Радонеж | Сергей Белозерский | 29.12.2008 |
Наиболее заметным событием уходящего года была, несомненно, кончина Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Скорбь верующих людей совершенно понятна — Святейший вызывал не только почтение, должное его сану, но и искреннюю любовь. Однако святой Апостол увещевает нас не скорбеть чрезмерно: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. (1Фесс.4:13,14)». Всю свою жизнь Святейший проповедовал Евангелие надежды — Христос победил смерть, всем верным уготована вечная жизнь, исполненная невыразимой красоты и радости, отблески которой мы видим в Литургии. Перед Русской Православной Церковью стал вопрос о выборах нового Патриарха. Разные верующие хотели бы видеть на месте Патриарха разных Архиереев. Само по себе это не страшно — все мы помышляем о благе Церкви, но, поскольку все мы люди, склонные ошибаться, у нас могут быть разные мнения о том, кто лучше всего справится с этим служением.
Однако бывает и так, что в церковную жизнь проникает все то, к чему мы привыкли в мирской политике — стремление «помочь своим» прибегая к сомнительным в моральном отношении методам, желание очернить представителя «конкурирующей» стороны, «сливы компромата» и тому подобное. Выборы нового Патриарха — время испытания для всех нас, и мы должны определить для себя, будем ли мы — каждый на своем месте — повиноваться ясным заповедям Священного Писания. Перед тем, как с языка (или с клавиатуры, как это бывает при спорах в интернете) сорвутся резкие, грубые, осуждающие слова в адрес кого-то из Архиереев, лучше вспомнить слово Божие: «начальствующего в народе твоем не злословь. (Деян.23:5)». Господь отнюдь не оставил Свою Церковь, и Он усмотрит русской Церкви достойного предстоятеля. Нам же важно помнить, что замыслу Божьему нельзя послужить, нарушая Его заповеди; нам заповедано «никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. (Тит.3:2)». Перед тем как пересказывать какой-то «слив» и «компромат», который мы услышали от других людей, а они — от третьих, уместно вспомнить заповедь Божию «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Исх.20:16)».
Этот год запомнится и войной в Южной Осетии. Борьба великих держав за власть и влияние, темные племенные страсти, грехи и взаимные обиды недавнего прошлого, личные амбиции — змеиный клубок разнообразных проявлений человеческого греха обернулся кровопролитием, разрушениями и горем. Но надо отметить и то, что Православная Церковь — и России, и Грузии, сумела стать выше политических и национальных пристрастий. В дни войны Церкви были единственными учреждениями двух стран, сохранявшими общение; позиция православных людей в эти дни была последовательно миротворческой.
Год завершился мировым экономическим кризисом, который отражается (и еще отразится) и на нашей стране. Для многих это может обернуться снижением уровня достатка, для кого-то необходимостью искать другую работу. Как и во всех остальных жизненных ситуациях, мы оказываемся перед выбором — какими глазами смотреть на то, что происходит вокруг нас, глазами мира сего или глазами православной веры. Господь в Евангелии ободряет нас: «Не две ли малые птицы продаются заассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. (Матф.10:29−31)». Наша жизнь находится в руках нашего Господа; все, что ниспосылается нам промыслом, ниспосылается ради нашего спасения. Как говорит святой Апостол Павел, «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу. (Рим.8:28)». Столкнувшись с чем-то неприятным, легко озлобиться, начать обвинять работодателя, власти, впасть в горькоесаможаление («ах я бедный, ни на что не годный неудачник!»), предаться горечи и бессильному гневу. Однако слово Божие призывает нас к другому — исполнять наш долг и смиренно уповать на Бога. Бог позаботится о наших нуждах; а нам надо позаботиться о том, чтобы исполнять Его заповеди, пребывая в мире и усердно трудясь.
Слово «кризис» по-гречески означает «суд», и для многих из нас он может оказаться, прежде всего, духовным и нравственным испытанием. Работодатель может оказаться перед соблазном решить проблемы предприятия, побыстрее избавившись от части работников, некоторые даже попробуют списать на кризис решения, продиктованные алчностью, а вовсе не необходимостью. Работник может оказаться перед соблазном вредить своему соработнику — «пусть его уволят, а не меня». Многие из нас окажутся — или уже оказались — перед выбором: поступить по совести или по страху, проявить любовь к ближнему или действовать по принципу «человек человеку — волк». Решения, которые мы принимаем в этой ситуации, и свидетельствуют о нас как о верных христианах или как о лицемерах, как о людях, идущих по пути спасения или погибели.
И для нашего духовного, и даже для нашего материального благополучия важно, как мы относимся к происходящему. Люди, склонные к ропоту, видят в жизни то, на что бы поворчать и повозмущаться; люди, склонные к благодарению — замечают милости Божии. Даже если говорить о материальной стороне жизни, мы можем вспомнить, что жители многих стран мира с восторгом поменялись бы с нами местами — ибо мы, в отличие от них, едим досыта и не подвергаемся бедствиям войны. Многим жителям Африки и Азии наш кризис показался бы невероятным благополучием, и они бы искренне изумились долготерпению Божию, которое сносит наш ропот и ворчание.
Встреча нового года — и связанные с этим долгие выходные — нередко становится для наших сограждан временем тяжелого пьянства и обжорства. Многим потом придется подсчитывать убытки и со стыдом вспоминать свои пьяные выходки; нам же лучше отметить это время не пьянством и обжорством, а смиренной молитвой к Богу, прося Его милости и благословения на наступающий год.