Русская линия
Русское ВоскресениеАрхиепископ Пражский Сергий (Королев)05.01.2009 

Значение и сила слова
Слово должно творить нашу жизнь

От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

Мф. 12, 37

Общение наше главным образом происходит через слово, и небезразличен образ этого общения. Наше слово есть ото бражение воплотившегося Слова. Господь сказал: «Да будет свет». И невидимое через слово приняло свое бытие. Слово являет величайшую силу в мире. Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их… (Пс. 32, 6). И в нас через слово является скрытое, сокро венное делается явным. С какой осторож ностью надо употреблять слово! Как важно, чтобы наше слово имело атмосферу добра! Общением через слово мы ищем для себя блага, хотим иметь его в себе. Слово, имеющее в своем исхождении бла го, осветляет нам нашу жизнь. Если в беседе благое слово имело силу, то после беседы у нас надолго остается хорошее чувство чего-то ценного, общего нам божеского. Слово должно сближать нас, вносить единение, а не разложение и разделение. Слово, попадающее в резониру ющую среду, производит величайшее дей ствие, которое имеет громадное значение во всем строе нашей жизни. Но мы пребываем в состоянии греховности. Наше слово ослабляется нашей греховностью и не приходит в жизнь полным звуком. Только отсеянное от греха слово является в полной силе, так как оно соединено тогда со Словом, сотворившим мир. Наше слово, исходя из тайников нашей души, не ослабленное в своем исхождении греховностью, в силе потенциального добра, на ходящегося в нас, попадая вовне, несет в се бе добро и свет, поскольку оно соединено с Источником света, Богом Словом. Оно воплощается.

Расточая слова без всякого внимания к ним, мы и не думаем, что слова эти, во сходящие до неба и уходящие в вечность, могут нести разделение и разложение в семье, в обществе, в мире. Собравшись, в бе седе мы обыкновенно начинаем с суждения о чем-либо и быстро переходим в осуждение, даже не считая это за грех. Осуждение — язва, разлагающая нашу жизнь. Осуждение разделяет нас, отталкивает друг от друга, а с разделением происходит разложение того хорошего, что в нас есть. Слово должно творить нашу жизнь, собирать добро, сближать нас, вносить едине ние, а не разделение, разложение и смерть. И как важно, чтобы слово, отображение Логоса на земле, несло нам свет и радость бытия среди атмосферы вражды и разде ления, в которых мы живем. Мы часто сло вом приписываем людям то, чего в них нет, подозреваем их в том, чего даже и не существует на самом деле. Такое пользова ние словом сеет между нами только разде ление. Благое слово, попадая в среду, где находит себе отзвук, производит величай ший переворот в этой среде, двигает горы. Мы видим это постоянно в истории всего человечества.

Наше общение в слове не безразлично. Слово имеет вечность, и наши слова не пропадают так себе, а уходят в вечность. Надо так пользоваться словом, чтобы не ответить за него в день судный, ибо сказано: за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Надо, чтобы слово не осудило нас в день судный. «Не Я буду судить, а слово», — сказал Господь (см. Ин. 12, 48).

Свет пришел на землю, а мы не замечаем его. Добро не суммировано в нас. Несконцентрированное добро не светит нам. И мы не замечаем той силы, которой оно обладает. Нам нужно в общении друг с другом искать общности, отсеивая всё, отделяющее нас друг от друга. Найдя друг в друге общее нам божеское, мы радуемся. А что касается до греховности в людях, то придет Господь судить и Сам отсеет греховное и воздаст каждому по делам его. Не внешний суд будет, а суд мы себе сами произносим, живя и греша на этой" земле. Господь сказал: Я пришел не судить мир, но спасти мир (Ин. 12, 47). Надо стараться не судить. Мы должны искать блага на этой земле. Царство Божие — свет и радость — здесь, около нас и в нас самих. Только надо вести борьбу со своими страстями, с той тьмой, которую нагоняет лукавый в наше сердце. Борьбой с грехом мы помогаем Господу утвердить Его царство в нашем сердце, а через нас и на земле.

