Одна Родина | Андрей Арешев | 15.01.2009 |
Подписание протокола о контроле газовых поставок было для официального Киева лишь тактическим ходом в борьбе за симпатии западного сообщества. Наличие этого документа не решит никаких проблем, ибо тактика перевода российско-украинских отношений — через противоборство по вопросу о газе — в состояние максимально острого конфликта задана официальному Киеву его внешнеполитическими кураторами и преследует стратегические цели. Как верно подметило одно из украинских Интернет-изданий, «у Украины нет денег на поддержание своего внешнеполитического курса», поэтому проводится тот курс, деньги на который исправно выделяются.
В. Ющенко после телефонного разговора с Ж.М. Баррозу вроде бы даёт поручение правительству обеспечить транзит российского газа в Европу, но транзит не обеспечивается, и украинское руководство делает всё, чтобы свалить вину за это на российскую сторону.
Бросается в глаза, что украинское руководство после нескольких дней растерянного молчания, вялых оправданий и традиционных перебранок внутри «оранжевой команды» с новой энергией перешло в информационную атаку на «Газпром». При этом ни одно из выдвигаемых украинской стороной обвинений не выдерживает критики. Так, обвинения российского газового холдинга в попытках монополизировать рынок Европы абсурдны уже потому, что газовый импорт наиболее развитых стран ЕС достаточно диверсифицирован (в газовом балансе Германии доля российского газа не превышает 37%, во Франции существенная доля энергосектора приходится на атомную энергетику и т. д.). Кроме того, существуют запасы Норвегии, Нидерландов, Великобритании, Нигерии, Алжира, Ливии. Не надо забывать и о новых схемах регионального взаимодействия, имеющих «энергетическую подкладку» (тот же Средиземноморский союз Николя Саркози). Кто больше всех пострадал от действий украинского руководства, так это балканские страны, чей политический вес невелик, и интересами которых Киев и его западные партнёры могут пренебречь.
В украинском «Нафтогазе» уже выступили с ультимативным требованием к «Газпрому» о немедленной равномерной поставке газа по всем транзитным направлениям. Обретение столь уверенного тона связано с политической поддержкой, которая обещана Киеву европейцами (и не только ими) в игре на обострение противостояния Украина — Россия. Можно не сомневаться в том, что европейские наблюдатели, оказавшись на украинских газоизмерительных станциях (ГИС), станут придерживаться версии украинской стороны, утверждая, что та ничего не ворует, и требовать от «Газпрома» дальнейшего наращивания поставок.
Практически все выступления европейских чиновников имеют внешне политкорректный характер, с равной долей упрёков Киеву и Москве, но между строк этих заявлений сквозит досада на русских за то, что те не хотят, как в 2006 году, бесплатно снабжать «оранжевую» Украину газом и одновременно наращивать поставки «замерзающим европейцам». Можно быть уверенным, что рано или поздно эти чувства, вынужденно сдерживаемые экономическим кризисом, холодной зимой и стремлением не раздражать в такое время «русского медведя», сменятся всплеском антироссийских настроений.
Предложение В. Путина о том, чтобы Брюссель проспонсировал своих «восточных партнеров», видимо, звучит для европейцев чуть ли не оскорблением: почему это Европа должна делать то, что всегда делали русские? Россия продаёт Украине газ по заниженным ценам, экономические выгоды конвертируются в пушки и танки, которые поставляются Грузии и используются в ходе нападения на Цхинвал, а ответные действия Москвы используются Евросоюзом для укрепления своего влияния на Кавказе. И, конечно, любой шаг российского руководства, ломающий эту ситуацию, в Брюсселе расценят как «безответственность».
Тон Вашингтона еще более понятен: «Теперь, когда соглашение имеется, мы призываем Россию восстановить поставки газа немедленно. Мы также призываем Россию и Украину быстро заключить соглашение по продаже и транзиту газа», — говорится в заявлении представителя Госдепа Шона Маккормака.
То, что недоговаривают политики, договаривает пресса: «Холодные приветы с востока подпортили имидж России как надёжного поставщика энергоресурсов» (Handelsblatt), «Россия проявила себя снова — как и при урегулировании войны с Грузией — ненадёжным и непоследовательным партнером, отменяющим подписанные договоры вскоре после их заключения» (И. Маннтойфель) и т. п. И это — только оценки немцев. Следующим этапом может стать кое-что посерьёзнее. Например: лавина исков к «Газпрому» со стороны «обиженных» восточных европейцев, вброс предложений о создании механизмов «принуждения к поставкам», наращивание военно-политического давления на Россию, актуализация идеи «энергетического НАТО» и консолидация Запада вокруг Америки с её «глобальной ответственностью».
Представитель НАТО К. Волкер уже заявил, что Альянс вряд ли останется в стороне от российско-украинского газового спора. В том, что политическая поддержка со стороны НАТО рано или поздно будет Киеву оказана, сомневаться не приходится. Мы не исключаем, что подчеркнуто неконструктивная позиция Ющенко в газовом вопросе всецело согласована с Вашингтоном и проамериканскими группировками в европейском истеблишменте. И здесь спекуляции на чувствах замерзающих жителей балканских стран выглядят вдвойне лицемерными: при желании Евросоюз мог бы урегулировать ситуацию в кратчайшие сроки, но вековая тяжба Европы с Россией и рефлекс «трансатлантической солидарности» побуждают пренебречь страданиями оставшегося без газа населения Балкан.
Дальнейшее обострение Киевом газового конфликта, демонстративное изображение украинским руководством «оскорбленной невинности» могут преследовать вполне определенную цель: дать НАТО повод выступить с резким заявлением в адрес государства, использующего энергоресурсы для шантажа «молодых демократий». Это и станет первым актом драматического действия, в ходе которого не Украина войдёт в НАТО, а НАТО войдёт на Украину.
Тактика Ющенко до деталей повторяет тактику действий его грузинского кума: с точки зрения целей закулисных вдохновителей «газовой войны» её можно сравнить с войной Саакашвили против Южной Осетии, а «миротворчество» евроатлантических структур в том и другом случае служит их дальнейшему проникновению в Российское геополитическое пространство.
Мы прогнозируем ситуацию, при которой воровство (или подворовывание) российского газа на украинской территории будет всё больше покрываться, прежде всего, европейскими политиками (мнение технических специалистов, если оно будет существенным образом отличаться от официальной проукраинской линии, вряд ли услышат). Ответственным за возможные недопоставки газа европейским потребителям назначат «Газпром», а любые его попытки изменить ситуацию будут рассматриваться как проявления «энергетического монополизма», требующие решительного отпора.
Проблема поставок энергоресурсов политизирована до чрезвычайности — не только по субъективным, но и по объективным причинам. Дальше эта политизация будет лишь возрастать. Нереально надеяться на то, что прочных договоренностей между Россией и ЕС можно достичь уже в скором времени. России как никогда нужна сейчас чёткая стратегия в «газовом вопросе» — с учётом того, что лёгкой жизни в наступившем году ни «Газпрому», ни всей стране ждать не приходится.