряду с требованиями отставки Кабинета Тимошенко могут прозвучать призывы к отставке руководства НАК и её реорганизации с целью взять НАК под контроль ПР. В условиях, когда сохранение РУЭ становится всё более проблематичным, основное внимание группы Фирташа переключится на НАК «Нафтогаз Украины» как орудие обеспечения бизнес-интересов (своих, президентских и ПР) в газовой сфере.
Не исключено, что в условиях сохранения Тимошенко в должности премьера группа Фирташа через Януковича, с одной стороны, и Ющенко — с другой, будет пытаться провести захват НАК с возможным отстранением Дубины от руководства. Вероятность такого сценария повышается по мере приближения к президентским выборам.
Роль США в текущем конфликте
Если на сей раз реакция ЕС в отношении руководства Украины была критической, то есть в целом объективной, то роль США в иррациональном и необъяснимом, на первый взгляд, поведении Ющенко пока до конца не установлена.
Есть основания полагать, что США либо прямо подтолкнули украинского президента к газовому конфликту, либо используют его для получения контроля над основными транспортными потоками углеводородов в Европу, которые всё ещё проходят через Украину. Скорее всего, достижение этой цели сопряжено с реализацией двух параллельных задач — подрывом экономической мощи Газпрома и нейтрализацией сближения РФ и ЕС.
Инструментом такого подрыва вполне может быть создание условий, при которых Газпром несёт крупные убытки из-за невозможности выполнять транзитные контракты. Именно такая ситуация сложилась сейчас. Наличие интереса у США в газовом конфликте не удивительно и лишь отражает общую стратегию этой державы на завоевание контроля над основными мировыми источниками углеводородного сырья и путями его транспортировки.
Наглое поведение Ющенко в вопросе срыва транзита газа в Европу, возможно, объясняется действиями по согласованному с Вашингтоном плану.
В начале конфликта Госдепартамент США уже успел выступить с заявлением по поводу российско-украинских переговоров, подчеркнув свою озабоченность тем, что «Газпром» «отрезал продажи газа Украине». Сейчас на Украине делаются заявления (например, главой МИД В. Огрызко) о привлечении США к модернизации украинских магистральных газопроводов. По поводу «энергетического оружия России» уже успела высказаться будущий госсекретарь в администрации Б. Обамы Х.Клинтон. Контроль США над украинской ГТС фактически поставит в зависимость и Евросоюз, и Россию. Здесь планам американцев явно мешают проекты строительства двух обходных (мимо Украины) маршрутов трубопроводов: с юга, по дну Чёрного моря и с севера — по дну Балтийского. В ближайшем будущем следует ожидать усиления попыток США сорвать эти проекты руками своих союзников из Центральной Европы и Прибалтики.