Трудно бороться с грехом. Самолюбие, осуждение, раздражение, гордость — это всё колючки, которые колят и нас самих, и ок ружающих нас. Надо эти колючки вынимать, что делать тоже больно. Крест это. Зато, перестроив свое сердце, дав там место Господу, мы ощущаем радость. Свет от Бога освещает тогда сердце наше. Недаром поет ся: «Крестом радость всему миру». Подня тый крест ведет к воцарению Царства Бо жия на земле, благобытию, к славе Божией. Усилия в преодолении нашей греховности и есть распинание нас со страстями и похотями. Это и есть крест, которого мы все так боимся. Конечно, в кресте есть тяжесть, и Сам Христос падал под тяжестью креста, но через крест видится и радость воскресе ния: идея воскресения есть идея торжеству ющей силы добра. Через преодоление гре ха наступает наше воскресение: «Иисусе воскресший, воскреси души наша».

Беседуя, мы часто впадаем в осуждение, а о добре мы стыдимся говорить: еще осме ют. Ну что же, за Христа можно и претер петь. Зло боится доброго слова и высмеивает его. Доброе наше слово есть сила творящая, так как ему свойственна та тво рящая сила, которой обладает Бог Слово. Словом, как Божественной силой, преодо левается возникающее зло. Слово есть и в молчании, это внутреннее слово. Слово, даже несказанное, имеет силу. Часто доб рое слово проходит пласт осмеивания и несочувствия, но этого бояться нечего. Оно проходит через этот пласт и всходит, как зерно. Чтобы сделать всход, зерно Божест венной силой, сообщенной Творцом, преодо левает пласт земли, лезет и дает росток. Так и доброе слово имеет творческое начало.

Не бойтесь сказать доброе слово. Слово, попав на добрую почву, может воплотиться в действие и принести богатейший плод. Если к слову приражается лукавый, оно теряет свою силу. Мы обессилили мо гущественность слова, впустив в него смерть. И слово вместо правды несет нам разделение, небытие, смерть. Не отразив лукавого, я внес словом разделение, и оно пойдет туда на суд в судный день.

В момент рождения внутреннего слова надо обращаться к Богу за помощью. Об ращением к Богу мы низводим с неба свет, и он входит внутрь нас, и тогда рождающееся слово несет свет в мир и в момент рождения является творческим и объединяющим.

Тьма боится света. Исподтишка, усмеш кой ослабляется наша воля. Мы боимся проявить себя, сказать доброе слово, а лу кавый радуется и обнаруживает свое действие и наше бессилие. Энергия добра задернута боязнью усмешки. Наша задача сказать: мы отрицаем силу зла и верим в добро.

Человек всё чего-то дожидается. Нам теперь нечего ждать, а надо действовать. Нечего говорить: «Я не воин». Ты воин с теми доспехами, которые имеешь. Надо стараться сказать хорошее слово, доброе. Это миссия, которую Господь дает каждо му человеку. Добро дерзновенно. Хорошее слово, несущее добро, в сродных ду шах вызывает свет, в темных — обличает темноту. Грех несет нам призрачную жизнь, добро — реальную жизнь, уходящую в веч ность. И слово доброе является камнем той обители, которую уготовляет нам Сам Господь, как Он уготовал обитель разбой ника во едином часе. Доброе слово несет нам благо и радость в этой жизни, в буду щей же, вечной жизни даст нам блаженство лицезрения Бога.

Как зерно в притче о сеятеле, так и доб рое слово, упав на добрую землю, даст плод — иной в тридцать, иной в шестьде сят, и иной во сто крат.

Архиепископ Пражский Сергий (Королёв)

http://www.voskres.ru/bogoslovie/sergii.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика