Русская линия
Радонеж Сергей Белозерский27.12.2008 

Либерализм, угрызающий себя за хвост

Папа Римский Бенедикт XVI, недавно вызвавший бурную реакцию мусульман, процитировав слова византийского императора Мануила об Исламе, вновь навлек на себя неудовольствие, на этот раз у прогомосексуальных активистов. Как сообщает британская газета «Таймс», выступая в римской курии — высшем административном органе Католической Церкви — папа призвал «прислушаться к языку творения», чтобы понять предназначение мужчины и женщины, и отметил, что выходить за рамки традиционных отношений между полами — значит «разрушать Божье дело». «Тропические леса — отметил римский Епископ — заслуживают нашей защиты. Но не в меньшей степени ее заслуживает человек, как Божье творение… Нужно что-то вроде „человеческой экологии“, понятой в правильном смысле. Когда Церковь говорит о природе человека как мужчины и женщины, и просит уважать этот порядок творения, это не просто устаревшая метафизика». Хотя папа не произнес слова «гомосексуализм», реакция гей-активистов и части прессы была яростной; папу обвинили не много ни мало в том, что он своими речами поощряет убийства и преследования гомосексуалистов.

Мы, как православные люди, не можем признать за папой той роли, которую ему отводит католическое богословие, однако можем отметить, что в данном конфликте мы безусловно находимся на одной стороне; Православная Церковь подвергается точно таким же нападкам.

Что же происходит? Глава римской Церкви, выступая перед своими единоверцами, излагает библейский взгляд на то, что «в начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. (Мар.10:6)». Не требует от государства каких-либо репрессивных мер по отношению к кому-либо, не призывает кого-либо бить и гнать — просто излагает христианский взгляд на творение, общий всем, кто принимает Священное Писание сколько-нибудь всерьез.

Это вызывает яростную критику и рассматривается как дело преступное. Почему? С точки зрения либерализма, у папы есть право высказывать свое мнение, у всех остальных есть право с ним не соглашаться. Как говорит один из комментаторов, «если вы хотите принадлежать к Церкви — следуйте ее учению; если не хотите — никто вас не неволит». Как нередко говорят, «мне ненавистно ваше мнение, но я многое отдам, чтобы у вас была возможность его высказывать». В действительности, однако, выясняется, что что некоторых мнений лучше не высказывать, что существует своего рода либеральная ортодоксия, и высказывания, с ней несогласные, требуют определенного мужества.

Как так получилось? Похоже, дело в определенном смещении, которое произошло внутри либеральной идеологии. Первоначально либерализм предполагал ограничение произвола государства; «свобода» означала свободу от произвольного ареста, свободу от преследований за убеждения, свободу от контроля в частной жизни. Это был вполне здравый вывод из падшего состояния человеческой природы — государство склонно к злоупотреблениям, и его следует ограничить определенными правовыми рамками. В формировании гражданских свобод большую роль сыграли религиозные деятели, для которых была очень важна свобода верить так, как они считали правильным, и открыто исповедовать эту веру. Однако дальше произошел определенный мировоззренческий и культурный сдвиг. Для основателей либеральной идеологии, британских и американских мыслителей XVIII века, «самоочевидной истиной» было существование объективного морального закона, который не совпадает с законом государства. Например, государство не наказывает за пьянство или нарушение обещания, которое Вы дали устно и не при свидетелях — однако эти поступки нарушают моральный закон. С утратой веры в Бога и отходом от христианского взгляда на мир понятие «объективного морального закона» исчезло, «ненаказуемое по закону» стало восприниматься как «морально допустимое». Затем в любом провозглашении морального закона стали видеть покушение на свободу людей делать то, что они хотят; теперь мы видим, как круг замыкается, и свобода верить, как требует совесть, и открыто исповедовать эту веру, оказывается под угрозой. Общество вновь, как в до-либеральные времена, начинает предписывать гражданам, во что им верить, и какие взгляды — в частности, взгляды на человеческую природу, творение и брак, исповедовать.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2906


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика