Фонд стратегической культуры | Александр Бердников | 29.12.2008 |
Как сообщалось на сайте этой организации, была приостановлена деятельность «фактически всех радикальных структур экстремистской направленности, которые осуществляли деятельность на территории Украины, под контролем иностранных организаций, финансировались извне и выступали за изменение территориальной целостности страны».
В частности, СБУ рапортовала о фактической ликвидации объединения «Народный фронт «Севастополь — Крым — Россия», о роспуске «Донецкой республики» и пресечении деятельности русинских организаций в Закарпатье.
Возбуждены уголовные дела, причем процессуальные действия по ним, исходя из официальной информации, уже завершены, а фигурантам дел предъявлены обвинения.
Сообщение СБУ ярко высвечивает подходы оранжевого Киева, в частности Секретариата президента В. Ющенко к проблеме урегулирования этно-региональных конфликтов в стране. Украинские власти пытаются свести всё к простейшей формуле: любой конфликт есть результат деятельности отдельных «возмутителей спокойствия» или небольших, но активных верхушечных групп. И стоит лишь их изолировать или ограничить в правах, как проблема исчезнет.
Это глубокое заблуждение. Публичная деятельность тех, кто открыто защищает право русинов Закарпатья на национальное самоопределение, конкретно — на создание автономии в составе Украинского государства, при всей роли отдельных личностей отнюдь не является главной причиной быстро вызревающего в последнее время конфликта между Ужгородом и Киевом.
Русины Закарпатья, находившиеся на протяжении ХХ века в составе пяти государств (Австро-Венгрии, Венгрии, Чехословакии, СССР, Украины), не только взяли верх в борьбе против всех попыток их ассимиляции, но и остаются на сегодняшний день самобытным элементом восточнославянской общности, островком русской православной цивилизации в центре Европы.
Научному и политическому сообществу тех стран, которые непосредственно затронуты русинской проблемой, не уйти от необходимости выработать, наконец, реалистичный взгляд на вещи. Призыв II Европейского конгресса русинов к воссозданию русинской государственности в составе Украины, к закреплению своей культурной (этнической) идентичности — не продукт козней деструктивных внешних сил и не результат заблуждения безответственных романтиков. Этот призыв продиктован требованиями жизни, его не сбросить со счетов, как не решить русинскую проблему, пересажав в тюрьмы «экстремистов».
Русины признаны как национальность в Словакии, Чехии, Венгрии, Румынии, США, Канаде, России, других странах. Всюду, кроме Украины! После II Конгресса русинов Госкомнац Украины выступил с заявлением о том, что русинского народа не существует вообще, а русины Закарпатья — это. субэтнос украинцев.
Нетрудно понять, к чему приведёт дальнейшее непризнание официальным Киевом русинов как отдельного народа.
Из этнологии известно, что актуализация этничности является ответом на те или иные этнические процессы: одни выражаются в изменениях языка, культуры, другие могут вести к перемене этнической принадлежности как таковой. Иными словами, рост национального самосознания — закономерная реакция самосохранения этноса. В случае с русинами мы имеем систематическую многолетнюю политику насильственной украинизации, осуществляемую всеми имеющимися в распоряжении украинского государства средствами. Русинство жестко подавляется, карпаторусский народ лишён основополагающих национальных прав, в том числе права на свое национальное имя.
Ещё 1 декабря 1999 года в Закарпатской области был проведен референдум, в ходе которого 78% населения края высказались за автономию в рамках Украины. Киев, презрев волю народа, проигнорировал результаты референдума. В 1992 году Закарпатский областной Совет вынес решение о признании русинской национальности и обратился в Верховную Раду Украины с просьбой решить этот вопрос на государственном уровне. Верховная Рада, вопреки законам страны и международному праву, отказалась это сделать. Сегодня в области нет школ и ВУЗов с русинским языком обучения. Нет в Украине и научного центра русинистики, где изучались бы история, литература, язык, фольклор Подкарпатской Руси.
Один из руководителей Общества подкарпатских русинов, депутат Закарпатского областного Совета Е. Жупан отмечает: «Мало того, что нам не вернули нашу национальность. Кабинетом Министров Украины был принят „План мероприятий по решению проблемы украинцев-русинов“. Этот антигуманный акт, являющийся попыткой ликвидации русинов, был осуждён во многих странах».
Приведенные факты прямо укладываются в рамки международно-правовых определений этноцида. Украина (и это относится не только к русинам) нарушает практически все базовые международные соглашения, устанавливающие принцип равноправия национальных языков и культур — такие, как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о защите прав человека и основополагающих свобод, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская рамочная конвенция о защите прав национальных меньшинств, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств.
Какие конфликты лежат в основе русинской проблемы?
Во-первых, конфликт, порождённый стремлением русинского национального меньшинства реализовать своё право на самоопределение в форме национальной автономии (речь идёт об автономии в составе Украины). Сохраняя в самоназвании древний этноним «Русь», русины имеют глубоко самобытную культурную традицию.
Во-вторых, конфликт порождают последствия неоднократных произвольных территориальных изменений, искусственно раздроблявших единый в прошлом народ.
В-третьих, конфликт питают исторические традиции многолетней национально-освободительной борьбы русинов.
В результате в Подкарпатской Руси (Закарпатской области Украины) сложились условия, порождающие целый комплекс противоречий:
— сложная этническая география с границами, рассекающими места расселения народа;
— история взаимных обид;
— геостратегическое значение региона («газовая горловина Европы»);
— деградация социально-экономического положения населения;
— ущербность административно-территориального деления СССР, при распаде которого административные границы становились государственными.
Утрата официальным Киевом способности решать эти противоречия привела к появлению временных органов самоуправления русинов — Сойма (парламента) подкарпатских русинов и Народной рады русинов Закарпатья.
Учитывая исторический опыт русинского движения, которое не находит на Украине выхода даже в элементарной форме национально-культурной автономии, можно ожидать дальнейшей эскалации напряженности между официальным Киевом и общественно-политическими организациями русинов, провозгласившими Республику Подкарпатская Русь.
Как далеко это противостояние заведёт Украину в ближайшее время, сказать трудно. Ясно другое. Поддержанный многочисленными русинскими организациями в Европе и Америке русинский вопрос неизбежно станет вопросом мировой политики. К этому подталкивает и борьба народа, которому отказывают в его правах, и соображения европейской энергобезопасности. «Через Закарпатскую область, — говорит глава Сойма подкарпатских русинов, священник Димитрий Сидор, — проходят все транзитные пути из России в Германию, стоимость которых — 100 годовых бюджетов области, наполняющих годовой бюджет Украины». (При этом, подчеркнём, Закарпатье продолжает оставаться одним из самых депрессивных регионов Украины).
Для России же в русинском вопросе, похоже, наступил момент истины. Если кто-либо думает, что проблема признания русинов касается лишь их самих, он делает очень серьёзную ошибку. Россия сегодня вправе и должна оказать моральную поддержку русинскому движению.