Фонд стратегической культуры | Леонид Ивашов | 15.01.2009 |
Впрямую новый президент США пока еще своих взглядов не высказал. Но известно, что международная деятельность США, особенно ее военная составляющая, всегда осуществляется на принципах незыблемой преемственности, вне зависимости от того, кто находится у власти — демократы или республиканцы. Поэтому есть смысл вспомнить основополагающие постулаты внешней политики Соединенных Штатов, действующие на сегодняшний день.
21 сентября 2002 г. вступил в силу официальный документ «Стратегия национальной безопасности США», в котором ставится задача: «Мы должны перенести боевые действия на территорию противника, разрушить его планы и устранить угрозу до того, как он успеет мобилизоваться. США оставляют за собой право наносить превентивные удары и вести предупредительные войны».
Январь 2003 г.: вышла в свет директива о концепции «Быстрого глобального удара». Ее суть — подготовка вооруженных сил США «к нанесению по любому государству мощного удара с воздуха, моря, из космоса и наземных баз в течение 4−6 часов, чтобы поставить противника на колени. Основной ударный инструмент — крылатые ракеты и лазерное оружие». Добавим сюда последовавший после подписания данной директивы выход США из Договора по ПРО 1972 года и начало развертывания глобальной системы ПРО, способной к 2015−2017 гг. полностью нейтрализовать российский ядерный потенциал и лишить Россию фактора сдерживания.
Февраль-март 2008 г. По заказу Совета НАТО группа высокопоставленных военных под руководством бывшего председателя Объединенного комитета начальников штабов США Дж. Шаликашвили подготовила доклад-концепцию об изменении роли и задач альянса, расширении зоны его ответственности и придания новых функций в условиях обострения борьбы за планетарные ресурсы. В этом многостраничном документе делается вывод о неспособности других (кроме НАТО) международных структур, включая ООН, управлять безопасностью.
В качестве серьезного вызова безопасности Запада рассматриваются динамичное развитие азиатских стран и возрождение России. На первый план стратегии НАТО выдвигается борьба за обладание ресурсами (прежде всего энергетическими). Оборонительный (реактивный) характер стратегии НАТО рассматривается как недостаток, который должен быть преодолен, ядерное оружие объявляется основным орудием стратегии НАТО. «Ядерное оружие, — говорится в докладе, — основной инструмент асимметричного ответа и эскалации, оно трансформирует природу любого конфликта и выводит его с регионального на глобальный уровень. К сожалению, ядерное оружие и возможность применения его США первыми абсолютно необходимы, так как не существует перспективы безъядерного мира». В докладе фигурирует и «Газпром» как источник энергетической угрозы, высказывается тезис о том, что только НАТО может стать эффективным инструментом энергетической безопасности. И конечно, перспективы возрождения России рассматриваются в качестве одной из главных угроз Западу.
Общую картину дорисовывает мнение известного американского экономиста и публициста Ф. Уильяма Эндгаля, высказанное им на международной конференции в Мюнхене в октябре 2007 г.: «Для Вашингтона Иран и Сирия — лишь шаги на пути к большой финальной схватке против России. Цель стратегии США — контроль всех значимых нефтяных районов и важнейших газовых месторождений. Параллельно с этим возрастают претензии США на тотальное военное лидерство по отношению к России как единственной угрозе глобальным амбициям США».
В связи с тем, что Обама вернул в систему исполнительной власти США представителей клана Клинтонов, уместно напомнить о некоторых планах «друга Билла» в отношении России. Выступая перед руководителями Объединённого комитета начальников штабов в октябре 1995 г., он заявил: «..В ближайшее десятилетие предстоит решение следующих проблем:
— расчленение России на мелкие государства путем межрегиональных войн, подобных тем, что были организованы нами в Югославии;
— окончательный развал военно-промышленного комплекса России и армии;
— установление режимов в оторвавшихся от России республиках, нужных нам".
И еще один факт: военные расходы США в годы президентства Дж. Буша выросли более чем на одну треть, что в условиях практического отсутствия угрозы военного удара по американской территории говорит лишь об одном: США готовятся к большой войне или к целой серии войн меньшего масштаба. Сегодня военный бюджет Пентагона превосходит совокупные военные расходы всех остальных стран мира, вместе взятых.
Конечно, в изложенные выше замыслы и задачи командой Обамы будут внесены определенные коррективы, но ряд военно-стратегических концепций, утвержденных Дж. Бушем-младшим, будет реализовывать тот же министр обороны Р. Гейтс. У давнего «друга» России З. Бжезинского появились реальные властные возможности для реализации планов «Великой шахматной доски». Так что «мягких» решений от демократической администрации Обамы ждать не приходится.
Справедливости ради нужно отметить, что не только США несут потенциальные угрозы для России. Быстрыми темпами растет военный потенциал Китая, объем его военных расходов в 2007 г. был выше оборонных бюджетов России, Японии и Кореи, вместе взятых. В НОАК участились тренировки по переброске войск на большие расстояния, особенно на запад страны, то есть в направлении России. В Северо-Западном военном округе создано крупное подвижное соединение, подобное танковым армиям, некогда существовавшим в составе ГСВГ (ЗГВ). Процесс оснащения НОАК новейшим вооружением ориентируется на возможности участия КНР в борьбе за спорные территории и природные ресурсы. В китайской армии происходят быстрые преобразования, она превращается из массовой армии, предназначенной для длительной войны на собственной территории, в армию, способную участвовать и побеждать в конфликте высокой интенсивности вдоль всей периферии. Из военной доктрины КНР следует, что, начиная с 2008 г., НОАК должна успешно вести локальные войны по периметру своих границ. А к 2010 г. — превратиться в силу, «гарантирующую расширение стратегических границ и жизненного пространства».
Согласитесь, что на таком фоне непрекращающееся сокращение Российских Вооруженных сил выглядит зловеще. Нынешний министр обороны А. Сердюков, объявив главным пунктом реформ сокращение 200 тысяч офицерских должностей, фактически обезглавливает части и соединения, бьёт по тому звену, разрушение которого неизбежно приведет к уничтожению всей системы. Далее запланировано ликвидировать институт прапорщиков и мичманов. То есть убрать из армии специалистов по эксплуатации сложных технических систем (это лишь в сознании дилетантов прапорщики в армии заведуют исключительно складами).
Если такие реформы, продолжившись, обрушат армию, то сценарий развития ситуации вокруг России, думаю, уже в ближайшие годы будет выглядеть следующим образом:
— раскрутка антироссийской информационной компоненты с целью демонизации России как некоей угрозы безопасности и благополучию западного (мирового) сообщества;
— с завершением развертывания глобальной системы ПРО и ударных средств БГУ (быстрого глобального удара) — нанесение предупредительного удара по стратегическим военным целям на территории РФ, системам жизнеобеспечения, транспортным узлам и административным объектам;
— предъявление Соединенными Штатами ультиматума российскому руководству по политическим, экономическим и разоруженческим проблемам с обязательством дать ответ не позднее, чем через 12 часов.
Пока будут обсуждать ситуацию и вырабатывать решение (а это — трудно, ведь российский Генштаб «реформами» крайне ослаблен), время истечёт, по России будет нанесен второй удар с ограниченным применением малогабаритных ядерных боеприпасов. На следующий день прилетит кто-нибудь вроде Саркози и предъявит «план урегулирования» из шести пунктов. Наконец, после «трудных и продолжительных» переговоров официальные СМИ объявят о блестящем успехе российской дипломатии. Обществу предъявят «сбалансированный» документ, в котором будет объявлено, что:
— стороны прекращают военные действия,
— заявляют об уважении суверенитета и территориальной целостности,
— войска возвращаются в места постоянной дислокации,
— российские ядерные и другие стратегические объекты передаются под международный контроль, а НАТО берёт обязательство предотвратить попадание ядерных технологий в руки террористов,
— российское правительство допускает к нефтяным и газовым месторождениям иностранные компании, а Госдума незамедлительно принимает соответствующие законы,
— США и ЕС обеспечивают в России соблюдение прав и свобод человека, прав национальных меньшинств и реализацию принципов демократии.
Официальные СМИ будут расписывать преимущества натовского пребывания на российской земле: мол, и охраняют наши объекты бесплатно, и рабочие места обеспечивают, и сельхозпродукцию покупают.
Через 3−4 года с Россией сделают то же, что с Югославией, только в больших масштабах и гораздо более эффектно. И княжеств будет побольше, чем там.
О других вариантах развития событий можно будет говорить лишь после того, как изменятся вектор и сущность армейских реформ. В ином случае делать это абсолютно бессмысленно, ибо вариантов, по моему глубокому убеждению, не останется.