Православие и современность | Протоиерей Артемий Владимиров | 26.12.2008 |
Сегодня, когда священноначалие вручало многим педагогам заслуженные награды, высоко оценив их участие в конкурсе «За нравственный подвиг учителя», я хотел бы поразмышлять о сущности этого подвига.
Вообще, тема подвига всегда являлась ключевой в деле школьного образования и воспитания. Где есть место подвигу, там наличествуют и герои. Вы, конечно, знаете, что Русь почитала своими героями святых угодников Божиих. Их жития были любимым чтением русского народа. Советская эпоха представила нам иных героев: космонавтов, строителей, ученых, но и их время прошло. На пьедестал всеобщего внимания взошли банкиры, бандиты и актеры. Что же мы видим? Банкиры понурили свои головы, обхватив их руками от едва терпимой финансовой депрессии; разбойников начали отлавливать и изолировать от общества, а большая их часть превратилась в добропорядочных буржуа и уже не хочет вспоминать о грехах дурно проведенной молодости; актеры старой русской театральной школы сходят со сцены, а современная «фабрика звезд» не может «отштамповать» никого, кроме каскадеров и циркачей.
Нам нужны новые, истинные герои. Кто же они? Мне бы очень хотелось, чтобы ими стали священник, учитель и защитник Отечества — военный. Героем нашего времени должен стать носитель нравственного призвания, в признании этого героя должна выявиться нравственная зрелость нашего общества. Я выбираю героем моего краткого сегодняшнего слова школьного учителя, а нравственным подвигом назову призвание учительства. Пусть это слово будет малой наградой, утешением и ободрением тем педагогам, заслуженный труд которых был по справедливости оценен высокими наградами.
Современный учитель России представляется мне воином, выходящим в «чисто поле» для ратного подвига за души своих питомцев. Вижу на педагоге воинский шлем, надежно прикрывающий его главу от вражеских стрел. Этот шлем — целостное христианское миросозерцание.
Как важно учителю быть носителем мировоззрения, которое, основываясь на библейских, христианских началах, позволяет охватывать все уровни бытия и ясно, доходчиво доносить до детского ума истины философского порядка; объяснять разнородные явления политической, общественной, культурной жизни; слагать знания в яркую и внутренне непротиворечивую панораму.
Педагог-воин облечен в броню правды и любви, те рыцарские доспехи, без которых и думать нечего о победе на поле брани. Действительно, мало просвещать умы, необходимо умягчать сердца! Как нелегко сегодня учителю коснуться души своего питомца, зачастую испытывающего преждевременную усталость от жизни. Гонор и самоуверенность подростка, нервность и жестокосердие, компьютерная болезнь со всеми ее симптомами: апатией, хронической усталостью, потерей интереса к занятиям — вот короста, которую необходимо разбить, победить нам, совестливым и неравнодушным педагогам! И единственное средство, чудодейственное лекарство, которое мы можем употреблять в борьбе за души детей — любовь, проявляющаяся в педагогическом великодушии, благородстве, терпении, милости и строгости, приветливости и требовательности, в умении добиваться от детей необходимых результатов.
Упомянем и о воинском поясе — символе воздержания, навыке избегать неполезного, чрезмерного, искусстве употреблять все в меру, разумно, с пользой для дела и без вреда для здоровья. Плох учитель, если он сам не в состоянии показать благого примера собственной жизнью, опутан по рукам и ногам низменными страстями. Общеизвестен закон: мы не можем передать нашим питомцам более того, чем владеем сами. Убеждает не слово, каким бы прекрасным оно ни было, но дела и жизнь говорящего.
Обоюдоострый меч — слово педагога. Виртуозно владея этим оружием, учитель будет надежным защитником своих подопечных. И не только защитником, но подлинным воспитателем их нравов. Слово живое, ясное, простое и прекрасное имеет неодолимую силу над душой человека. Нет, настоящий учитель — не ниже писателя, не меньше поэта; пусть он соединит в себе таланты народного сказителя и городского барда, лишь бы ему по-доброму владеть вниманием учеников и оказаться способным формировать их языковое мышление, и значит, и внутренний мир их душ.
А теперь обратимся к теме нравственного подвига российского педагога XXI столетия. И один в поле воин, если его дело правое, и за ним — Сам Бог! Как никогда тяжело сегодня учителю, болеющему душой за детей, которых он не делит на своих и на чужих. Настоящий педагог — несомненно, творческая, нравственная, а потому сильная личность.
Мы именуем учителя подвижником, потому что он сам призван идти, двигаться «тропой бескорыстной любви», меняться от худшего к лучшему, от лучшего — к еще лучшему, постепенно восходя к чеховскому идеалу: «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и тело, и одежда, и мысли».
Истинный герой духа познается по внутренней динамике сердечной жизни. Бодрость, живость, непосредственность, психологизм в искреннем и радостном общении — вот черты этой сокровенной жизни. Учителю должна быть присуща самокритичность, умение в свете правды и любви взвешивать свои недостатки и слабые стороны натуры. «Мудрый муж не согрешает дважды», — говорили древние. Подлинное нравственное достоинство учителя — иметь мужество переоценивать собственные падения, ошибки и огрехи, делиться с детьми своей умудренностью, заблаговременно предупреждая их об опасностях и соблазнах современной жизни. Если мы лелеем надежду духовно влиять на других, то давайте прежде для самих себя откроем страну самопознания и научимся из сокровищницы собственного сердца извлекать живое назидание для наших питомцев.
Нравственный подвиг учителя все явственнее выявляется в общении с учащимися, как правило, с детских лет недополучившими родительского внимания и тепла. Совместить в себе отеческое и материнское начала; без отчаяния от неисправимости детей увлекать их к идеалу, не подавляя и не ломая; уметь взыскивать, не унижая, требовать положенного без суровости, говорить неприятное с приятностью, строгость облекать в любовь — наша нелегкая, но необходимая задача.
А каковы высоты, иногда именуемые «командными», которые мы должны взять в педагогическом восхождении? На мой взгляд, это, во-первых, напоминание детям и подросткам о том бесценном сокровище, которым все мы одарены от рождения и которое именуется детством, невинностью, чистотой. Научить милых чад хранить и беречь этот чудный дар, чтобы, по пословице, потерявши, не плакать впоследствии. Известно, каковы гибельные, разрушительные последствия разврата для нравственно неоперившейся молодежи. Блуд не имеет никакого отношения к добродетели супружества и подвигу семейной жизни. Не мне вам рассказывать и доказывать, что ученики, бросившие в грязь лилию девства, совершенно охладевают к учению, лишаются целомудрия, подвержены апатии, лени и цинизму. Убежден, что оградивший себя от растления, огражденный от него хорошим воспитанием молодой человек всегда найдет дорогу в жизни и обретет заветную звезду призвания, даже если он никогда не хватал звезд с небосвода школьных дисциплин.
Во-вторых, искомой высотой является проповедь любви и материнства как органично сопряженных между собой начал человеческой жизни. В их насильственном отторжении друг от друга, искусственном водружении на пьедестал половой любви с одновременным принижением семейной жизни как скучной прозы дня и нагоняющего тоску быта, — великое лукавство нашего времени. Учитель! Научи своих учеников пониманию, что истинная любовь «ответственна за тех, кого приручает»; трепетна и бережна в отношении к любимому; бескорыстна и жертвенна, в отличие от грязной похоти, даже не взирающей на лицо «предмета страсти нежной»! Покажи этот идеал совмещения влюбленности и рыцарства, ответного пылкого чувства и решимости «сохранять свою честь» до и для замужества на жизненных примерах великих героев Русской земли. Пусть светлые лики Царственных Мучеников, пронесших свечу «негасимой любви» до конца, будут громкогласным свидетельством и подтверждением твоей нравственной позиции по этому принципиальному вопросу. Учитель, раскрой пред своими слушателями всю невыразимую красоту материнства, воспетую, наряду с девством, древним иконописцем, непревзойденным шедевром которого стал вещий лик Владимирской иконы Богоматери — главная святыня русского народа.
А вот еще один рубеж, умолчать о котором было бы сегодня несправедливо, несмотря на несколько затянувшееся наше слово.
Что такое счастье? Каждый отвечает на этот вопрос по-разному. Для нас с вами счастье в том, чтобы быть востребованным, нужным; счастье — в служении. «Тошно прислуживаться» своим страстишкам, но радостно служить Отечеству, которое не выбирают, но которое выбрало нас, родило, взрастило и вскормило для «великих дел». Итак, учитель, «рассвет уже полощется», вставай скорее сам и подымай разленившихся деток, «на последний и решительный бой» с невежеством и эгоизмом, тягой к удовольствиям и развлечениям, пристрастиям к компьютерным играм, которые не менее опасны, чем андеграунд с его наркотическим дурманом! Без любви к Родине юное поколение останется навсегда потерянным, а «его грядущее — иль пусто, иль темно»..
И, наконец, последнее «сказанье».. Героем назову того учителя, который в век всеобщего нравственного одичанья, а потому и крайнего загрязнения, опошления речи, помнит и ценит свое наследие, именуемое великим и могучим русским языком. «Глаголом жечь сердца людей» и лирою словесною своей «чувства добрые» пробуждать в школьном народе, «призывая милость к падшим», — вот общее с великим Пушкиным литературное кредо современного педагога. Будем помнить, что в словесном общении действует с математической точностью закон христианского европейского мыслителя Блеза Паскаля: «В сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковый». Когда дети оценят в учителе дар рассказчика и жадно будут ловить каждое его слово, питающее и возвышающее их души, тогда мы сможем с полным правом говорить о величии нравственного подвига педагога. Слово — великая сила! Оно гармонизирует внутренний мир ребенка, снимает стресс, утомление, вызывает на лице внимательного слушателя светлую, добрую улыбку, которая стоит многого в наше наэлектризованное, скудное любовью время.
И нам, педагогам, «дано предугадать, как наше слово отзовется».. Нерукотворный памятник воздвигает себе тот учитель, который исподволь прививает ученику вкус родного русского слова, создавая тем самым мысленное противоядие, препятствуя проникновению в сознание учащегося слов пошлых и грязных, лишающих его детства и девства. Через нечистое слово воздействует на душу нечистая сила, посредством слова святого струится в сердце благодать.
Свое размышление, как лавровый венок, я возлагаю на главы любимых мною коллег и собратьев по счастью принадлежать к героическому сословию российских педагогов.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5884&Itemid=330