Татьянин день | Митрополит Антоний Сурожский | 12.01.2009 |
Рождество Христово — это событие историческое, действительно случившееся, которое изменило все взаимоотношения Бога и твари. Не только с нами Бог, но Он — один из нас.
Рождество Христово
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В такую ночь, как эта, в морозную, звёздную ночь родился на земле Господь и Бог наш Иисус Христос. Бог стал человеком; Своим Божественным существом Он соединился со всем многослойным существом человека, пронизал существом Своим человеческую душу, исполнил Божеством Своим, словно огнем, и плоть человеческую, которую Он воспринял от Девы Богородицы, сроднив Себя таким образом со всем, что было сотворено державным Его Божественным словом. В такую ночь мы созерцаем духом это событие: это событие историческое, действительно случившееся, которое изменило все взаимоотношения Бога и твари. Не только с нами Бог, но Он — один из нас. Он явил нам Своим воплощением величие человека, который способен быть не только духоносен, но и Богоносен, способен соединиться со всей тайной Божества и, как говорит Ириней Лионский, в совершенстве своем быть Его славою.
Но верить в это событие, принимать его всем сердцем, всем умом — недостаточно: надо воспринимать его всей жизнью своей, всей крепостью, всей волей своей, и так прожить, чтобы воплощение Божие было явлено всему миру тем, какими стали Его ученики, приобщившись тайне Божества. Апостол Павел был гонителем Христовым, врагом молодой еще христианской общины; но когда на пути в Дамаск он оказался лицом к лицу с воскресшим Христом, вся его жизнь переломилась. И когда он нам говорит: Будьте последователями моими подобно тому, как я последовал Христу, он нам не хвастается собой, а говорит о том, что когда-то был врагом Божиим, был врагом Христовым, врагом Церкви, но познав Божество и Воскресение Спасителя, он всю свою жизнь изменил, стал иным человеком. И описывает он это великими словами: Для меня жизнь — это Христос, смерть — желанное приобретение, потому что, живя в теле, я еще разлучен от Христа… И в другом месте он говорит: Смерть для меня — не совлечение временной жизни, а облечение в вечность… И кончает он величайшим словом, словом такого смирения перед волей Божией, такой жертвенной отдачи себя Ему и людям, перед которыми делается трепетно; он говорит нам: Однако, для вас полезнее, чтобы я остался жить, и я готов жить — для того, чтобы свидетельствовать людям и служить им.
Быть Христовыми это значит не только умом и сердцем уверовать, это значит всем своим существом измениться, и изменить свою жизнь. Так ее изменить, чтобы каждый человек, который встретит либо отдельного христианина, либо общину христиан, с изумлением глядел бы на отдельного человека и на общину и видел, что эти люди принадлежат иному миру: не оторвавшись от этого, но переросши его; что они — граждане вечности, и что через них, в них вечность присутствует на земле уже теперь, и в них раскрывается перед всеми людьми величие и красота Царства Божия, которое есть Царство любви неограниченной, любви бесконечной, любви, которая себя до конца отдает на спасение ближнего — друга и врага, любящего и ненавидящего.
Только если мы будем таковыми, если жизнь наша будет — Христос, если Его воля, Его пути, Его мечты о земле осуществятся в нас, если для нас смерть перестанет быть страшной, а будет любимой, желанной — не как бегство от жизни, а как вступление в вечность, и если, однако, мы будем готовы жить самым тяжелым, самым крестным образом для того, чтобы воссияла радость вечности другим, — только тогда люди вокруг нас смогут поверить в Господа Бога, Спасителя всей земли, всего мира, Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки. Аминь.