РПМонитор | Александр Рублев | 29.12.2008 |
Последние дни уходящего года окончательно зафиксировали то, что уже давно очевидно для многих. Виктор Ющенко, восемь лет назад претендовавший на то, чтобы стать национальным лидером Украины и сыграть выдающуюся роль в ее истории, превратился в мелкого политикана, неспособного навести порядок даже внутри своей карликовой партии и ее парламентской фракции.
Долгое время сторонившийся публичных партийных постов, Ющенко отчаянно ухватился за последнее напоминание о былом величии и решил лично возглавить «Нашу Украину». А ведь когда-то Ющенко считал себя политическим небожителем и был готов снизойти лишь на то, чтобы стать почетным главой этой структуры. Сейчас, однако, положению Ющенко не позавидуешь: его личный рейтинг не превышает трех процентов, рейтинг партии «Наша Украина» колеблется в районе одного-двух. По своему влиянию она уступает не только БЮТ, с которым когда-то конкурировала, но даже маргинальным ультраправым партиям вроде «Всеукраинского движения «Свобода» Олега Тягнибока.
Сегодня уровень общественной поддержки Ющенко объективно не соответствует занимаемому им высшему государственному посту. Желание политических и деловых элит иметь дело с Ющенко также близко к нулю. Сам факт легитимности его прихода к власти ставится под сомнение, причем не кем-нибудь, а главной соратницей по Майдану — Юлией Тимошенко. Чтобы избавиться от надоевшего ей Виктора Андреевича, Юлия Владимировна готова инициировать процесс отмены решения Верховного Суда, объявившего недействительной победу Януковича и создавшего основания для проведения третьего тура, в ходе которого был избран Ющенко.
По мнению большинства экспертов, Юлия Тимошенко приложит все усилия для того, чтобы отправить Ющенко в отставку уже нынешней весной, когда последствия экономического кризиса будут наиболее ощутимыми. Электорат, пережив тяжелую зиму, будут искать «козла отпущения», и если Тимошенко не удастся «перевести стрелки» на Ющенко и подконтрольный ему Нацбанк, то народный гнев обратится против нее. Жертвы меньшего калибра (например, главы НБУ Стельмаха) для народных масс будет явно недостаточно.
Однако для дальнейшего политического будущего Ющенко вопрос о том, когда и при каких обстоятельствах он покинет президентский пост, как это ни парадоксально, не так уже и важен. Даже если он удержится в президентском кресле до конца конституционного срока своих полномочий, в будущем он уже не сможет стать ни главой государства, ни премьер-министром, ни лидером оппозиции. Не сможет Ющенко получить и пост спикера Верховной Рады, который в последние годы доставался лидерам малых партий — Александру Морозу и Владимиру Литвину. Ведь «Наша Украина», в отличие от Соцпартии и Блока Литвина, не является центристской политической силой, которая может завладеть «золотой акцией» в том случае, если противоборство между крупными блоками обернется патовой ситуацией.
Чем же займется Ющенко после того, как перестанет быть президентом? Возможно, если бы решение этого вопроса зависело от него самого, он бы спокойно удалился на пасеку и занялся бы своим любимым делом — разведением пчел. Проблема, однако, заключается в том, что Ющенко полностью зависим от своего окружения, которое вовсе не намерено просто так расставаться с властью и деньгами. Тем более, что для таких «оруженосцев» Виктора Андреевича, как, к примеру, Балога и Гелетей, уход из власти может означать и прощание со свободой. «Короля» Ющенко уже давно играет его свита, которая будет стремиться любой ценой сохранить свое влияние.
В этой ситуации нельзя исключать вариант, при котором Ющенко, убедившись в невозможности сберечь свою власть в общенациональном масштабе, попытается удержать ее хотя бы на части украинской территории. Например, на Западной Украине, где у него до сих пор сохранились верные сторонники, число которых имеет, в принципе, потенциал роста.
С экономической точки зрения Западная Украина представляется для коррумпированного клана Ющенко лакомым куском: трубопроводы и природные хранилища газа (ПХГ), расположенные на ее территории, позволят претендовать на транзитные поступления, а возможно — и на самостоятельный реэкспорт газа в Западную Европу.
Организационное обеспечение акции по закреплению Ющенко на Западной Украине также вполне реально: властные и силовые структуры региона сейчас в значительной степени укомплектованы выдвиженцами президентского секретариата. Характерно также, что в случае бегства Ющенко во Львов центральные власти Украины, скорей всего, не будут предпринимать каких-либо силовых мер с целью восстановить на Западе Украины власть Киева, опасаясь вооруженных столкновений и негативной реакции со стороны США (в случае Тимошенко), или надеясь хоть на время отгородиться от враждебно настроенного и агрессивного «западенского» электората (в случае Януковича).
Большое значение имеет тот факт, что именно западные области Украины теснее всего связаны с украинскими диаспорами в США и Канаде, для которых Ющенко до сих пор остается «выдающимся лидером» и «национальным героем». Потомков галицийских эмигрантов, живущих в этнически обособленных районах Чикаго и Торонто, в принципе, не слишком интересует экономическая ситуация на их исторической родине. Куда более актуальны для этой публики другие темы: почитают ли на Украине Бандеру и Шухевича? проводится ли дерусификация системы образования и СМИ? внедряется ли в общественное сознание теория голодомора как «геноцида украинского народа», организованного из Москвы? По всем этим пунктам Ющенко, безусловно, выполняет идеологическую программу «американо-канадской Украины» на «пять с плюсом». Можно надеяться, что в качестве ответного жеста лидеры диаспоры помогут Ющенко вернуть ему утраченные позиции в Львове, Тернополе и Ивано-Франковске.
На первый взгляд, такой поворот событий кажется невероятным: как может Ющенко, все эти годы проводивший курс на выстраивание жестко централизованного унитарного государства, вдруг сам превратиться в сепаратиста? Однако одно дело — «бело-голубой» сепаратизм на Востоке Украины, который Ющенко был всегда готов искоренять при помощи СБУ, и совсем другое — сепаратизм «оранжевый», который всегда можно оправдать «высшими интересами украинской нации».
Сценарий переезда Ющенко из Киева во Львов может быть примерно таким: будучи подвергнут импичменту или проиграв выборы, Ющенко заявит, что пал жертвой заговора антиукраинских сил и сделает все возможное для того, чтобы спасти национальную государственность. Он объявит о непризнании новых органов власти и заявит, что по-прежнему считает себя легитимным главой украинского государства, а столица временно переносится во Львов. Претендуя при этом на власть на всей украинской территории, Ющенко реально будет контролировать лишь западный регион, подобно тому, как бежавшие на Тайвань в 1949 году гоминьдановцы считали себя законным правительством «Китайской республики», хотя их власть и не простиралась далее берегов Формозы.
В дальнейшем «вашингтонский обком», для которого Виктор Андреевич — слишком ценный кадр, чтобы бросать его произвол судьбы, вполне может предпринять усилия по международно-правовой легитимации «ющенковской Украины» — например, на базе правопреемства с Западно-Украинской Народной Республикой (ЗУНР), существовавшей в 1918—1919 годах. Естественно, это ни в коей мере не будет означать отказа США от попыток сохранить в сфере своего влияния (и, естественно, в НАТО) и Большую Украину. Однако на этом поле Ющенко уже давно перестал быть полезным игроком, что, в принципе, понятно американцам. Его эвакуация из Киева во Львов даст США новые возможности для превращения Украины в более эффективный инструмент воздействия на политические процессы внутри РФ, в «русскоязычное государство с антироссийской идеологией».
Само собой разумеется, что Ющенко, находясь во Львове, будет обвинять в расколе Украины «агентов Москвы», выступать с требованиями «восстановления единства» страны и т. д. А его родственники и фавориты будут при этом продолжать заниматься своим любимым «энергетическим бизнесом», извлекая максимум выгоды из доставшегося им куска газовой «трубы».