Фонд стратегической культуры | Владимир Батюк | 30.12.2008 |
В условиях экономического кризиса оборонные программы и программы международной помощи ведущих западных держав неизбежно столкнутся с режимом жёсткой экономии. В своей статье в последнем номере влиятельного журнала «Форин эффеарз» министр обороны США Р. Гейтс прямым текстом говорит: «Соединенные Штаты не могут рассчитывать на то, что угрозы национальной безопасности будут ликвидированы за счет более высоких оборонных бюджетов; на то, что они смогут сделать всё и всё купить».
Как следствие, элиты незападных стран лишатся стимулов следовать в фарватере внешней политики Запада. Феномен Уго Чавеса, таким образом, получит свое дальнейшее распространение.
Разумеется, глобальный кризис неизбежно скажется и на России — на то он и глобальный. И всё-таки, на наш взгляд, он создаёт не только проблемы, но и открывает новые перспективы для нашей страны, для укрепления её международных позиций.
Западный триумфализм после окончания «холодной войны» обрекал Россию на статус «вечно проигравшей» страны. Евроатлантические структуры, вроде НАТО и ЕС, лишь закрепляли этот статус. Отсюда заинтересованность Москвы в ослаблении последних — именно такую цель преследует инициатива президента Д.А. Медведева относительно выработки нового Договора о европейской безопасности, так называемого панъевропейского договора. Равноправное участие РФ в будущей структуре европейской безопасности будет означать, что Североатлантический Альянс утратит свою военно-политическую монополию в Европе и в Евразии. Этим и объясняется негативное отношение на Западе к данной российской инициативе.
Можно не сомневаться, что Россия продолжит курс на ослабление западной системы союзов, с тем, чтобы поддерживать отношения с заинтересованными странами Запада, включая и Соединенные Штаты, на двусторонней внеблоковой основе. Такой курс является для Москвы тем более естественным, что у российской стороны нет собственной системы союзов (ОДКБ и ШОС — не в счёт; эти структуры в том виде, как они существуют ныне, на многое претендовать не могут).
До сих пор считалось, что отсутствие союзов — серьёзная проблема российской внешней политики. На наш взгляд, такого рода подход несёт на себе отпечаток устаревших представлений ХХ столетия. В условиях мировой войны или подготовки к мировой войне поиск союзников, действительно, является вопросом национального выживания. Однако сейчас, когда нет указаний на то, что мир XXI века движется к новому глобальному конфликту между великими военными державами, союзники могут быть не опорой, а обузой, и «единственная сверхдержава» — тому яркий пример. Много ли пользы приносят Соединенным Штатам в Афганистане и Ираке десятки их европейских и азиатских союзников, на военно-экономическую поддержку которых американские налогоплательщики тратят миллиарды долларов ежегодно?
Мировая политика XXI столетия больше напоминает реалии не ХХ-го, а XIX века, когда первенствовали те державы, у которых не было вечных врагов и вечных друзей, но были вечные интересы. Кстати, гегемон мировой политики девятнадцатого столетия — Великобритания — никогда не заключала союзных договоров в мирное время.
Мировой кризис нанес удар не только по безоговорочному западному военно-политическому лидерству, но и по преобладанию западной системы ценностей. После «плана Полсона» и аналогичных антикризисных мер других ведущих западных держав последним будет не так-то просто навязывать незападным странам либеральную экономическую модель, в которую сами американцы и европейцы, по всей видимости, больше не верят. Соответственно, после Гуантанамо и Абу-Грейб никто всерьёз не воспринимает американские планы «глобальной демократизации». Утратив монополию на «всепобеждающее учение», Запад неизбежно лишится и существенной части своей soft power, то есть привлекательности своей идеологии и своего образа жизни.
В общем, из нынешнего глобального кризиса Запад выйдет даже не «первым среди равных», а «равным среди первых». Мир вернётся к традициям realpolitik с её уважением к правам великих держав. Западным партнёрам России придётся с бoльшим вниманием относиться к законным интересам её безопасности в Российском геополитическом пространстве — в «ближнем зарубежье». Что касается наших партнёров на Востоке, то там всегда нормально относились к силе России, не видя в самом существовании нашей страны оскорбления для неких «либеральных ценностей».
Конечно, многополярный мир, укрепление которого станет главным итогом нынешнего глобального кризиса, не будет беспроблемным для Российской Федерации. Москве придётся побороться за «место под солнцем» как на Западе, так и на Востоке. Но в этом новом, многополярном мире у России есть шанс выиграть. Мир однополярный, как уже было сказано, навсегда лишал ее этого шанса.