Русская линия
Фонд стратегической культуры Петр Искендеров24.12.2008 

Россия и энергетическая безопасность Балкан: сербские уроки

Парафирование вечером 22 декабря в Белграде многострадального российско-сербского соглашения о сотрудничестве в нефтегазовой области стало очередной вехой в ожесточенной борьбе по вопросу об энергетической безопасности Европы.

Почти год прошел с того момента, когда президент Сербии Борис Тадич и тогдашний премьер-министр Воислав Коштуница 25 января 2008 года присутствовали в Москве на торжественной церемонии подписания пакетного межправительственного соглашения между Россией и Сербией. Сейчас обе стороны фактически подтвердили тогдашние договоренности. Остались в силе и покупка «Газпром нефтью» контрольного пакета акций сербского государственного монополиста компании «Нефтяная индустрия Сербии» (Naftna Industrija Srbije, НИС) за 400 млн евро, и будущие российские инвестиции в реабилитацию и реконструкцию сербского нефтяного гиганта, и участие России в сооружении газохранилища «Банатски двор», и, наконец, подключение Сербии к проекту «Южный поток» по транспортировке российского газа через Балканы далее в Центральную и Западную Европу. Однако борьба вокруг документов все эти месяцы шла такая упорная, как будто стороны согласовывали передел мира.

Сегодня понятно, что прозападные сербские власти во главе с Борисом Тадичем и во всем послушным ему премьером Мирко Цветковичем блефовали, настаивая на пересмотре условий уже подписанного соглашения. Как сообщали в беседе с автором этих строк источники в «Газпром нефти», сербская позиция не имела под собой никаких финансово-экономических обоснований: «Соглашение с „Газпромом“ позволяет стране стать ведущим игроком на балканском, а в перспективе — на общеевропейском рынке энергоресурсов, причем за российские деньги и при российском технико-экспертном содействии. Будет решена проблема энергетической безопасности самой Сербии. Наконец, упрочившиеся позиции Белграда в стратегически важных областях многократно усилят аргументы сербских властей на переговорах с Европейским союзом».

То есть речь изначально шла о спекулятивных политических расчетах правящей сербской элиты, попытавшейся выполнить требования руководства ЕС, лидеров венгерских сепаратистов Воеводины и стоящего за ними австрийского и венгерского капитала. Брюссель лоббирует проект «Набукко» по транспортировке газа в Европу в обход России и обусловливает рассмотрение сербской заявки на вступление в ЕС отказом Белграда от стратегического сотрудничества с Москвой. Что же касается воеводинских венгров во главе с «Венгерской коалицией» Иштвана Пастора и «Альянсом воеводинских венгров» Йожефа Касы, то они не заинтересованы в экономической смычке Воеводины (где располагаются и НИС, и «Банатски двор») с остальной Сербией, так как вслед за Косовом взяли курс на отделение. Кроме того, поддержка кандидатуры Бориса Тадича воеводинскими венграми в феврале 2008 г., во втором туре президентских выборов в Сербии, была обусловлена обязательствами сербского лидера не препятствовать сепаратистским устремлениям Нови-Сада.

Какие уроки можно извлечь из растянувшейся на год сербо-российской нефтегазовой эпопеи, учитывая, что в настоящее время всё ещё остаются на стадии переговоров и согласований и другие балканские проекты с участием России (сооружение нефтепровода Бургас — Александруполис, возможное подключение к «Южному потоку» Словении, Хорватии и других государств региона)? Уроков несколько.

Во-первых, это повышенная политизация вопросов сотрудничества с Россией балканскими элитами. Имея дело со странами бывшей Югославии, находящимися на геополитической карте в буквальном смысле между Западом и Востоком, следует быть готовыми и к забвению прежних договоренностей, и к многомесячной волоките, и к элементарному торгу и шантажу, и даже к обращению недовольных в судебные органы — как это сделали на днях главная прозападная сила нынешней Сербии Либерально-демократическая партия и экономист Милан Ковачевич, потребовавшие от Конституционного суда дать оценку соответствия подписанных в присутствии Б. Тадича соглашений. сербской конституции!

Обращает на себя внимание, что положительное решение вопроса о НИС было достигнуто в тот момент, когда в самой Сербии серьезно обострилась социально-экономическая ситуация и пошатнулись позиции правительства М. Цветковича, а Россия сделала выгодное предложение Словении принять участие в проекте «Южный поток». Кроме того, буквально за несколько дней до парафирования соглашений сербская государственная компания «Сербиягаз» и российско-сербское предприятие «Югоросгаз» подписали соглашение о поставках в Сербию в 2009 году 2,39 миллиарда кубометров российского газа. В сообщении о подписании документа ключевой представляется фраза исполнительного директора «Югоросгаза» Владимира Колдина об отсутствии жесткой цены на российский газ: «Цена на газ будет определяться по специальной формуле, привязанной к движению цен на нефтепродукты». Это положение вынуждает сербскую сторону более активно сотрудничать с Россией и по другим энергетическим вопросам.

Отсюда следует второй «сербский» урок для России: соглашения с балканскими странами имеют большие шансы на реализацию, когда они явно или негласно увязаны с другими проектами и вопросами, от которых напрямую зависит финансово-экономическое благополучие балканских стран и их элит.

И третий урок касается пресловутой «диверсификации» поставок энергоресурсов и маршрутов их транспортировки. По имеющейся информации, в запасе у «Газпрома» остаётся не менее 8 вариантов транспортировки природного газа через Балканы. В случае срыва российско-сербской сделки ключевыми игроками на балканском энергетическом поле могут стать Черногория, Босния и Герцеговина и Хорватия. Последний вариант особенно привлекателен, учитывая более развитую хорватскую инфраструктуру, включая терминалы порта Омишаль. Очевидно, лишь столкнувшись с возможной «энергетической» изоляцией и убедившись в принципиальности российских партнеров, Белград был вынужден подтвердить то, с чем он уже согласился в январе 2008 года. В конце концов, 200 млн. долларов транзитных платежей в год даже самым убежденным сторонникам ориентации Сербии на Запад должны были показаться более выгодным делом, чем сопряженные с унизительными для страны условиями её интеграции в Евросоюз.

Нынешняя чехарда вокруг цен на нефть и газ, политический и экономический кризис в ЕС, неясность с внешнеполитическим курсом новой администрации США предвещают, что в 2009 году борьба вокруг контроля над источниками энергоресурсов и маршрутами их транспортировки станет еще более острой и, главное, непредсказуемой. Уроки российско-сербской «сделки века» окажутся в этой борьбе, как нельзя кстати.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=1823


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика