Русская линия
Православие.Ru Анатолий Холодюк29.12.2008 

Христианские святыни Регенсбурга

Древний город в изгибе Дуная

В тихие воды Дуная вот уже много веков смотрятся готические шпили собора святого Петра (Домского собора), высокие башни и красные пологие крыши средневековых построек Регенсбурга. Любуясь с Каменного моста красивой панорамой древнего города, расположенного в изгибе Дуная, там, где впадает в него река Реген, замечаешь, что в зимнее время эпитет «голубой» никак не подходит к цвету дунайской волны, омывающей массивные опоры знаменитого моста. Построенный в 1135—1146 годах, мост являлся когда-то символом благосостояния этого богатого германского города, имевшего торговые связи с Венецией, Парижем и Киевом.

История Регенсбурга, в наше время получившего от ЮНЕСКО статус объекта всемирного культурного наследия, начинается за несколько столетий до Рождества Христова: здесь, на правом берегу Дуная, располагалось небольшое кельтское поселение. Во второй половине I века по Р.Х. в устьях рек Наб и Реген римлянами было возведено пограничное укрепление. Во время войны с маркоманами в поселении на Дунае была главная квартира императора Марка Аврелия, который с окончанием военных действий распорядился о сооружении здесь лагеря римских легионеров Regina Castra — лагерь у реки Регина. По данным историков, здесь находился 3-й Италийский легион, насчитывающий около 6 тысяч воинов.

В VI веке город сделался резиденцией первых баварских герцогов, в IX веке — главным городом восточно-франкской империи каролингов, а в Х веке — столицей Баварского герцогства. Издавна на красном фоне герба города изображались два скрещенных серебряных ключа — атрибуты покровителя Регенсбурга апостола Петра, которому посвящен главный собор города.

Христианство пришло в этот придунайский район на три с лишним столетия позже, чем в западные немецкие земли. Одним из первых христианских проповедников в Регенсбурге был святой Эрхард, прибывший в город приблизительно в 680−690-е годы. Епископство же в Регенсбурге официально было основано в 739 году, и связано это событие с именем священномученика Бонифация, архиепископа Майнцского, просветителя Германии.

Святому Бонифацию (672/675 — 754; память 5 июня), которого издавна в Германии называют «апостолом немцев», удалось установить надзор Римской Церкви над обширными районами Германии, в том числе и в придунайских землях. Он продвинул свою миссионерскую деятельность и на территорию Баварии, основав здесь полдюжины монастырей и учредив шесть новых епископских кафедр. Из истории Регенсбурга известно, что в 845 году здесь крестились 14 чешских принцев, что будто бы положило начало обращению в христианство чехов.

В 870 году в Регенсбурге после конфликта с германским духовенством состоялся суд над равноапостольным Мефодием, после которого он был заключен в тюрьму.

Три святых христианских проповедника

В I тысячелетии в Регенсбурге жили известные святые, просиявшие не только в немецких, но и в других европейских землях. Прежде всего следует вспомнить святых епископов Эрхарда, Вольфганга и Эммерама, прославивших своей миссионерской деятельностью христианский Регенсбург. Хотя мощи святителей находятся ныне в разных городских церквях, но храмы эти расположены не так уж и далеко друг от друга, так что, предприняв небольшую пешую прогулку по исторической части города, можно увидеть и эти, и другие христианские реликвии Регенсбурга.

В центре города, рядом с епископским дворцом, на улице Нидермюнстергассе (Niedermunstergasse), 3, находится основанная в 1154 году церковь, называемая Нидермюнстеркирхе. Здесь в изготовленном в 1866 году реликварии покоятся мощи франкского святителя епископа Регенсбургского Эрхарда.

Глава святого хранится в специальной серебряной капсуле, выполненной местными ювелирами в 1653 году. На реликварии надпись «Святой Эрхард — епископ и почитаемый покровитель диоцеза» (т.е. епископства. — А.Х.). Выгравирована и строка обращенной к нему молитвы: «Моли Бога о нас и обо всех верных, приходящих к тебе». День его памяти отмечается 8 января.

Житийных сведений о святом Эрхарде сохранилось совсем немного. Известно, что родом он был из южной Франции (Narbonne). Незадолго до конца VII столетия он стал монахом в Эльзасе, где основал монастырь. В одной эльзасской легенде святой Эрхард упомянут как епископ, излечивший от слепоты святую Одилию Хоэнбургскую, что подтверждает и ее житие. Около 680−690 годов святой Эрхард прибыл с епископской миссией ко двору баварских герцогов Агилольфингеров в Регенсбург и действовал здесь как проповедник христианства в Баварии при дворе герцога Теодона II. Дата смерти святого Эрхарда точно не установлена. Он скончался в Регенсбурге приблизительно в 717 году, хотя другие источники называют и 700 год, и был погребен в крипте Нидермюнстеркирхе. Папа Римский Лев IX 8 октября 1052 года причислил святителя Эрхарда к лику святых.

Издавна в Баварии к святому Эрхарду обращаются те, кто страдает слепотой и головными болями. По преданию, этого святого считали своим покровителем и регенсбургские мастера башмачного дела.

Бенедиктинское аббатство святого Эммерама находится в южной части города; здания аббатства составляют ныне единое целое с дворцовым комплексом известной в Германии герцогской семьи Турн-и-Таксис. Здесь, в расположенной на площади Еммерама (Emmeramsplatz), 3 романского стиля трехнефной базилике святого Еммерама (Basilika st. Emmeram), хранятся выполненные в готическом стиле скульптурные изображения епископов Эммерама и Вольфганга, а также и реликварий с мощами святого Эммерама, франкского епископа (другие его имена — Эммеран, Хальмарам, Хаймрамми), умершего в 680 году (по другим данным — в 652 или 715 годах). Имя епископа Эммерама относится, наряду с именами святых Корбиниана и Руперта, к числу самых известных «баварских апостолов». Житие святого Эммерама написано в 770 году Фрайзингским епископом Арбео (765−783).

Эммерам происходил из земли франков. Родился в начале VII века в Пуатье (Poitiers), получил хорошее образование и принял сначала священнический, а позже и епископский сан. Эммерам покинул родину для проповеди христианства аварам, жившим на территории современной Венгрии. Его путь в земли аваров лежал через Регенсбург, где святителя с большими почестями принял герцог Теодон, уговорив остаться в городе на Дунае. Известно, что, прибыв в Баварию, Эммерам сразу же дал согласие миссионерствовать в этой стране, так как среди баварцев христианство еще не вполне утвердилось.

Помимо дела проповеди, святой Эммерам искоренял языческие обычаи, основывал церкви в Регенсбурге и его окрестностях. За три года, что он провел в городе, святой Эммерам стяжал себе почет среди верующих баварцев. После смерти покровительствовавшего ему Пипина Геристальского святой Эммерам отправился в Рим. В это же самое время дочь герцога баварского Теодона I Ута обвинила Эммерама в том, что он ее обольстил, и ее брат Лантрерт (в других источниках — Ландфрид) жестоко расправился со святителем, подкараулив его на старой «римской» дороге между Зальцбургом и Аугсбургом По преданию, сопровождавшие святителя в дороге Виталис и Вольфлет попытались как можно быстрее доставить истерзанного епископа в Ашхайм, но по дороге в это местечко Эммерам скончался. Его смерть случилась в Кляйнхельдорфе (сегодня — Фельдкирхен, район Мюнхена), где в память мученичества святого установлена часовня. Другая часовня — на месте первого захоронения святого Эммерама — находится в Ашхайме. Здесь останки святого пребывали 40 дней, в продолжение которых непрестанно лил дождь.

Невиновность святого Эммерама вскоре была установлена, и герцог Теодон решил перенести его останки в Регенсбург. Это поручение выполнил епископ Гаубальд, торжественно похоронивший останки в монастыре святого Георгия, а позже, в 740 году, они были перезахоронены в специально построенной для этого церкви. Со временем вокруг этой церкви возникло знаменитое и давшее Баварии многих святых монахов и подвижников бенедиктинское аббатство святого Эммерама. Из истории аббатства известно, что в 1642 году церковь святого Эммерама сильно пострадала от пожара, однако останков святого огонь не коснулся.

На поклонение к святому Эммераму, память которого отмечается 22 сентября, приезжали и приезжают многие известные деятели культуры Германии, среди них был и писатель Томас Манн, поведавший об этом в своем романе «Избранник».

В базилике святого Эммерама в позолоченном реликварии, изготовленном в 1877 году мастерами-ювелирами Регенсбурга, хранятся и мощи святого Вольфганга. Известно, что будущий святитель Вольфганг родился в 924 году в Пфуллингене под Ройтлингеном (Северная Швабия). Учился в монастырской школе Райхенау, что на Боденском озере, а потом продолжил обучение в школе при Вюрцбургском соборе. В 956 году последовал к епископу Генриху в Трир, где до 964 года был учителем, а позже стал деканом Домского собора. Отсюда Вольфганг удалился в бенедиктинское аббатство Айнзидельн (Эйнзидельн, ныне в Швейцарии), где в 965 году принял монашеский постриг. Здесь же в 968 году он был рукоположен во пресвитера, преподавал в монастырской школе. В 971 году Вольфганг отправился с миссионерскими целями в Венгрию. Епископ Пилгрим из Пассау возвел его в сан епископа. В 972 году германский император Оттон I назначил Вольфганга на епископскую кафедру в Регенсбург, где святитель прослужил около двух лет. Епископ Вольфганг выступал за строгое соблюдение аскетических норм общежительства монахов и каноников. Важным шагом в его миссионерской деятельности стало отделение от Регенсбурга епископства Праги. 31 октября 994 года епископ Вольфганг во время поездки неожиданно скончался в Пуппингене под Эфердингом, недалеко от Линца (территория современной Австрии). В 1052 году канонизирован папой Львом IX. День памяти святого Вольфганга, 31 октября, особенно почитается в Баварии.

В базилике святого Эммерама имеются захоронения блаженного монаха Рамвольда, прибывшего в 900 году из Трира и подвизавшегося в Регенсбурге до своей кончины в 1000 (или 1001) году. Кроме того, в больших застекленных саркофагах базилики можно видеть останки первохристиан катакомбной церкви святых Максиминиануса и Калькидониуса.

Здесь находятся также захоронения некоторых известных в южной Германии королей и герцогов, а также членов их семей. В базилике похоронен немецкий историк-гуманист Авентин (Aventinus, 1477−1534), автор «Баварской хроники» (до 1519) — первой истории Баварии. Он же (настоящее его имя — Иоганн Турнмайр, Turnmair) в 1523 году изготовил первую карту Баварии.

Чудотворный образ Божией Матери

Одна из великих христианских святынь Регенсбурга — чудотворный образ Божией Матери первой четверти XIII века — находится в приделе церкви, называемой Старая капелла (Stiftskirche Unserer Lieben Frau zur Alten Kapelle), что на площади Альтер Корнмаркт (Alter Kornmarkt), 8. Сама церковь, считающаяся сегодня и самой старой церковью Баварии, стоит на фундаменте более древней романской часовни, относящейся к периоду правления каролингов. По данным местных историков, на этой площади когда-то располагалась префектура римского лагеря Castra Regina. Основание первой церкви датируется 700 годом — временем правления герцога Теодона II. Через 302 года церковь была переделана Генрихом II, а в 1747 году ее декорировали в стиле рококо. Позже здание церкви несколько раз реконструировалось, но в нем сохранились уникальные лепные украшения работы Антона Ландеса. Последняя реставрация церкви прошла в 1992—2002 годах.

По данным церковной летописи, 14 февраля 1014 года папа Римский Бенедикт VIII подарил ценнейшую византийскую икону с изображением Пресвятой Девы герцогу Генриху II во время его коронования в Риме. Это событие — получение герцогом в дар древней иконы — запечатлено на одной из больших росписей потолка капеллы. Однако при внимательном рассмотрении можно заметить, что изображенная на фреске икона-дар совершенно отличается от той, что сегодня хранится в церкви.

Герцог Генрих II по возвращении из Рима решил передать бесценный подарок общине верующих Старой капеллы, откуда при невыясненных обстоятельствах это сокровище бесследно исчезло (когда это случилось — неизвестно). По другой версии, древняя икона из-за плохого хранения пришла в негодность. В память о том, что в церкви когда-то была эта великая святыня, духовенство Старой капеллы заказало новую икону, написанную в византийском стиле в начале ХIII века предположительно в Южной Германии. Эту икону специалисты относят к типу икон, называемому «Dexiokratusa», ибо Богомладенец находится на руках у Богоматери с правой стороны.

Икона Заступницы человечества Царицы Небесной находилась в основной церкви. Однажды (это случилось во второй половине XVII века) по молитвам неких родителей перед иконой прозрел их слепорожденный малыш. О явленном иконой чуде тотчас узнали верующие Баварии и соседних с нею Венгрии и Чехии. К иконе в Регенсбург потянулись паломники. В 1694 году икону перенесли в бывшую Якобскапеллу. Во времена секуляризации в 1810 году икона попала в галерею дворца Шляйсхайм под Мюнхеном, откуда она позже была перенесена в Баварский национальный музей Мюнхена. В 1862 году епископ Игнатиус фон Сенестрей добился возвращения чудотворной иконы в Регенсбург, где она 27 апреля 1864 года была торжественно установлена в приделе Старой капеллы, переименованном в Gnadenkapelle. В воспоминание о том, что чудотворная икона когда-то находилась в основной церкви, был сделан с нее уменьшенный список, находящийся ныне на вершине правой колонны главного алтаря.

В залах музея-сокровищницы Домского собора

Ценные христианские реликвии хранятся в музее-сокровищнице (Domschatzmuseum) Домского собора (Regensburger Dom, Kathedrale st. Peter), который является одним из лучших образцов немецкой готики в Германии и главным памятником готической архитектуры в Баварии. Собор занимает территорию Porta Praetoria (Северные ворота старого римского форта), выбранную под строительство резиденции епископов святым Бонифацием в 739 году. Старый собор, построенный в VIII—IX вв.еках, дважды горел дотла и дважды вновь восстанавливался в 1156 и 1172 годах. Строительство готического собора, украшающего теперь город, началось в 1275 и завершено в 1684 году; две 105-метровых ажурных башни были закончены в 1869 году.

В сокровищнице собора можно видеть украшенный горным хрусталем переносной бронзовый крест, изготовленный в XII столетии в Швабии. Кроме того, здесь демонстрируется уникальный деревянный греческий крест (XVIII в.) со святой горы Афон. Здесь же находится и попавший в 1313 году в Регенсбург золотой крест кайзера Оттокара II; крест, украшенный аметистами, рубинами, сапфиром и гранатом, предположительно выполнен между 1261—1278 годами в Праге.

В сокровищнице с середины XVII века хранятся в золотом реликварии мощи (часть правой кисти без перста) святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (в немецкой традиции — Johannes Chrysostomos, † 407). Известно, что мощи святителя Иоанна Златоуста есть на Афоне: перст десницы — в монастыре Ксиропотам, левая рука — в монастыре Великая лавра, части правой руки — в монастыре Филофей. История появления этих мощей в Греции специалистам ясна не до конца.

По данным руководителя регенсбургского Музея диоцеза доктора Германна Райделя, регенсбургские мощи святого Иоанна Златоуста в 1652 году подарены главой аббатства Ибург архиепископу-курфюрсту Вильгельму фон Вартенбергу. В том же году ценная реликвия оказалась в сокровищнице Домского собора. Впервые мощи представили верующим для поклонения только в 2002 году.

В декабре 2008 года в баварских СМИ появились «разоблачительные» статьи, ставящие под сомнение не только достоверность самих мощей, но и предполагающие, что потемневшие от времени останки принадлежат вовсе не человеку. Мол, это — «лапа гориллы». Содержание статей спровоцировано неким туристом Манфредом К. из Нюрнберга, который с разрешения служителей собора сделал с близкого расстояния несколько снимков находящихся под стеклом мощей. Представитель пресс-службы католического епископства Регенсбурга Якоб Шутц отверг «вздорные и нелепые» домыслы газетных статей, назвав их «лишенными всяких оснований и не имеющими научных подтверждений».

Одним из редких экспонатов сокровищницы является выполненный регенсбургскими мастерами (1505) позолоченный реликварий в форме статуэтки, в котором хранится часть мощей мученика Севастиана Медиоланского, Римского († около 287).

В витринах можно увидеть красиво расшитую фелонь (1050), гребень из слоновой кости (XI в.), ахатовую (или сардоликовую) плошку (XII в.), а также позолоченный «Кубок Вольфганга», изготовленный в Южной Германии в 1250—1260 годах.

Выставлены и три венецианских серебряных флакона для масла (XIII в.). Экспонаты музея-сокровищницы дают представление о том, как выглядели реликварии-шкатулки: здесь демонстрируется серебряная с позолотой шкатулка-реликварий франкской работы (1430−1435), в которой некогда находились мощи святого Лаврентия.

Регенсбург издавна славился живописью на стекле, книгопечатанием и переплетным делом, производством фарфоровой посуды и литьем колоколов. Многие из регенсбургских колоколов можно видеть на всех 14 крупных церквах города, как католических, так и протестантских.

Город, где уживаются разные религии

В кругах российских ученых-богословов, учащихся и студентов духовных семинарий и академий России и стран СНГ Регенсбург известен своим Институтом Восточных Церквей (Das Ostkirchliche Institut). Ныне его возглавляет 76-летний монсеньор Альберт Раух, много сделавший для формирования и развития добрых отношений с Русской Православной Церковью. Все, кому пришлось хоть недолго общаться с этим католическим священником, замечали, что у него не только неподдельный благожелательный интерес к русской православной традиции, но и ее глубокое знание.

В одной из часовен этого института устроена православная церковь, расписанная в 1980 году фресками.

В 1985 году в стенах института проходил научный симпозиум, посвященный святому равноапостольному Мефодию, а двумя годами позже — симпозиум на тему «1000 лет между Рейном и Волгой». После этих и ряда других форумов Регенсбург зарекомендовал себя как значимый учебный подиум взаимополезного сотрудничества, столь важного для осуществления совместного свидетельства православных и католиков о непреходящих христианских ценностях.

В стенах этого института в 1977—1979 годах учился архиепископ Берлинский и Германский Феофан, возглавляющий ныне в Германскую епархию Московского Патриархата. В институте учились студенты из Сербии, Румынии, России, Белоруссии, Украины, Молдавии и Грузии. Многие из них посещали в городе богослужения в православном приходе в честь Покрова Пресвятой Богородицы (РПЦЗ).

Возглавляющий с 1998 года приход священник Виктор Вдовиченко рассказывает, что русская православная община создана сразу после Второй мировой войны, в октябре 1945 года. Первые четыре-пять лет при ней действовали детский сад, начальная школа, языковые курсы для взрослых, русская библиотека, общество следопытов, юридическая консультация, медпункт, народная столовая, услугами которых пользовались около двух тысяч прихожан, проживавших в Регенсбурге и его округе.

Общинное сестричество возглавляли Екатерина Петровна Достоевская, считавшая себя «невесткой» великого русского писателя, а также ее сестра Анна Фальц-Фейн. В октябре 1946 года православная община приобрела для богослужений бывшую кладбищенскую часовню в городском парке на Прюфенгерштрассе. До 1948 года приход ежемесячно выделял крупную по тем временам сумму денег (5 тысяч рейхсмарок) на содержание дома для престарелых и инвалидов, который носил имя святого Серафима.

В престольный праздник 2006 года приход отметил 60-летие со дня освящения православного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из основателей прихода на праздник приехали только два оставшихся в живых прихожанина.

Помимо православных верующих в современном городе живут около трех тысяч мусульман турецкого происхождения, объединенных в Турецко-исламское общество. В распоряжении его членов — 4 мечети, школа Корана и библиотека.

Современный Регенсбург имеет и большую еврейскую общину, насчитывающую около тысячи человек. Большинство ее членов говорят на русском языке, ибо являются выходцами из стран СНГ. Однако значительное число наших соотечественников из смешанных семей предпочитают посещать не синагогу, а богослужения в православном храме.

Регенсбург с 1990 года является городом-побратимом «красавицы Одессы», чем особенно гордятся одесситы-евреи.

Мост между Западом и Востоком

В августе 2006 года руководитель Института Восточных Церквей монсеньор Альберт Раух принимал в качестве гостей ныне покойного епископа Доримидонта (Чекана) из Молдавии и сопровождавших его священнослужителей и монашествующих. Помню, тогда монсеньор Альберт Раух порекомендовал своим гостям в свободное время посетить христианские святыни города и обязательно побывать на Каменном мосту:

— Дунай собственно и сам является своеобразным мостом между европейскими странами. Когда наши студенты смотрят на воды реки, они сразу представляют себе, как эти дунайские волны через несколько дней достигнут берегов их родины — в Сербии, Румынии, Болгарии и на Украине.

Прощаясь с городом, еще раз приходишь к Дунаю, останавливаешься на трехсотметровом Каменном мосту, который считался в Средние века чудом инженерной мысли. Городские летописцы отмечают, что в течение восьми столетий Каменный мост был в Регенсбурге единственным мостом через Дунай. Специалисты называют его и самым старым из сохранившихся на территории Германии. Он стал образцом-моделью для многих других европейских мостов, в частности знаменитого Карлова моста в Праге.

Смотришь с моста на речную гладь Дуная, на отраженную в воде разноцветную панораму старой части города и ловишь себя на мысли, что, вероятно, придется еще раз приехать сюда, чтобы по весне увидеть «голубой Дунай», чтобы глубже познать историю и ощутить величие Регенсбурга, хранящего многие значимые не только для Баварии христианские святыни и ставшего мостом-посредником между Западом и Востоком.

http://www.pravoslavie.ru/put/28 822.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru