Правая.Ru | Протоиерей Михаил Капранов | 17.01.2006 |
протоиерей Михаил Капранов |
Вы достаточно хорошо известны как один из основателей такового движения ещё в советские годы. Многие знают Ваш тернистый путь, когда в течение 60−70-х годов Вы неоднократно подвергались арестам, в дальнейшем, после рукоположения в священнический сан, стали одним их духовных наставников целого ряда патриотических организаций, сначала подпольных, а затем и легальных. Вы как никто другой знаете историю нашего движения, каково Ваше видение дальнейшего его пути?
— Я думаю, что современное патриотическое движение при всех своих недостатках имеет достаточно серьёзные перспективы. Став православными монархистами в застенках тюрем и лагерей, мы, создавая первые патриотические организации, вплоть до конца 80-х годов фактически не видели никаких реальных перспектив своего движения. В течение тяжелейших 90-х годов некоторые перспективы обозначились: повсеместно появилась патриотическая пресса, к сожалению, в большинстве своём далёкая от Православия, но идущая к Церкви. Мне многократно в течение этих лет доводилось общаться с представителями патриотической интеллигенции, и на моих глазах многие из них приходили к Истинной Вере.
Как я уже сказал, многие из нас пришли к Православию именно в лагерях. Действительно, та атмосфера, тот дух, с которым мы там столкнулись, располагал к этому. Лично я встречал монахов, которые сорок лет провели в заключении и в заключении же скончались, но мы видели, что эти люди умирали несломленными, видели, что православная вера помогает одолеть любые трудности, это опора, на основе которой можно выстоять против всякого террора. В воспоминаниях Анастасии Цветаевой есть такой эпизод, когда на Лубянке от неё требовали прекратить молиться, и признавались в том, что когда она молится, они не могут с ней ничего сделать. Именно такая молитва спасала людей в те годы. Известно, что человек, попадавший в лагеря верующим, обычно выдерживал все мучения и испытания.
Стоит сказать, что и сегодня существует немало архипастырей, пастырей и мирян в самых различных уголках нашей страны, которые своей проповедью, своей жизнью, своим участием в различных передачах, изданиях высказывают и показывают то, что может спасти Россию и русский народ, обращаются к тем целительным истокам, от которых мы были насильно отторгнуты в течение долгих десятилетий.
— В беседе со Святославом Ивановичем Григорьевым была высказана мысль, что существует некоторая надежда на то, что нынешняя власть, пусть даже не столько на основе своей внутренней сущности, сколько исходя из того, что ей противостоят откровенно антирусские и антиправославные «оранжевые» силы, постепенно будет становиться всё более национально-государственной. И таковые тенденции налицо, хотя и движимы они, в основном, банальным прагматизмом. Согласны ли вы с подобной оценкой? Может ли Церковь помочь власти совершить эту правоконсервативную метанойю?
— Самое главное, Церковь должна соблюдать чёткое равновесие между молитвенным и общественным деланием, так как последнее, к сожалению, может увести далеко от молитвы. Но при этом православным нельзя бояться участвовать в политической деятельности. Я согласен с тем, что прагматизм государственной политики неизбежно подталкивает к идеям национального возрождения, точно так же, как в своё время чекисты толкали нас к Церкви, Православию и патриотизму. Именно поэтому я уверен, что одновременно участвуя в церковной молитве и патриотической общественной деятельности, православные люди могут оказать воздействие на структуры государственной власти.
Так, к примеру, в Алтайском крае на протяжении 90-х годов контакты духовенства с губернатором или мэром были крайне затруднительны. В последние годы явно выстаивается совершенно другая линия взаимодействия на укрепление связей с Церковью, и именно на идее православного патриотизма возможна дальнейшая консолидация Церкви и общества, Церкви и власти.
— Отче, что бы вы могли пожелать современным православным патриотам, авторам и читателям сайта «Правая.Ру»? Каким образом мы, чада Церкви и одновременно патриоты своего земного Отечества, каждый на своём месте можем служить во имя возрождения России?
— Самое главное — это Единство в Любви. Это единство подразумевает то, что мы должны максимально отсечь свои личные интересы во имя того, ради чего все мы живём: во имя Церкви и во имя России.
— Спаси Господи, отец Михаил, за столь содержательную и поучительную беседу.
http://www.pravaya.ru/inview/6242