РПМонитор | Максим Калашников | 06.01.2009 |
КОНЧИТСЯ ЛИ ОРГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ?
Новоизбранному президенту Соединенных Штатов не позавидуешь. Углубляющийся кризис все острее ставит вопрос о радикальной смене экономической политики, об отказе от полностью обанкротившегося неолиберального курса «а-ля Мильтон Фридман», проводившегося в жизнь с 1981 года. Масса избирателей желает видеть новое издание рузвельтовского New Deal.
Но вот вопрос: а пойдет ли на это нынешняя элита США, привыкшая к сладкой безответственности ультралиберализма? Откажется ли от явного паразитизма? И не превратит ли новый Новый курс в приватизацию государства?
Сегодня модно сравнивать текущий системный кризис с Великой депрессией 1930-х. Что же мы видим? Обаме уже намного труднее, чем Франклину Делано Рузвельту в 1932-м. Ф.Д.Р., надо заметить, пришел в Белый дом с поста губернатора самого крупного, «имперского штата» — Нью-Йорка. Он успел получить реальный опыт антикризисной экономической политики, включавшей в себя организацию общественных работ и финансовую помощь безработным. Бараку Хусейну Обаме похвастаться подобным нельзя: он никогда не управлял ни штатом, ни даже большим городом. Он вообще реально ничем не управлял. Его антикризисные речи — пока лишь теория, благие намерения.
У Франклина Рузвельта в 1932-м под рукою имелись менеджеры-промышленники, управляющие-технократы с нефинансовым, неспекулятивным складом ума. То были люди, зачастую прошедшие школу управления централизованной экономикой и национализированными отраслями в годы Первой мировой. Ничего подобного в распоряжении Обамы в 2009 году нет. Его окружают сплошь чистые финансисты и откровенные спекулянты. За 27 лет ультралиберализма успели уйти менеджерские кадры, еще помнившие законы и приемы кейнсианско-рузвельтовской экономики, в каковой Америка жила еще в 1970-е годы. Практически нет нелиберальных экономистов с нефинансовой логикой: годы господства фридманизма-хайекизма-рейганизма успели выжечь поле американской экономической науки, уничтожили в ней спасительное разнообразие. Кризис «управленческого капитала» в США — факт печальный и бесспорный. Непреодоление его чревато гражданской смутой в Америке.
Дело в том, что управление производственными комплексами и менеджмент в области сооружения национальной инфраструктуры по сложности своей намного превосходят финансовые спекуляции, коими привыкла заниматься американская элита. С 1981 года в США была выстроена многоэтажная система паразитизма и голого перераспределения. Одни «капиталисты» покупали акции подешевле — и продавали их потом, когда они взлетали в цене, извлекая многомиллиардные прибыли «из воздуха». Другие год за годом тратили силы и умения на то, чтобы информационными и прочими интригами заставить акции других компаний взлетать или падать. Третьи — занимались слияниями и поглощениями. Четвертые учиняли коллективные иски от тысяч «пострадавших потребителей», чтобы содрать с компаний огромные компенсации и получить свой адвокатский процент от этих сотен миллионов и даже миллиардов долларов.
Это была титаническая, бурная, изобретательная — но совершенно бесплодная с точки зрения национальной экономики деятельность. Доминантой монетаризма-неолиберализма (он же — неоконсерватизм) было не созидание новых производительных сил, не подлинное развитие, а банальное перераспределение богатств в пользу нескольких процентов населения на вершине социальной пирамиды. Увлекшись долгим переделом богатства, элита США забыла о том, что нужна национальная промышленность, каковая эти богатства создает. А промышленность вынесли в Мексику и Юго-Восточную Азию. И получилось, что экономика США состоит только из верхних, спекулятивно-финансовых этажей, висящих как бы в пустоте. Точь-в-точь как верхушка пирамиды, нарисованной на долларовой банкноте.
Однако такой порядок позволял истеблишменту Соединенных Штатов делать баснословные барыши «из ничего» в считанные месяцы и даже дни. И вот вопрос: а согласны ли эти финансовые гедонисты отказаться от прежнего стиля жизни, расставшись с личными «джетами» и забыв об оргиях суперпотребления? Согласны ли верхи Америки вновь облачиться в строгие костюмы инженеров и заводских управленцев? Согласны ли жить квартальными и годовыми планами производства, показателями использования основных фондов и повышения производительности труда? Захотят ли снова пачкать руки машинным маслом?
Ответ на этот вопрос неясен. Между тем, без строительства новой промышленности, которая может связать триллионы спекулятивно-горячих долларов и дать заработки десяткам миллионов граждан США, стране из кризиса не выйти.
ДИАГНОЗ ДОЛЛАРУ, ИЛИ ЧТО СКРЫВАЕТ БЕРНАНКЕ
А время, между тем, поджимает. Огромные, астрономические финансовые вливания долларовой массы в финансовый сектор США так и не привели к перелому ситуации. Нет своего производства, чтобы подпитать его ликвидностью — не кредитовать же китайских фабрикантов! Зато чудовищно раздулась денежная база США (активы банков плюс наличные и безналичные доллары в обороте). С «черного дня» 15 сентября и по октябрь 2008 года денежная база доллара разбухла на 38%. Это — самый большой показатель со дня основания Федеральной резервной системы в 1913 году. Предыдущий рекорд был поставлен в сентябре 1939 года, когда денежная база выросла на 28% из-за того, что Рузвельт попросту накачивал деньгами военное производство перед лицом надвигавшейся войны. Но это еще не все: начало декабря 2008 года — это рост денежной базы уже на 76% по отношению к середине сентября. Если такие темпы эмиссии доллара продержатся год, то увеличение «зеленой массы» составит 300%. Об этом пишет Уильям Энгдаль в своей статье «Федеральная резервная система готовит сцену для гиперинфляции веймарского стиля» (Federal Reserve sets stage for Weimar-style Hyperinflation by F. William Engdahl).
Сегодня многие в США тревожно спрашивают: а не завершится ли это действительно падением доллара, аналогичным падению марки в преднацистской Германии? Тогда, напомним, булочка могла стоить сотни миллионов марок. В то же время, Федеральный резерв ведет совершенно бесконтрольную политику, скрываясь от какой-либо гласности. В ноябре он отказался дать какую-либо информацию ведущему деловому агентству Bloomberg по поводу того, каким банкам и как он оказывает финансовую помощь. Глава ФРС США Бен Бернанке при этом сослался на коммерческую тайну.
Накачка долларовой массой банков в первую очередь спасает власть и богатство финансовой элиты США, но при этом ведет страну к катастрофе. В интересах национальной экономики и вообще американского народа — оказывать финансовую помощь не банкам, а реальному сектору и непосредственно гражданам, оказавшимся на грани банкротства по закладным на недвижимость. Лучше не в банки вкачивать эту новую массу — а в те же инфраструктурные проекты. Но. классового интереса еще никто не отменял.
Перед Обамой неминуемо станет вопрос о национализации Федеральной резервной системы. Ибо ее неэффективность и безответственность стали смертельно опасными. Решать придется быстро — ибо петля безработицы затягивается на шее американцев. По состоянию дел на 14 декабря, тридцать штатов Америки столкнулись с реальной угрозой того, что их фонды для выплат пособий по безработице опустеют в ближайшие несколько месяцев. В Индиане и Мичигане эти фонды уже выжаты досуха, оба штата вынуждены брать взаймы у федерального правительства — иначе нечем платить пособия. В начале 2009-го спасать займами придется Калифорнию, Нью-Йорк, Огайо, Род Айленд. Отчасти это объясняется тем, что власти штатов в правление Буша Второго снижали налоги на частный бизнес — и налог на выплату пособий по безработице в том числе. Однако сделанного уже не вернешь назад. Необходима уже не только накачка долларами реального сектора и инфраструктурных проектов, но и введение чрезвычайного всеамериканского налога на борьбу с безработицей, суровое налогообложение личных доходов.
Справится ли с этим новый президент, так сильно зависящий от финансовых воротил с Уолл-Стрит?
КОРРУМПИРОВАННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
Но список бед всем этим не исчерпывается. В наследство Обаме достается крайне коррумпированное государство. Коррупция в США 2000−2008 годов уже сопоставима с коррупцией времен Ельцина в РФ. Нынешние страсти вокруг мелких делишек иллинойского губернатора Рода Благоевича, где речь шла о жалком миллионе долларов, вызывают у нас иронинческую ухмылку. В правление Буша Второго американская элита вошла во вкус воровства уже миллиардов долларов.
Вопрос стоит так: либо федеральные и местные власти смогут покончить с коррупцией и найти для необходимых затрат как минимум десятки миллиардов долларов, разворовываемых каждый год — либо США завалятся на бок, как раненый мамонт.
Что произошло при Буше Втором? Неолиберализм с его культом наживы любой ценой и ненавистью ко всему государственному (не приватному) породил феномен приватизации. государственных функций. Администрация Буша-юниора принялась раздавать государственные деньги частным компаниям и корпорациям, которые стали выполнять стрежневые функции государства. То есть, мало оказалось приватизировать энергоснабжение, дороги или водопровод — приватизации стали подвергаться функции полицейские, социального обеспечения, борьбы с последствиями катастроф. Убийственный факт: после катастрофического наводнения в Новом Орлеане в 2005 году сбор тел погибших поручили не государственному агентству по чрезвычайным ситуациям (FEMA), не Национальной гвардии и не добровольцам из местных жителей, а частному похоронному бюро. И за каждое тело сия фирма получала 12,5 тысяч долларов! При этом даже через год после катастрофы люди продолжали находить разлагающиеся останки людей в развалинах домов.
Устройство лагерей для неимущих пострадавших и их охрану стали обеспечивать частные военные и строительные компании, при этом неимоверно доившие бюджет США. Вскрылись факты иной раз 80-кратного раздувания затрат. То же самое было с подрядами, что раздавали власти США корпорациям при «восстановлении Ирака». Пентагон, в свою очередь, с 2001 г. приватизирует тыловое обеспечение армии Соединенных Штатов, раздавая деньги напрямую частным подрядчикам, а некоторых из них назначая .. контролерами исполнения подрядов и устроителями конкурсов среди подрядчиков. Стаи частных подрядчиков кормятся вокруг Департамента внутренней безопасности США и других ведомств. От государства остается лишь пустая скорлупа: государство не хочет управлять и нести ответственность — оно раздает деньги налогоплательщиков тем, кто, по его мнению, сможет «эффективно делать работу». Естественно, это обернулось чудовищным казнокрадством, непомерной коррупций и вакханалией корпоративного обогащения на деньги налогоплательщиков.
Об этом очень подробно пишет Наоми Кляйн в книге «Доктрина шока. Расцвет капитализма катастроф» (Naomi Klein. The Shock Doctrine. The Rise of Disaster Capitalism). Согласно приводимым ею данным, после 11 сентября частные подрядчики получали от Пентагона до 270 млрд долларов в год. В 2003 году администрация Буша-мл. потратила на контракты с частными подрядчиками 327 млрд долларов.
Но все переплюнула эпопея с оккупацией Ирака и его «восстановлением». Немыслимые подряды раздавались узкой группе особо приближенных корпораций (Halliburton, которая тесно связана в вице-президентом 2000−2008 гг. Чейни), а затем эти компании передавали подряд одному субподрядчику, тот — второму, а тот, в свою очередь — третьему. И все это по формуле «издержки плюс навар» щедро оплачивал бюджет США. А история с тем, как для строительства никто и не подумал задействовать местные цементные заводы, а предпочли цемент везти извне, причем в несколько раз дороже? Сначала речь шла об освоении 73 миллиардов долларов, 38 из коих происходили из американской казны. Деньги «пилили» так, что дым шел: даже разработку концепции построения местной демократии отдали на откуп частному канадскому институту, принадлежащему мормонами, ничего не смыслившим в проблемах исламского мира. А цена вопроса, между тем, составила 466 млн долларов. Очевидно, без отката дело не обошлось! А чего стоит скандал с компанией «Бехтель» (также особо приближенной к властям) которая на бумаге якобы восстановила Центральную больницу Багдада (на самом деле в полуразрушенном здании текли нечистоты по полу). А фирма «Парсонс», что взяла 186 млн долларов на восстановление 142 больниц и поликлиник — а отремонтировала только шесть? А невесть куда детые миллиарды, что раздала временная оккупационная администрация Пола Бремера — которая потом была тихо расформирована? Это при том, что накладные расходы корпораций, «восстанавливавших Ирак», доходили до 55−60%!
Все это напоминает дикий разгул казнокрадства что при Николае Первом в Крымскую войну, что при Ельцине. Можно говорить о том, что коррупция проела высшие эшелоны США, обеспечив прямую перекачку общественных денег в частные карманы. Конечно, оргия не могла длиться долго: Америка зашаталась под тяжестью огромного государственного долга.
Что дальше? Нужно как минимум прекращать этот паразитизм на бюджете страны. Но как? Ведь элита уже привыкла к «сладенькому». А продолжение ее либерально-коррупционных занятий объективно невозможно. Они несовместимы с дальнейшим существованием США. Угроза гиперинфляции и безработицы вынуждает к немедленному действию — иначе может стать поздно.