Радонеж | 26.12.2008 |
Этот год останется в памяти как год утрат. Великая утрата постигла Россию в конце года — с кончиной Предстоятеля осиротела не только Церковь, осиротела вся страна. Ибо если сегодня вокруг чего-то и может быть объединен народ, то именно вокруг своей Церкви, главным деланием почившего Предстоятеля которой и было, на протяжении 18 лет Патриаршества, восстановление и хранение единства. Венцом его жизни стало восстановление единства с Русской Зарубежной Церковью, казавшееся немыслимым еще два десятилетия назад, но достигнутое сделанными навстречу друг другу шагами взаимного покаяния. Совершившие помощью Божией это чудо единения, переступившие черту застарелого противостояния, Первоиерархи обеих частей Русской Церкви преставились ко Господу в этом году.
Патриаршество Святейшего Алексия было также временем свободы. Не только освобождения от оков тоталитарного безбожия, давившего Церковь долгих семь десятилетий, пытавшегося оградить народ от духовного воспитания и окормления Матерью, и добившегося только самоуничтожения по причине тотальной несостоятельности. Это было и время свободы внутренней, свободы, к которой многие не привыкли, и которая могла также стать причиной разделения и распада, как едва не стала причиной окончательного распада страны. Но и здесь роль Патриарха-хранителя единства оказалась решающей: терпеливо и благожелательно поддерживая слабые поначалу ростки церковной жизненной активности — в миссионерстве, в благотворительности, в образовании и воспитании, в жизни приходов и епархий, — удалось добиться того, чего многие не чаяли, а иные и очень не хотели — восстановления Церкви.
Для нас, для Братства «Радонеж», которому только что исполнилось 20 лет, восемнадцать лет Патриаршества Святейшего Алексия были временем, когда во всех — подчеркнем это — во всех наших делах и начинаниях нас не оставляло внимание, забота, молитва и благословение Предстоятеля, воистину бывшего нам архипастырем и отцом. Скорбя о почившем, уповаем на то, что и по преставлении своем он не оставит нас своими молитвами.
Сегодня Церковь восстановилась после болезни государственно насаждаемого в народе безбожия. Мы молимся об упокоении почившего Патриарха в храмах, восстановленных и построенных вновь, в стране, в которой две трети граждан, как показывают социологические опросы, называют себя верующими православными, в которой, как отметил Патриарший Местоблюститель, руководитель государства «не только присутствует на отпевании Предстоятеля Русской Церкви, но и помнит о девятом дне по его кончине». Страна за 18 лет этого Патриаршества изменилась — и не по названию только.
Конечно, многие из назвавшихся в социологическом опросе «православными» далеко еще не воцерковлены, а многие из государственной, хозяйственной, культурной элиты, стоя в храме со свечкой, делают это не из искренней веры, а лишь «протокола, имиджа и телекамер ради». Но это все поправимо и будет, надеемся, поправлено. Важно, что объединение страны на основе национальной духовной традиции обозначилось достаточно ясно. И это — трудами и молитвой Великого господина и отца нашего, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия.
Конец года ознаменовался и усиливающимися тревогами, вызванными глобальным экономическим кризисом, угрожающим стабильности, к которой столь многие, кажется, стали привыкать в последние годы. Вообще-то, говорят старцы, «как тревога — так до Бога». Кому-то утрата привычной стабильности, может быть, даст повод задуматься об основах бытия подлинных, а не экономических, и номинальное самообозначение «православный» осознать, как обязывающее к чему-то. Ну, хотя бы, к уяснению основных принципов веры и жизни тех, к кому ты себя причислил только потому, что так, вроде бы, «в обществе принято». И действительно, по наблюдениям пастырей, сегодня в храмы приходят люди, в той или иной степени пострадавшие от кризиса — как сотрудники различных организаций, подпавшие под сокращение, так и руководители, вынужденные увольнять своих подчиненных.
Но если оставить это возможное благотворное очистительное действие кризиса на чью-то душу за скобками и задуматься о причинах самого кризиса, которые же не в ипотеке, в конце-то концов? Неслучайно же Апостол предупреждал, что «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». (1 Тим. 6: 9,10). Экономический кризис выявил ненадежность устройства общества, основанного лишь на материальном факторе, считают в Русской Церкви. «Происходящее должно побудить многих всерьез обратиться к духовной жизни, вспомнить о важной роли духовных ценностей в жизни общества, ведь общество потребления в конце концов рухнет», напоминают пастыри. Что опять возвращает нас к вопросу о духовном просвещении элит — государственных и экономических.
Писатель-пророк, также почивший в этот несчастливый год, и также неоценный до сих пор Россией, Александр Солженицын выразил причину кризиса современного общества (кризис ведь не в этом же сентябре начался, на самом-то деле): «Люди забыли Бога, от того и все».
В Темплтоновской лекции 1983 года он сказал, и мы не можем не повторить сегодня эти слова (да простят нам читатели эту пространную цитату, но точнее диагноз все равно не выразить): «На Западе незаметно, подтачиванием десятилетий, утеривалось понятие смысла жизни более высокого, чем добиться «счастья», — а это последнее ревниво закреплялось даже конституциями. Уже не первый век высмеиваются понятия Добра и Зла, и удачно изгнали их из общего употребления, заменив политическими и классовыми расстановками, которых срок жизни быстротечен. Стало стыдно аргументировать к извечным понятиям, стыдно промолвить, что зло гнездится в сердце каждого человека прежде, чем в политической системе, — а не стыдно: уступать интегральному Злу каждодневно — и по оползням уступок на глазах одного нашего поколения Запад необратимо сползает в пропасть. Западные общества всё более теряют религиозную суть и беззаботно отдают атеизму молодёжь. Какие ещё нужны свидетельства безбожия, если по Соединённым Штатам, имеющим престиж одной из самых религиозных стран в мире, шёл глумливый фильм об Иисусе Христе? Если американская столичная газета бесстыдно помещает карикатуру на Божью Матерь? Когда распахнуты внешние права — зачем же удерживаться внутренне самим от недостойности?..
Или зачем тогда удерживаться от раскала ненависти? — расовой, классовой, исступлённо идеологической? Она и изъедает сегодня многие души. Атеисты-преподаватели воспитывают молодёжь в ненависти к своему обществу. … Эта разжигаемая ненависть становится атмосферой сегодняшнего свободного мира, и чем шире наличные свободы, чем выше достигнутая в обществе социальная обеспеченность и даже комфорт — тем, парадоксально, напряжённей и эта слепая ненависть. Так нынешний развитой Запад ясно показал на себе, что не в материальном изобилии и не в удачливом бизнесе лежит человеческое спасение".
Четверть века прошла после того, как это было сказано. Но и сегодня мы видим в теленовостях беснующуюся от ненависти к своему обществу молодежь — в православной Греции, «Розовое Рождество», разыгранное на тему появления на свет Спасителя гомосексуалистами в Амстердаме — как заявил организатор мероприятия, «целью акции было укрепление имиджа Амстердама как мировой столицы гей-сообщества». А что сегодня воспитывают в нашей молодежи, если до сих пор государство с тупым равнодушием пытается изолировать школу от духовного влияния Церкви? Запад неотвратимо сползает в пропасть, предупреждал писатель четверть века назад. Россия хочет идти этим путем? Или путем, который обозначил почивший Предстоятель Церкви?