Русская линия
Православие и современностьМитрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)29.12.2008 

«Не бойтесь!»

Об истории и развитии Русской Церкви, о православных праздниках и о пути к вере с Епископом Саратовским и Вольским Лонгином беседовали главный редактор газеты «Новые времена в Саратове» Роман Мерцлин, директор издания Олег Злобин и корреспондент Анна Мухина.

Олег Злобин. Новый год для всех русских людей — это праздник, и встречают его со светлым чувством надежды на будущее. Но в этом году празднование омрачено наступившим кризисом. Как простому человеку пережить сегодняшний день, не впадая в унынье?

Епископ Лонгин. Первые слова Христа, с которыми он обратился к ученикам после Своего воскресения — «Не бойтесь!». С них начинается история христианской церкви и история христианской цивилизации. Эти слова надо помнить всегда, как бы ни было тяжело и сложно.

Новый год — праздник милый и домашний, но несколько искусственный: 1 января — это условная дата, которую мы согласились считать «перевалочным» пунктом в своей жизни. Однако при всей своей искусственности, праздник этот — не фальшивый, его любят и ждут и дети, и взрослые. Связано это с тем, что на Новый год «перенеслись» все те чувства, ожидания и обычаи, которые в христианском обществе связаны с празднованием Рождества Христова. После революции с этим праздником в нашей стране нещадно боролись, елка — рождественское дерево — вообще считалась символом антисоветской пропаганды. Новый год и новогодняя елка были «реабилитированы», если я не ошибаюсь, только в 1937 году. Сегодня, слава Богу, возвращаются традиции празднования Рождества.

Сейчас действительно много говорят о том, что нас ждут непростые времена. Но мы, взрослые люди, уже сталкивались с трудностями — еще свежи в памяти 90е годы ХХ века. Мы пережили их по милости Божией.

Само же слово «кризис» переводится с греческого как «суд», и это очень точное определение. Ведь человек понимает, что такое хорошо, и что такое плохо. Но если делать плохие вещи — выгодно, он будет поступать плохо, постарается извлечь эту выгоду. К сожалению, человек удобопреклонен ко греху. Его проще склонить к плохому, чем к хорошему. Добро требует приложения душевных сил, добро творить труднее, даже в малом: место в трамвае уступить, сдержать гнев, поступить по совести… И в этом смысле сегодняшний кризис является судом — расплатой за недолжное поведение, свидетельством удобопреклонности человечества ко греху в мировом масштабе.

Сегодня мир побежден чудовищной идеологией потребления. Она заставляет человека покупать и покупать новые вещи просто для того, чтобы чувствовать себя современным: менять часы, потому что они вышли из моды, покупать мобильные телефоны с новыми и новыми опциями… Чтобы все — костюм, квартира, машина, а подчас даже и жена — соответствовало сегодняшнему эталону. Все это искусственно подогревается торговыми и промышленными компаниями, которые получают прибыли, и сверхприбыли на эти прибыли.

Люди забыли, что главная ценность в мире — это бессмертная человеческая душа, а все остальное — лишь средства к поддержанию жизнедеятельности. В этом — главная причина проблем: и в личной жизни каждого человека, и на мировом уровне. И не существует какого-то другого выхода, кроме духовного возрождения общества.

Роман Мерцлин. Какой смысл вы вкладываете в понятие — духовное возрождение России? От чего она за эти годы отошла? Что потеряла? К чему нам надо стремиться?

Епископ Лонгин. Говоря о возрождении России, о том, к чему следует стремиться, мы представляем себе некий идеальный образ нашей страны до революции. Тогда она была православной — со всеми своими плюсами и, конечно же, минусами. Но в данном случае нас привлекают именно положительные ее черты. Все то доброе, что было в русской жизни, русской культуре, в русском сердце, — все это связано с христианством, и это доброе должно быть восстановлено. И пусть очень медленно, но этот процесс происходит.

Конечно же, 70 лет преследований не прошли даром — веру из людей выбивали, выжигали каленым железом. В советские годы смерть за веру приняли десятки тысяч людей… Но ведь миллионы приспособились! Их нельзя за это осуждать: наш народ — это народ, который выжил. Это главная ценность, перед которой все должно умолкнуть. Но какой ценой!

Знаете, оливковая роща живет тысячелетиями. Вырубить ее просто и быстро, а на то, чтобы вырастить, требуется очень много времени. Первый урожай с оливковых деревьев собирают через 25−27 лет после посадки. Так что мы пока в самом начале пути восстановления нормальной жизни нашего народа. Мы много сделали за эти 20 лет. Наверное, в истории Церкви трудно найти период подобного бурного развития, но по сравнению с тем, что нужно сделать, это ничтожно мало.

Р.М. Скажите, пожалуйста, в каком направлении дальше будет развиваться Церковь. И каковы будут взаимодействия церкви и государства?

Епископ Лонгин. Здесь трудно давать какие-то прогнозы. Начиная с 1990-х годов Русская Православная Церковь находится в уникальном положении по отношению к государству: за все время ее истории она впервые от государства по-настоящему отделена. Есть, конечно, проблемы, поскольку Церковь — живой организм, она состоит из людей. Но я думаю, что нынешнее состояние церковно-государственных отношений — оптимальное. И большинству из архиереев, духовенства и мирян хотелось бы сохранения нынешнего «статус кво» в отношениях с государством.

Анна Мухина. Многие люди предпочитают думать про себя, что они верующие, но просто не приемлют обрядов. Насколько важны обряды и таинства для верующего человека?

Епископ Лонгин. Церковные таинства важны для каждого верующего человека. Представьте себе, что есть семейная пара — муж и жена. Они любят друг друга, но живут в разных городах и говорят всем: да, мы любим, но видеться и разговаривать нам для этого не обязательно, это все глупости. Ведь есть же любовь — в сердце… Если бы кто-нибудь услышал такой разговор, то сказал бы, что эти люди и не знали еще, что такое любовь.

То же самое можно сказать и в отношении обрядов и таинств Церкви — это способ общения человека и Бога.

Большинство людей ощущает присутствие Божие в мире и в жизни. Когда академика Павлова спрашивали, не считает ли он, ученый с мировым именем, веру в Бога глупостью, он отвечал: если, идя по лесу, мы видим деревянный дом и думаем, что он построился сам собой, потому что бревна попадали и сложились таким удачным образом — это глупость. А вера в Бога — не глупость.

Но не всякий человек, ощущая присутствие Бога, хочет подходить к Нему близко. Потому что тогда придется в корне менять свою жизнь, по-другому относиться к людям, к миру, к себе. Человек этого боится. Бог стучится в сердце человека, а человек не открывает. Даже старается заложить дверь чем-нибудь покрепче. Вот в чем проблема. Человек боится ответить Богу на Его зов.

Р.М. С чего стоит начинать путь к Богу?

Епископ Лонгин. Надо начать слушать свою совесть — это голос Божий в сердце человека. Можно посоветовать человеку прочитать Евангелие, а, прочитав, попытаться осмыслить, примерить на себя евангельские слова и пожелания. Даже прочитав одно Евангелие, например, от Матфея, можно в корне изменить свою жизнь.

Р.М. Как христианам праздновать Новый год? Ведь сейчас идет Рождественский пост.

Епископ Лонгин. Рождественский пост не такой строгий, как Великий, поэтому я не вижу ничего страшного, если человек будет встречать Новый год с близкими людьми, запираться от них не стоит. Если за новогодним столом он съест кусок рыбы и выпьет бокал вина, тоже плохого не будет. А проводить время в разгуле неполезно в любом случае, независимо от религиозных убеждений.

Люди привыкли праздновать Новый год. Но когда человек обретает веру, начинает ходить в храм, сидеть всю ночь перед телевизором ему становится как-то не по себе. И он хочет соединить праздник со своей верой, с церковной жизнью. Так на наших глазах зародилась новая добрая традиция — в новогоднюю ночь во многих саратовских храмах служат литургию.

О.З. А вы ощущаете приток верующих?

Епископ Лонгин. Да, конечно. Он уже не так велик, как в начале 1990-х, но многие люди приходят и остаются в Церкви. И в Новый год, на литургии храмы, кстати сказать, пустыми не бывают.

О.З. Хотел бы задать не совсем приятный вопрос. Не так давно по телевидению показали драку греческих и армянских священнослужителей в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Ваше отношение к этому эпизоду?

Епископ Лонгин. История Храма Гроба Господня невероятно сложна. Не зная ее, очень трудно судить о том, что такое Иерусалим, что значит этот храм в истории религий. Знаете ли вы, что одной из причин знаменитой Крымской войны стала подобная же драка между католиками и православными за право обладания святыми местами в Палестине, после чего Император Всероссийский счел своей обязанностью вмешаться и защитить православных?

Мусульмане отвоевали Иерусалим у православных, у мусульман его отбили крестоносцы-католики, затем, после возвращения мусульман, права православных были восстановлены. Потом появились армяне, эфиопы, копты. Иерусалим — это сердцевина христианского мира, но это и такой клубок противоречий! К самой же драке не может быть другого отношения, кроме негативного. Это просто безобразие.

Редакция. Что бы вы пожелали нашим читателям в Новом году?

Епископ Лонгин. Новый год — это время надежды на лучшее. Но для христианина важнее день Рождества Христова. В рождественских песнопениях звучат замечательные слова: Христос рождается, славьте, Христос с небес — встречайте. К этой встрече человек готовится постом и молитвой, для того, чтобы очистить свое сердце, чтобы оно не было подобием Вифлеемского вертепа, а стало бы настоящим чертогом для встречи Христа-Спасителя.

Я хочу пожелать всем доброго года. Чтобы все пережить, надо верить, ведь все происходит по воле Божией, и Господь никогда не попускает человеку испытаний выше его сил. И обязательно надо трудиться. Если человек будет делать все от него зависящее с упованием на Бога, он сможет пережить любые испытания.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5895&Itemid=274


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru