Одна Родина | Евгений Коляда | 12.01.2009 |
Выборы Предстоятеля Русской Православной Церкви, участие в данном процессе епископата УПЦ и его инициатива по кандидатуре митрополита Владимира еще раз показали огромную значимость для Православия роли Украинской Православной Церкви.
Заявления и инициативы, которые на протяжении осени 2008 года звучали и со стороны Украинской Православной Церкви (Обращение Блаженнейшего митрополита Владимира к Предстоятелям Поместных Церквей), и со стороны власть предержащих (предложение провести Всеправославное совещание в 2009 г. в Киеве) свидетельствуют о стремлении Украины выйти из церковного кризиса.
Это можно только приветствовать, ибо разобщенность в душах людей не может не отражаться на остальной жизни общества, на состоянии дел в государстве. Правда, возникает вопрос: а где та сила, которая выступит скрепляющим обручем для украинского общества, позволяющим выйти из состояния разброда, в котором оно находится сегодня?
Сиюминутные «оранжевые» и «не оранжевые» интересы политических группировок искусственно обострили и выпятили на первый план социокультурные особенности разных частей Украины. Постоянное внушение мысли о том, что в Украине Запад противостоит Востоку, а Восток противостоит Западу, привело к тому, что простой народ, который ещё недавно не задумывался над этим, сегодня действительно уверовал (хотелось бы надеяться, что это не так) в то, что есть две разные Украины. И вот уже слышим: Украина — «это расколотая страна с двумя различными культурами». Пусть это утверждение грешит чрезмерной категоричностью, оно, тем не менее, в значительной степени отражает действительность. Сегодня, по мнению митрополита Владимира, в Украине «вынуждены говорить о двух полюсах украинской культуры, двух различных цивилизационных орбитах: «восточной и «западной».
Во время визита в Украину Святейших Патриархов Константинопольского Варфоломея I и Московского и всея Руси Алексия II в украинской прессе активно обсуждался проект создания «параллельных» юрисдикций. С одной стороны — Константинопольской, в состав которой гипотетически могли бы войти все православные приходы в Западной и Центральной Украине. С другой — Московской, верность, которой, по мнению журналистов, должны сохранить Юг и Восток. То, что данный сценарий — вовсе не досужий журналистский вымысел, дал понять епископ Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко), викарий Киевской Митрополии, секретарь Предстоятеля УПЦ, в своём интервью, размещённом на официальном сайте УПЦ 9 декабря 2008 года.
Читая всё это, хочется спросить: а есть ли основа для таких разговоров? Неужели западный регион Украины в конфессиональном плане настолько отличается от восточного? Неужто Православие может окончательно разделить Украину? Или всё как раз наоборот: именно Православие в лице Украинской Православной Церкви выступит той рекой, которая единым потоком благодатной веры объединит два берега? И есть ли к тому предпосылки?
Неоднородность конфессионального пространства Украины — ни для кого не секрет, но его масштабы не разглядеть без цифр. Западный регион (а это 7 областей из 25) наиболее насыщен религиозными организациями (35% от общего количества по стране).
Понятием «Восток» в Украине принято обозначать остальные 18 областей. При конфессиональном анализе, как правило, из них выделяют центральный, южный и собственно восточный регионы. По насыщенности религиозными организациями они отличаются друг от друга и требуют отдельного рассмотрения.
Общая же характеристика показывает, что в центральном регионе насчитывается около 23% от всех религиозных общин в стране, 33% - на юге, где за время независимости Украины был наибольший рост религиозных организаций за счет национальных меньшинств. Наименее охвачен религиозным влиянием Восток Укарины (чуть более 9% действующих в стране религиозных организаций). Даже эти немногие цифры позволяют говорить о том, что сводить деление Украины в конфессиональном плане всего к двум регионам не совсем верно: наряду с западным существуют, хоть и в меньшей степени, но все-таки достаточно насыщенные в религиозном отношении центральный и южный регионы.
На западе Украины сильны позиции католицизма. Это находит проявление в распространении парафий, принадлежащих собственно Римско-католической церкви (РКЦ), а также Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). И в этом нет ничего удивительно. Украинское униатство, запрещённое после установления советской власти, с её падением вернуло свои позиции путем насильственной экспроприации церковных зданий и имущества у православных. Используя подобные методы при восстановлении униатских приходов, активисты из числа греко-католиков привычно апеллировали «к москальским методам» середины 40-х годов ХХ века. Апеллировали к тем методам и подражали им. Бесполезно спрашивать, где пресловутая западная культура сегодняшних экспроприаторов, которой они часто кичатся. Нетерпимость сторонников УГКЦ по отношению к пастве Украинской Православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП) больше свидетельствует об отсутствии такой культуры, чем о её наличии. На сегодняшний день 94% всех церковных общин УГКЦ находятся именно в западном регионе. Больше всего их во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях. Например, во Львовской области УГКЦ принадлежит 53% общин от всех зарегистрированных в данной области.
Растет в западном регионе и сеть религиозных организаций Римско-католической церкви. С 1989 года количество общин, руководимых Ватиканом, увеличилось на 87,3%. Сегодня в западных областях Украины действует 44,3% от всех католических общин зарегистрированных в стране. Основная их часть сосредоточена в Закарпатской и Львовской областях. А из областей центра — в Винницкой, Житомирской и Хмельницкой. В совокупности здесь сосредоточено 64,5% всех католических общин Украины.
Что же касается положения в западном регионе протестантских деноминаций, то здесь известный стереотип, согласно которому именно Запад Украины является рассадником сектантства, разбивается о конкретные данные о протестантских организаций, числящихся в Украине. За исключением Всеукраинского союза церквей христиан веры евангельской пятидесятников (на западе сосредоточено 52% организаций этого протестантского направления), численность других не превышает трети от зарегистрированных в данном регионе.
Еще одной особенностью украинского Запада является положение в нём Православия. Сегодня в западном регионе действует около 31% всех православных религиозных организаций Украины. Правда, распределение их внутри региона достаточно разнится. Если в Волынской, Ровенской областях их численность перекрывает 65% всех религиозных организаций, действующих в данных областях, то в Тернопольской, Закарпатской, Ивано-Франковской их доля не превышает 35%, а во Львовской и того меньше, всего около 30%. Более того, в западном регионе православный мир расколот, как нигде в Украине. Здесь сосредоточено 846 приходов или 70% всех приходов «Украинской автокефальной православной церкви», 1771 приходов или 43,6% религиозных общин «киевского патриархата». 21,4% всех своих приходов в Украине имеет в этом регионе УПЦ МП. Во Львовской и Ивано-Франковской областях зарегистрировано всего лишь 63 и 31 церковная общины, принадлежащие УКП МП.
Западный регион Украины стал своего рода полигоном для раскольников в Православии и полем активного распространения католицизма под вывеской религиозного возрождения Галиции. Однако необходимо учитывать, что засилье «УПЦ КП» и «УАПЦ» в основном имеет место в трёх областях — Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской, а это меньше половины западных областей. Кроме того, ряд журналистов в угоду существующему стереотипу, опускают тот факт, что УПЦ МП по количеству приходов в западных областях (2486) превосходит другие православные юрисдикции. Почти 49% всех православных организаций зарегистрированных в этом регионе, принадлежит сегодня Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. То есть и на западе Украины УПЦ МП имеет достаточно прочные позиции.
И ещё две цифры. Православие в сегодняшней Украине доминирует: оно охватывает 51,5% религиозных организаций страны, при этом канонической УПЦ МП принадлежит около 70% всех православных обществ Украины. Это очень показательная расстановка сил, говорящая о том, что Украинская Православная Церковь — единственная церковная структура и один из немногих общественных институтов в Украине, имеющий твёрдую опору и на левом, и на правом берегах Днепра. В духовно-историческом плане это именно та сила, которая способна объединить восток и запад современной Украины.