Нескучный сад | Архимандрит Алексий (Поликарпов), Протоиерей Георгий Бреев | 10.01.2009 |
Известно, что православные молятся не как придется, а по «правилу». В чем его смысл и как сделать ежедневную молитву живой, объясняют наместник московского Свято-Данилова монастыря архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов) и духовник г. Москвы, настоятель храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне протоиерей Георгий БРЕЕВ.
Зачем нужно «правило»?
«Молитва должна быть неким пламенем для души. Человек в круговороте житейских перипетий чувствует, что это горение начинает коптить. Его стремление к молитве ослабевает, а некоторые оставляют молитву надолго, — объясняет прот. Георгий Бреев. — Потом опомнятся: „Ой, что же я делаю, разве от того, что я оставил молитву, мне стало лучше? Стало во много раз хуже“. Душа начинает опять искать, как бы заново обновлять себя, начинать обращаться к Богу, молиться. Молитва — это дыхание духовное. Пусть наши молитвы несовершенны, но есть такое выражение: молитва дается молящемуся. Не будешь молиться совсем — впадешь в расслабление. Будешь потихоньку молиться, будет теплиться внутренний огонечек, он будет тебя согревать, подвигать. Правило молитвы дал нам Сам Господь. Господь сказал: если ты хочешь принести жертву угодную, тогда войди в свою комнату, затвори за собой дверь. Показал условия молитвы: она должна быть сокровенной, не показной, должна быть сердечной.
В старых молитвословах везде говорится: прежде чем встать на молитву, приведи все чувства в порядок, отложи на время молитвы все заботы о делах. Сразу по пробуждении от сна возблагодари Господа. Слава Тебе, что Ты даешь мне новый день, что я встречаю его в здравии, и сразу начинай молиться. А уж потом включайся в текущие свои дела. Если ты хоть малую молитву совершил, но искренне, не рассеянно, от теплоты сердечной, с благоговением — она будет тем импульсом, который будет целый день держать тебя. Такая молитва дает правильный настрой нашей души. А молитва вечерняя дает покой душевный, с молитвой заснешь, будет сон твой питательный, восстановит твои силы, ангел хранитель укрепит на новые труды».
Короткое или длинное?
Наиболее коротким принято считать правило прп. Серафима Саровского, состоящее из трижды повторяемых «Отче наш» и «Богородице Дева, радуйся» и единожды «Верую». Считается, что достаточно прочитать его только два раза — утром и перед сном. Однако правило, которое прп. Серафим рекомендовал или молограмотным, или имеющим целодневное послушание, подразумевает практически непрерывную молитву. Он советовал читать эти молитвы и перед обедом, а в течение дня до обеда повторять: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» — или хотя бы молиться просто: «Господи, помилуй». После обеда, исполняя свое дело, говорил преподобный Серафим, нужно читать «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного» или «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного» и так до самого сна. (Желательно сверить).
По словам архимандрита Алексия (Поликарпова), важно не столько количество молитв, сколько «качество»: «Если через правило преподобного Серафима мы выражаем перед Богом все свои мысли и чувства и больше не можем приложить к этим молитвам ничего — нам недосуг или еще по каким-то причинам, — Бог невозможного не требует. Важно наше стояние перед Богом, важно сердце, которое открыто перед своим Создателем. И будем ли мы читать при этом набор молитв в обычном нашем молитвослове или какие-то свои молитвы, это будет принято Богом. Бог же все видит и знает и немощь нашу, и слабость, и помогает нам во всем. Если же по каким-то объективным причинам (а не по лености и нерадению) не можешь прочитать все правило, а делаешь какие-то сокращения, то лучше хоть так, чем вообще никак не молиться.
Бывает, что человек часть молитв читает дома, а часть по дороге на работу. Но если он едет, например, в метро и чувствует, что не в состоянии сосредоточиться и в голове каша — тогда, конечно, это будет профанация. Тогда имеет смысл сократить правило, чтобы успевать его прочитать дома или читать правило преподобного Серафима. Точно так же для человека, живущего в напряженном ритме, будет извинительно слушать молитвы в диктофонной записи. Лучше хотя бы так, чем никак. Но если он лукавит перед самим собой и не молится из-за лени, то это неправильно. Бывает, что кто-то привык молиться только вечерами, а утром времени нет. Но ведь мы находим время умыться и привести себя в порядок, значит, можно встать на две минуты раньше и посвятить их молитве. Хотя бы одну молитву прочитать, например „Отче наш“, и начало новому дню уже будет положено. И все-таки ограничиваться правилом преподобного Серафима Саровского более приемлемо для новоначальных, только вступающих на путь христианской жизни».
Чтобы молитва была живой
Отец Георгий уверен: молитве нужно не только учиться, но и готовиться к ней. «Если я не собран, то собраться, если в сердце вражда, встать перед Богом и сказать: „Господи, меня кто-то оскорбил, я ответил оскорблением, нахожусь в нехорошем состоянии, как я могу принести Тебе достойное моление?“ Если во мне угасло чувство веры и близости Бога нужно прибегнуть к покаянию: „Господи, я потерял это живое отношение к Тебе, потерял благоговение“. Покаяние очищает совесть, и в душе восстанавливается единение с Богом, в силу того, что „сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит“. Молитва — не только прославление Бога, не только прошение к нему, но прежде сокровенная жертва, посильная нам. Что другого могу я совершить из дела благого? А помолиться всегда могу, если с сокрушением помолюсь, это и есть уже жертва Богу — дух сокрушенный. Сокрушение меня опять восстановит, молитвенные правила опять оживут, обретут смысл. Нужно с благоговением просить: „Господи, помоги мне, Ты же источник обновления“. Молитва может загореться и от чтения духовных книг. Читаешь кого-то из святых отцов — Исаака Сирина, Макария Великого, Максима Исповедника, Иоанна Кронштадского, — и вдруг слова коснулись сердца, загорелось чувство к Богу, родилось удивление или восхищение, и это уже — молитва. Ее как искру из кремня высекает из сердца слово Божие или слова святых к Богу».
Правило для семьи
У людей, внимательно читающих Евангелие может возникнуть смущение, что слова Христа (Мф. 6, 7) «молясь, не говорите лишнего, как язычники. (которые) думают, что в многословии будут услышаны» входят якобы в противоречие со словами апостола Павла: «Молитесь непрестанно» (1 Фес. 5, 17). На самом деле никакого противоречия здесь нет, считает о. Алексий (Поликарпов): «Молиться непрестанно можно и краткой молитвой. У аскетов практикуется молитва Иисусова, но непрестанно повторяемая. Под многословием же подразумевается то, когда в молитве мы подчас сами не знаем что просим, и просим неразумно.
Среди некоторых людей бытует мнение, что нельзя возвращаться к прочитанному, если невнимательно прочел что-то при чтении молитвенного правила. Между тем подвижники благочестия говорят: если есть такая возможность, то вернись и прочти внимательно. Если во время молитвы в голову приходят посторонние, праздные мысли, святые отцы говорят: ум наш как река, мысли приходят и уходят, а наше дело не соглашаться с ними. Обращая на них внимание, мы лишимся молитвы. Но если это мысль об исповедовании какого-то греха, которая пришла к нам под благочестивым настроением, то ее можно и записать. Иногда спрашивают, можно ли общепринятое молитвенное правило заменить чем-то еще, допустим, утром читать каноны, вечером Псалтирь? Можно. И каноны, и Псалтирь, и Евангелие и другие молитвословия тоже будут молитвой. Особенно если человек читает их внимательно и сосредоточенно—Бог эту молитву принимает. Но опять же, если мы говорим об утренних и вечерних благословениях, испрашиваемых на начало и конец наших дневных дел, то при возможности, хотя бы частично, их надо присовокупить».
Церковь приучает своих чад к молитве с младенчества. За младенцев молятся их родители. Учат их молитве, просто занимаясь и играя с ними. «И хорошо, если ребенок сидит, играет в кроватке и слушает, как молятся его родители, — советует о. Алексий. — Когда дети подрастают и могут сами что-то читать и выучить наизусть, то активное участие в таком молитвенном правиле очень ценно для них. Дети не могут долго смирно стоять, помолитесь с ними вместе кратко и отпустите, а сами продолжите свое правило.
Родители вправе по своему усмотрению выбрать молитвы для совместного утреннего и вечернего правила с детьми. Когда же встает вопрос о подготовке ребенка к причастию, к ежедневному правилу нужно добавить одну-две молитвы из последования ко святому причащению или, может быть, из канона ко причащению — чтобы дети постепенно возрастали в духовном плане. Трудно назначить какой-то определенный срок или возраст, когда ребенок уже может выстоять все молитвенное правило, это все решается индивидуально. Главное — его понимание, что молитва необходима, что это его личное обращение к Богу, что он молится за всех своих близких и всех, кто ему дорог. У детей чистая, ясная память, и если почаще обращаться вместе с ними к Богу, то они быстро запоминают молитвы».
Современный канон утренних и вечерних молитв складывался постепенно. Упоминания об утренних и вечерних молитвах впервые встречаются в первых изданиях славянского Акафистника (вторая четверть XVII века) и в уставе Флорищевой пустыни (основана в XVII веке в Нижегородской области). В этих книгах приводятся «молитвы спальные», то есть читаемые перед сном. К концу XIX — началу ХХ века есть уже несколько видов молитвословов, но утреннее и вечернее правило в них заметно короче, чем в современных. Если судить по молитвослову старообрядческой церкви, до раскола место утреннего и вечернего правила в молитвенной жизни православных людей занимали Полуночница (ночное уставное богослужение) и Повечерие (краткое вечернее богослужение), которые читались в Церкви. Эти молитвы многие верующие знали с детства наизусть, ведь большинство населения не умело ни читать, ни писать.
Ирина ЛУХМАНОВА, Алексей РЕУТСКИЙ
http://www.nsad.ru/index.php?issue=51§ion=8&article=1149