Русская линия
Православие и современность10.01.2009 

Вопрос священнику

Если я хочу причаститься на ночной (Рождественской или Пасхальной) службе, то с какого времени надо воздерживаться от пищи и воды?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик Архиерейского храма
в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

В рождественский Сочельник по церковному Уставу (Типикону) положено полное воздержание от пищи до захода солнца. Такое на первый взгляд строгое уставное указание вполне оправдано для тех, кто действительно готовится к встрече великого праздника. В этот день христиане стараются большую часть времени провести в храме: само богослужение, атмосфера ожидания торжества, молитвенное напряжение, умеренная предпраздничная «суета», — все это заставляет забыть о физической усталости.

Однако уже сложилась традиция, учитывающая телесную и духовную немощь современных христиан. Можно подкрепить свои силы в Сочельник трапезой до шести часов вечера, чтобы затем можно было спокойно выстоять продолжительную ночную службу, не угнетаясь слабостью сил и не раздражаясь, и спокойно причаститься Святых Таин. Впрочем, если Вы чувствуете в себе силы выдержать уставной пост, с благословения священника, можно попробовать подражать в этом древним христианам.

Почему католики празднуют рождество не 7 января, а 25 декабря?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

В Священном Писании ничего не говорится о дате Рождества Христова. Древняя Церковь назначила ее довольно произвольно, приурочив к 25 декабря, когда в Римской империи совершались привычные народные празднества в честь языческого бога Сатурна. Язычество со временем перестало быть актуальным, а 25 декабря навсегда осталось датой праздника Рождества Христова. В первые века христианской истории в Римской империи действовал юлианский календарь, который сохранился в употреблении в Православной Церкви. Западная Церковь, а вместе с ней и западно-европейские государства, в XVI столетии перешли на более точный с астрономической точки зрения, но менее точный исторически григорианский календарь. При этом даты церковных праздников были не пересчитаны, а попросту закреплены за привычными датами нового календаря. В частности, 25 декабря юлианского календаря так и осталось 25 декабря в григорианском календаре. Однако в действительности григорианский календарь опережает юлианский со скоростью трех дней в четыреста лет. Поэтому 25 декабря юлианского календаря в XX и XXI столетиях в григорианском календаре падает на 7 января.

1) Правда ли, что брак, заключенный в Святки, долговечен и прочен? Скажите, пожалуйста, когда период Святок?
2) Почему в период с 7.01 по 19.01 не венчают?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Святками называются дни от Праздника Рождества до Праздника Богоявления, то есть от 7 января до 19 января по новому стилю. Церковь посвящает эти дни воспоминанию об осуществлении спасительного для человека Промысла Божьего, о Рождестве Спасителя.

Любые плотские утехи в эти дни считаются неуместным; поэтому Таинство Венчания в Святки не совершается. Брак же, заключенный без благословения Церкви редко бывает прочным и долговечным.

Для православного человека каждый церковный праздник, прежде всего, — воспоминание о событии, очень важном для спасения. Поэтому главное содержание праздника — это радость о том, что Бог не забывает о человеке, помогает ему через Свое непосредственное участие в истории, являет Свою благодать в чудотворных иконах и прославленных святых. Духовно чуткому человеку в праздник хочется побывать в храме на богослужении, поскольку песнопения, звучащие во время службы, евангельские чтения, каноны, тропари и стихиры раскрывают содержание воспоминаемого события; и даже если бывает трудно понять смысл некоторых из них, благодатная атмосфера богослужения наполняет душу ни с чем не сравнимой радостью.

По сравнению с этой радостью любое плотское удовольствие оказывается грубым и примитивным. Кроме того, общий запас душевных сил человека, как правило, ограничен. И если все они будут затрачены на угождение плоти, дух человеческий неизбежно окажется на голодном пайке.

Поэтому, хотя Церковь и благословляет «утешение братии» в виде праздничной трапезы, встречи и беседы с духовно близкими людьми, никакое торжество раскрепощенной плоти в праздник неуместно. Можно утешать нашу немощную плоть, но угождать ей никак нельзя.

В древности Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день, который назывался Богоявлением. Впоследствии эти праздники разошлись, однако промежуток между ними — Святки — остался в календаре как один большой праздник. В эти дни Церковь вспоминает Рожество Христово, пришествие в мир Богочеловека Христа. Желая стать как можно ближе к человеку, Бог является не в торжестве Своей Славы, но прикровенно, рождаясь в захолустном городке на окраине империи. Став человеком, Бог проживает обыкновенную человеческую жизнь. Он воспитывается в семье назаретского плотника Иосифа, рано узнает, что такое тяжелый, неблагодарный физический труд. Божественное достоинство Иисуса в первый раз проявляется в момент крещения в водах священной реки Иордан. Это и есть Богоявление.

В дни воспоминания о таком великом событии Церковь считает неуместным проявление какого-либо плотского чувства и поэтому не совершает бракосочетания и не благословляет супружеские отношения.

Когда надо убирать елку? Кто-то говорит сразу после Рождества, кто-то — что надо елку до Крещения сохранять. Может это не принципиально — когда наряжать, когда разряжать? Но к традициям я отношусь с теплотой, поэтому все же хотелось бы знать.

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Вы правы: совершенно не принципиально, когда наряжать и когда «разряжать» Рождественскую елку, тем более, что сам обычай украшать вечнозеленое дерево имеет языческое происхождение. В этом вопросе люди руководствуются, скорее, своими семейными традициями.

Если читать историю, то получается, что христианство отделилось от иудаизма? Был народ — евреи, верили они в Единого Бога, была религия — иудаизм. Приходит на землю Христос, одни евреи не поверили, что Он — Спаситель, остались иудеями, другие пошли за Спасителем, стали христианами. И в учебнике религиоведения пишут, что «христианство зародилось на рубеже 1 в. до н. э и 1 в. н.э.». Что значит «зародилось»? А как же святые, жившие до Рождества Христова, они что — не христиане?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Несправедливо считать, что христианство зародилось в недрах иудаизма, даже если под иудаизмом понимать религию Ветхого Завета. Христианство появилось в результате Боговоплощения, пришествия в мир Спасителя, Господа Иисуса Христа, Бога, Который стал Человеком, для того, чтобы вернуть человеку нравственную свободу, освободить его от абсолютной власти греха, диавола и смерти.

Религия Ветхого Завета была призвана сохранить человечество от самоуничитожения до этого события. Дело в том, что грехопадение привело потомство первого человека, Адама, к утрате правильных представлений о добре и зле. Человек не видел своего настоящего блага, принимая за него в той или иной степени замаскированное зло. Кроме того, первородный грех, действовавший в человеке, подталкивал его к злу, даже если сам человек этого не хотел. Такое состояние точно и лаконично было описано апостолом Павлом: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 19−20).

Правота апостола Павла легко подтверждается данными исторической науки. Великие древние цивилизации: от шумеро-аккадской и древнеегипетской до классической греческой и эллинистической при удивительном развитии науки, технологии и искусства, погибли по причине все более усугубляющейся безнравственности. То есть по причине все более умножающегося греха.

Ветхий Завет был средством созидания особого богоизбранного народа, предназначенного для сохранения неповрежденной богооткровенной истины до пришествия Спасителя. Исторические книги Ветхого Завета достоверно и подробно рассказывают, какими сильными средствами сохранялась эта богоизбранность. Заповеди Ветхого Завета, особенно декалог Моисея, определяя полный круг нравственных обязанностей человека, предохраняли богоизбранный народ от самоуничтожения в бездне греха. Ветхозаветные заповеди служили вехами на историческом пути богоизбранного народа, указывающими на опасность, которая была с нарушением этих заповедей сопряжена.

Ветхий Завет выполнил свое предназначение. Главным образом, за счет веры тех праведников, которые вопреки всему видимому злу, верили в истинность пророчеств о грядущем пришествии Спасителя. Эти праведники одержали нравственную победу над лежащим во зле миром, не соглашаясь никаким образом участвовать в этом зле. О силе их веры вдохновенно пишет апостол Павел в 11-й главе Послания к Евреям. Поскольку «человек спасается только верой в Иисуса Христа» (Гал. 2, 16), эти праведники, называвшие Спасителя словом Машиах (Мессия, Помазанник), и считаются святыми, наряду с подвижниками благочестия, жившими в Новозаветную эпоху. «Все они ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор., 10, 3−4).

Историческая трагедия богоизбранного народа состояла в том, что большинство его представителей не узнало в Иисусе Христе Мессию, о Котором говорили почитаемые ими ветхозаветные пророки. Это произошло из-за того, что в сознании израильтян на место веры, которая всегда является подвигом, был поставлен закон, исполнить который всегда легче. Оставшись вне Христианской Церкви, евреи усугубили свою вину перед Богом тем, что принялись оправдывать свою духовную слепоту. Та, враждебная христианству религия, которая сейчас называется иудаизмом, основанная не столько на книгах Ветхого Завета, сколько на «преданиях старцев» (Талмуд, составленный в 3−5 веках ПОСЛЕ Рождества Христова), и является таким оправданием.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5940&Itemid=80


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru