Русская линия
Православие и современностьИерей Павел Усов10.01.2009 

Вечный смысл Ветхого Завета

Любой человек, регулярно посещающий богослужения, без особого труда может заметить, что многие фрагменты молитв и богослужебных текстов взяты из Священного Писания. Ведь именно в Библии записано Божественное Откровение, раскрывающее нам смысл отношений человека с Богом.

Отрывки из Священного Писания присутствуют как в виде отдельных стихов, например, в запевах на стихиры, так и в виде завершенных по смысловому содержанию фрагментов, например, молитва Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши…». Также в некоторые моменты богослужения читаются большие фрагменты из различных книг Священного Писания. За Божественной литургией это отрывки из книг Нового Завета. Чтения из Ветхого Завета чаще используются за вечерним богослужением, например, чтения Псалтири и паремий.

Паремиями называются отрывки из Священного Писания Ветхого Завета, которые полагается читать на вечерне перед большими праздниками. Для чего же нужны паремии в богослужении? Дело в том, что в Библии раскрываются две основные темы. Первая — это обетование (обещание) Бога спасти человека от греха, проклятия и смерти. А вторая — это исполнение Божественного обетования в Лице Господа Иисуса Христа.

Отрывки из Священного Писания, содержащие в себе соответствующие празднику пророчества и прообразы, читаются за богослужением. Обычно чтения объединяются в циклы из трёх паремий, но бывают исключения. Например, на Благовещение их 5, в канун Рождества Христова (Рождественский сочельник) — 8, в навечерие праздника Богоявления (Крещенский сочельник) — 13, в Великую Субботу — 15.

Считается, что традиция читать паремии за богослужением восходит к синагогальному иудейскому богослужению. У евреев существовал обычай, позволяющий любому совершеннолетнему мужчине прочитать в синагоге фрагмент Священного текста и дать ему собственное истолкование.

В чтении паремий на вечерне мы можем наблюдать преемственность традиций богослужения. Однако во времена синагогального богослужения люди читали пророчества, чтобы понять, когда совершится пришествие в мир Мессии и какие события будут этому сопутствовать. В христианском богослужении содержание паремийного текста объясняет молящемуся, что празднуемое событие есть результат действия Божественного промысла. Тексты ветхозаветных пророчеств указывают нам, что уже от начала мира Всеблагой Бог, зная о неизбежности человеческого грехопадения, приготовляет для своего падшего творения возможность покаяния.

Пока слова пророков не исполнились, а оставались лишь только строками на свитках Писания, можно было как угодно их толковать и перетолковывать. Но после того как в мир пришел Спаситель, Церковь за каждым праздничным богослужением возглашает паремии, демонстрируя всем, что пророчества и прообразы Ветхого Завета явным образом исполнились в Иисусе Христе.

Прообразы и пророчества о Спасителе

Уже в третьей главе книги Бытия мы находим обещание Бога о «семени жены», которое поразит главу змея (сатаны) (Быт. 3, 15). С древнейших времен это обетование Божие объясняли как будущую победу Мессии над диаволом, но в полноте смысл этого пророчества стал понятен после рождения Спасителя Девой от Духа Святого, без участия мужчины.

Другие пророчества возвещают, что Мессия произойдет из среды именно еврейского народа, то есть от семени Авраамова (Быт. 22,18). Его предками будут Исаак (Быт. 21,12), Иаков (Числ. 24,17), царь Давид (Иер. 23, 5).

Удивительно, но даже место рождения Иисуса Христа было предсказано заранее пророком Михеем (Мих. 5, 2). События, сопровождавшие рождение Спасителя, также были возвещены в пророчествах. «Так говорит Господь: голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер. 31,15). Это предсказание об избиении Вифлеемских младенцев по приказу Ирода, который хотел убить и только что родившегося царя Иудейского. О бегстве Святого семейства в Египет и пребывании там до смерти Ирода было возвещено у пророка Осии: «Из Египта вызвал сына Моего» (Ос. 11,1).

Древние тексты пророчеств также предвозвестили о Царственном (Пс. 2, 6), Пророческом (Втор. 18, 18) и Первосвященническом (Пс. 109, 4) служениях Спасителя. О том, что Он будет помазан Духом Святым (Ис. 11, 2) и будет называться Мессией, или Христом, что означает Помазанник.

В Писаниях пророков сказано, что Его служению будет предшествовать проповедь Предтечи: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40, 3). Он будет совершать чудеса: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис. 35, 5, 6). Будет учить народ притчами: «Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности» (Пс. 77, 2). Когда Он въедет в Иерусалим на осле, Его будут встречать как царя: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9).

При внимательном чтении Библии вызывают удивление подробности, с какими описывается последний день жизни Мессии. Разные пророки детально повествуют и о продаже Христа одним из учеников (Пс. 40, 10) за тридцать сребренников: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников» (Зах. 11,12). И о лжесвидетельствах на Него: «Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня» (Пс. 34,11). И о том, как Ему предстоит страдать (Ис. 53, 5), быть избитым и оплеванным: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис. 50, 6). И о том, что руки и ноги Его пронзят (Пс. 21, 17) и будет Он распят с разбойниками: «Я дам Ему часть между великими … за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был» (Ис. 53,12). И одежда Его будет разделена между палачами (Пс. 21, 19). И к Богу воззовет Он перед смертью: «Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня?» (Пс.21, 2). И солнце померкнет в час Его смерти: «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня» (Амос.8, 9). И похоронен будет в гробнице богатого (Ис. 53, 9). И, конечно же, события Воскресения Христова были возвещены от пророков: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15, 10).

