Русское Воскресение | Владимир Осипов | 14.01.2009 |
В Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре Самарским епархиальным управлением и Самарским институтом повышения квалификации работников образования во дни Успенского поста был организован лагерь-семинар для преподавателей русского языка и литературы и Основ православной культуры, в котором приняли участие богословы, учёные, священники и писатели из городов и районов области
Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий :
— Конечно, семинар можно было провести и в городе. Но важно было, чтобы люди пожили в монастыре и ещё больше воцерковились. И отрадно, что все слушатели дважды в день участвовали в Богослужениях, многие причастились. Особенно обрадовало, что все пришли на Повечерие перед праздником Преображения Господня, а оно закончилось в час ночи — и это после занятий, послушаний в строящейся обители и Всенощного бдения! Что же касается самих занятий. Уже немало писателей, литературоведов и богословов говорят и пишут о том, что русская литература выходит на новый этап своего развития, а точнее — на несколько ином уровне возвращается к тому, с чего начинала, к невыдуманности. Вспомним «Слово о Законе и Благодати», «Слово о полку Игореве», «Задонщину», «Сказание о Мамаевом побоище» — там нет придуманных историй, вымышленных персонажей, хотя эта литература художественна, в том смысле, что язык этих произведений сочен и лаконичен, а образы точны и многозначны. А русские былины! Это же исторический эпос, изложенный в высокохудожественной форме. Он древнее рукописных сказаний и восходит ко временам противостояния Руси и Хазарского каганата. Но многие школьники, студенты-филологи и даже учителя-словесники по ряду причин этого просто не знают. Взять «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. По сегодняшнему уголовному кодексу автор подпадает под статью о разжигании религиозной и национальной розни. Дикость! Неужели в школьных и вузовских пособиях именно поэтому «Слово» печатается в урезанном виде? В том числе, и этот пробел мы хотели устранить на семинаре.
Елена Бельчикова, проректор СИПКРО:
— Мы неслучайно решили собрать вместе именно преподавателей данных учебных дисциплин. В этих предметах заложен огромный творческий потенциал, и поэтому учитель через «великий и могучий» и нашу словесность несёт учащимся огромный творческий заряд, развивая его потом на уроках Основ православной культуры. Невыдуманность русской литературы — в отличии от западной — длилась очень долго. А потом под художественной стали понимать литературу выдуманную, что в корне неверно. Да, русская художественная литература высока по духовному потенциалу и в лучших своих образцах глубоко христианская. Достаточно назвать имена Пушкина, Достоевского, Лескова… Да и советская литература, особенно в так называемой деревенской прозе и тихой лирике, просто наполнена духом православия. В большинстве случаев там отсутствуют церковные сюжеты, персонажи, лексика. Но есть и такие, где она живёт в открытую, чего не было в до сих пор прославляемую либералами «оттепель», но что случалось в проклинаемый ими «застой». Вспомним «Чёрные доски» Владимира Солоухина, Или стихи Николая Рубцова:
Лунною порой,
Омрачая мир,
Шёл понурый строй.
Рядом — конвоир,
А душе в ночи
Снился чудный сон
Вербы и грачи,
Колокольный звон.
А его же стихи о Ферапонтовом монастыре!
В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.
И однажды возникло из грёзы,
И в молящейся этой души,
Как трава, как вода, как берёзы,
Диво дивное в русской глуши!
..А чего стоит одна повесть Василия Шукшина «До третьих петухов», где бесы осаждают монастырь и берут его хитростью, требуя затем вместо икон повесить их портреты! А повесть-то напечатана в «Нашем современнике» в середине 70-х, в самый что ни на есть «застой». Но это выдуманная повесть.
На занятиях вёлся обстоятельный разговор о невыдуманных рассказах Владимира Солоухина («Камешки на ладони»), Виктора Астафьева («Затеси»), Юрия Бондарева («Мгновения»). И пусть в их рассказах-заметках чисто религиозной тематики немного, зато в них такой высокий дух и такая жизненная глубина, что они в чём-то перекликаются с произведениями древнерусской литературы. Сегодня в подобном ключе, но уже на чисто религиозные темы, пишут петербуржец Николай Коняев, москвич Владимир Мельник, самарец Антон Гоголев… Много внимания семинаристы уделили документальным, но высоко художественным произведениям Владимира Крупина, Виктора Николаева, Станислава и Сергея Куняевых. А жизнеописание флотоводца Фёдора Ушакова — Росса непобедимого и Росса боголюбивого, — созданное Валерием Ганичевым, подвигнуло Патриарха Московского и всея Руси Алексия II предложить к рассмотрению вопрос о причислению к лику святых раба Божия Феодора. И через несколько лет Русская Православная церковь канонизировала адмирала,
Галина Бузаева, директор средней школы с. Майское:
— За документальные книги из серии «Жизнь замечательных людей» и особенно житийную и святоотеческую литературу ратует читатель, предпочитая их литературе выдуманной. На филологическом факультете университета я изучала «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, но в таком урезанном виде, что почти ничего в нём не поняла. И сейчас в хрестоматиях из этого произведения даётся только небольшой отрывок о Крещении Руси. Но главная суть «Слова» в том, как богоизбранный народ отпал от ниспосланной ему Благодати и распял Сына Божия. Но это почему-то до сих пор остаётся под запретом. В то же время в еврейских школах изучают «Шулхан» Арух", в которой, как говорили наши семинаристы, написано, что человеком может считаться только еврей-иудей! А нам в школах мешают вести Основы православной культуры, которые учат только добру…
***
Общаясь с участниками семинара, я лишний раз убедился, что все разговоры злопыхателей о смерти русской литературы — ложь. Словесность наша жива и выходит на новый виток развития, обогащаясь сказаниями, житийной литературой и тем, что издавна называли «Словом о…»
А благодать Божья ощущается уже не только в монастыре, но и в самом волжском селе Винновка, где за неделю я не встретил ни одного пьяного, не услышал сквернословия, не попадались и курящие подростки. А на Всенощную, а затем и Преображенскую Литургию с соседнего острова приплыли на байдарках с десяток детдомовцев, которые стояли там лагерем. Некоторые из них даже причастились Святых Тайн.
…Все мы перед Лицем Божием ходим, и как радостно, хотя бы иногда, ощущать благодать его.
Владимир Осипов, сотрудник Самарского епархиального управления РПЦ