Православие и современность | Иерей Павел Усов | 24.12.2008 |
Совершенно бесполезно спрашивать у родственников усопшего, какой смысл они видят в получении этой земли. Варианты ответов могут быть разными — от народных суеверий до откровенного оккультизма и магии. Как же так получилось, что люди, считающие себя православными, не знают православного смысла обряда погребения?
В дореволюционной России большинство населения было православным, поэтому похоронить человека без отпевания было почти немыслимо. Даже если человек был беден, расходы на погребение брал на себя храм.
Понятие «заочное отпевание» в том виде, в каком оно распространено сейчас, отсутствовало. Предусматривалось несколько случаев заочного отпевания. Например, когда умерший человек по каким-либо причинам уже был погребен без ведома родственников (например, умерший на чужбине или в результате эпидемии). Каждый случай в отдельности рассматривался епархиальной консисторией, и с благословения правящего архиерея совершалось заочное отпевание. В назначенный день в храм или на могилу собирались родные и близкие усопшего и вместе со священником молились об умершем родственнике. Заочное отпевание в сегодняшнем виде стало появляться в послереволюционное время, когда атеистической властью было строжайше запрещено совершать отпевание очное. Тогда, по просьбам верующих родственников, священники практически тайком совершали заочное отпевание. Наибольшее распространение подобная практика получила в годы Великой Отечественной войны, когда тысячи и тысячи людей получали с фронта похоронки и даже не знали, где находятся могилы их близких. В эти тяжелые годы Патриарх Сергий (Страгородский) благословил повсеместно совершать заочное отпевание по погибшим фронтовикам. После войны отношения Церкви и власти снова ухудшились. Поэтому практика заочного отпевания не только не упразднилась, но стала считаться единственно возможной в тех условиях формой православного погребения. Именно в это время заочное отпевание стало обрастать различными суевериями. Происходило это, в первую очередь, по причине повсеместной духовной безграмотности. Особое значение приобретает та земля, которая раздавалась родственникам умерших после отпевания. В ней видели некое свидетельство того, что человек погребен по церковным обычаям. Постепенно даже среди церковных людей эта земля приобретает основное значение, отодвигая на второй план само богослужение и смысл его молитв. Такое однобокое понимание обряда погребения и привело к тому, что в наши дни родственники усопшего не приходят в храм молиться о его душе, а засылают делегата — «сделать, что необходимо» и получить землю. При этом совершенно не интересуются, а какой смысл в ней видит Церковь?
Христианское отношение к смерти непривычно для неверующего человека. Само преставление, приготовление усопшего к погребению, погребение и поминовение — все это сопровождается особыми молитвословиями. В них и скорбь об умершем, и радость о переходе человека в лучший мир, и ходатайство к Богу о милости к его душе.
Немалая часть молитв уделяет внимание назиданию живых. Те, кто присутствует на похоронах, видят явно, что смерть придет за каждым. Нужно быть совсем бесчувственным, чтобы в момент прощания с близким человеком не задуматься: «А как я буду умирать, что я принесу Господу?» В этот час, когда сердца живых полны скорби и надежды на милость Божию, Церковь обращается к ним со словом назидания и просит их, пока они живы, заботиться о своей душе и молиться о душе умершего.
Огромное воспитательное значение имеет момент, когда после отпевания, священник высыпает горсть земли на крышку гроба. Это действие напоминает всем присутствующим, что человек создан из праха земного и в этот прах он призван возвратиться. Это действие указывает понимающему человеку: «Вот ты видишь перед собой любимого человека, но это уже не он, это лишь прах, земля, в которую он уже начал свое возвращение. И земля, насыпанная священником, есть образ того, чем ему предстоит стать через некоторое время. Земля и прах — это то, чем и ты станешь после смерти. Тело тленно и временно, но душа бессмертна и вечна. Только если обратишься к Богу, у тебя будет возможность обессмертить и тело для жизни вечной». Не свидетельством об истинности погребения усопшего является эта земля, а призывным воплем о покаянии, обращенным к живым. Не покойному она нужна, но живым. Поэтому лишено смысла высыпать землю на могилу покойного, которого погребли несколько лет назад, или на могилу его родственника. В таком случае стоит ограничиться молитвой во время заочного отпевания.
На сегодняшний день в приходской жизни Церкви «земельный вопрос» один из самых тяжелых и болезненных. Ведь многим непонятно, что привезти усопшего человека в храм для отпевания, несмотря на то, что это хлопотно, гораздо важнее, чем пышные похороны и дорогой памятник. Стремясь устроить похороны «не хуже, чем у других», «по-человечески», родственники часто забывают о самом человеке, не осознают того, что усопшего сейчас уже мало заботит земное. Душа умершего предстает перед Богом и просит, и требует от нас, живых, ходатайства и молитв за нее. Ведь посмертную участь человека способна изменить только искренняя и теплая молитва любящих сердец, обращенных к Живому Богу.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5878&Itemid=4