В паремиях, помимо отрывков из пророчеств, можно увидеть фрагменты Священного Писания, которые трудно напрямую соотнести с празднуемыми событиями. Такие отрывки из Библии, которые не были пророчески осмыслены во времена ветхозаветные, но получили новое духовно-символическое прочтение и звучание в Новом Завете, называются прообразами. Среди ярких прообразов можно выделить трехдневное пребывание во чреве кита пророка Ионы (Ион. 2, 1−11), символизирующее трехдневное погребение Христа во гробе.

Паремийные циклы праздничных богослужений содержат в себе и отрывки из пророчеств, и ветхозаветные прообразы. Пророчества говорят о том, что Бог изначала мира заботится о спасении человека и все Его обещания непременно исполняются. А прообразы, уже с новозаветной точки зрения, открывают человеку духовный, мистический смысл праздника.

Паремии Рождества Христова

Восемь паремий читается в навечерие праздника (Рождественский сочельник) — утром 6 января на великой вечерне, которой в этот день начинается Литургия. Рассмотрим некоторые из них. В первой паремии (Быт. 1, 1−13) повествуется о творении мира с первого по третий день. Этот фрагмент является прообразом, который несет в себе несколько символических смыслов. Во-первых, если творение есть начало бытия человека, дарование ему жизни от Бога, то Искупление человека от вечной смерти, начало которому полагается в Рождестве Иисуса Христа, есть дарование спасенному человеку жизни вечной в Боге. Во-вторых, в первые дни творения Богом определяются основы бытия, его законы, а с пришествием в мир Спасителя природа и мироздание получают новые, духовные, законы, способные снова соединить человека с Богом.

Вторая паремия передает слова благословения Израилю от пророка Валаама (Числ. 24, 2 — 9,17,18). Он был призван царем моавитян Валаком, чтобы за определенные дары наслать на израильтян проклятие от Бога. Но Бог заградил проклинающие уста, и Валаам вместо проклятия произнес благословение Израилю. В частности, он произносит: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ. 24, 17). По мнению многих исследователей, «звезда от Иакова» есть символ Мессии, который должен восстать из среды Израиля. И, конечно же, как не вспомнить ту чудесную звезду которая привела к Спасителю восточных мудрецов.

Третья паремия раскрывает пророчество Михея о месте рождения Мессии (Мих. 4, 6, 7. 5, 2−4). Он указывает на древнейший город Палестины — Вифлеем. Некогда богатый, а ко времени Иисуса Христа пришедший в запустение, он был родиной царя Давида. Из этого же города Господь определил родиться и Своему Сыну. Об этом Он говорит устами пророка: «И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле» (Мих. 5, 2).

В следующей паремии пророк Исайя возвещает, что Мессия произрастет из корня Иессеева, отца царя Давида. Он принесет новый закон для всего мира, который изменит и человека, и природу: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком … и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их… И младенец будет играть над норою аспида… Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа… И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава» (Ис. 11, 1−10).

В шестой паремии снова звучат слова прообраза (Дан. 2, 34−36,44,45). В этом отрывке рассказывается об истолковании пророком Даниилом сна царя Навуходоносора. Здесь говорится о камне, который самостоятельно оторвался от горы и разбил великого истукана, символизирующего собой царства земли, существовавшие до Иисуса Христа. «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, и железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось … а камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан. 2, 34, 35). Символически здесь дается указание на Христа, который есть краеугольный камень Нового Царства, победившего все царства, бывшие до Него. Гора, от которой оторвался камень, есть прообраз Пресвятой Богородицы.

Последняя паремия праздника Рождества Христова совмещает в себе и пророчество, и прообразование. Пророк Исайя говорит о чудесном знамении, которое даст Господь: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). В этих словах он и возвещает о грядущем чуде Рождества Спасителя (то есть рождение от девы), и указывает на духовный смысл этого рождения.

Он говорит, что младенца назовут Еммануил, но его назвали Иисус. Казалось бы, пророчество не исполнилось, однако если перевести это имя, то оно будет означать — «С нами Бог». Таким образом, пророк, не собирался указывать конкретное имя чудесно родившегося Младенца. Этим именем он отразил духовное значение Рождества Мессии. Паремийный цикл Рождественского богослужения заканчивается словами пророчества: «Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!» (Ис. 8, 10). Этим провозглашается незыблемость нового миропорядка, принесенного в мир Христом.

Нужно ценить моменты чтения паремий за богослужением, стараться понимать их. Потому что, как и любое чтение Священного Писания, паремии дают нам возможность проникнуться смыслом богослужения, почувствовать духовный настрой праздника и приобрести пользу для души в молитвенном общении с Богом.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5949&Itemid=3


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru