Столетие.Ru | Александр Крылов | 24.12.2008 |
Историк Ключевский считал Подкарпатскую Русь древнейшей русской землей, колыбелью русского народа. Здесь проповедовали святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Тем не менее, для большинства наших сограждан Закарпатье до сих пор ассоциируется с Западной Украиной, Галичиной, а ее жители — с «бандеровцами» и наследниками вояк из дивизии СС «Галичина».
В конференции в Ростове-на-Дону приняли участие представители России, Украины, Сербии, Чехии и Молдавии. Особый интерес и интригу мероприятию придало участие в конференции представителей руководства республики Подкарпатская Русь.
Русин — самоназвание населения Древней Руси, этноним «русин» — производное от слова Русь, он упоминается в литературных памятниках, начиная с X в. К середине XIX в. этноним «русин» оставался широко распространенным в качестве самоназвания населения Карпатской Руси (Галичина, Буковина, Угорская Русь), чьи земли находились под владением Австро-Венгрии, а также населения севера Бессарабии и Холмщины.
Австро-венгерские власти называли своих русских подданных русины, рутены (нем. Russinen, Rutnenеn), в отличие от русских (российских подданных).
Сами русины называли себя в единственном числе русин, а во множественном числе — русскими, веру свою — русскою, свой народ и язык — русскими.
Русины (руснаки) — потомки древнерусской народности. Впоследствии из неё выделились три братских восточнославянских народа — русские, украинцы и белорусы. Предки современных русинов проживали в условиях гористой местности, в окружении иноязычного и зачастую иноконфессионального населения. Благодаря такой изолированности они сумели сберечь («законсервировать») многие культурные традиции Древней Руси, свой древний язык, сохраниться как этнос. Многовековое проживание в составе различных государств привело к возникновению у некоторых региональных групп русинов небольших этнокультурных отличий. Несмотря на это, русины и их потомки в большинстве своем сохранили русинское самосознание, историческую память и понимание единства всех русинов.
После распада Автро-Венгерской империи русины отказались войти в состав новосоздаваемой Западно-Украинской Народной Республики (Галичины) и самоопределись как государство-субъект Чехословацкой Федерации. Подкарпатская Русь была присоединена к ЧСР согласно международному договору, подписанному 10 сентября 1919 года в Сен-Жермене между державами Антанты и их союзниками, с одной стороны, и представителями Чехословацкой Республики — с другой. Согласно Сен-Жерменскому договору Подкарпатской Руси были гарантированы «полнейшая степень самоуправления, совместимая с понятием единства Чехословакии» (ст. 10), свой собственный законодательный сейм (в ведении которого должны были входить все вопросы, касающиеся языка, школы и вероисповеданий, местной администрации, и все другие вопросы, определенные законами чехословацкого государства) и автономное правительство, ответственное перед сеймом (ст. 11).
Сен-Жерменский договор гарантировал Подкарпатской Руси право быть соответствующе представленной в чехословацком парламенте (ст. 14). Контроль за выполнением Договора принадлежал Лиге Наций (ст. 14). Однако все данные Подкарпатской Руси гарантии позднее были проигнорированы Чехословакией. Вопреки договору от отставленной в составе Чехии Подкарпатской Руси была отделена так называемая Пряшевская Русь с 250 тысячами русинов, которая была присоединена к Словакии. Не было создано сейма и автономного правительства, и в течение почти двух десятилетий край фактически управлялся чешской администрацией.
Карпатская Русь имела чрезвычайно важное значение военно-стратегическое значение, и власти Чехословакии подозрительно относились к русинам, которые отличались своими пророссийскими настроениями (при этом они не делали никакой разницы между Россией и СССР).
С целью нейтрализации гипотетической угрозы со стороны русинов власти ЧСР стали проводить политику насильственной украинизации.
В Подкарпатье был отправлен многочисленный десант галицийских «самостийников», до 1937 года было запрещено преподавание в школах на русском языке, был арестован профессор А. Геровский, крупнейший лингвист и специалист по языку и культуре русинов.
«Самостийники» же находились в привилегированном положении: они имели в Чехословакии три финансируемые правительством учебных заведения (русины — ни одного), за счет государства финансировались их многочисленные издательства и культурные общества. Однако, несмотря на двадцатилетнюю политику насильственной украинизации, русины отказались принять идеи украинских националистов, которые продолжали оставаться в их глазах предателями-«мазепинцами» и русоненавистниками.
В результате проведенного 1938 году на территории Подкарпатской Руси референдума 76% участников высказалось за использование русского языка для официального делопроизводства и обучения. Накануне Второй мировой войны власти Чехословакии начали выполнять свои обязательства по Сен-Жерменскому договору и в мае 1938 года ими была провозглашена автономия Подкарпатской Руси. В октябре 1938 года было создано первое автономное правительство, первым председателем Совета министров стал А. Бродий. Однако вскоре он был арестован, премьером стал ставленник гитлеровской Германии униатский священник Августин Волошин. Подкарпатская Русь была переименована в «Карпатскую Украину», которая, по замыслу А. Волошина, должна была стать частью «Великой Украины».
Власти Третьего Рейха не проявили интереса к идее «Великой Украины» и отдали Подкарпатскую Русь своему более ценному союзнику — Венгрии. После оккупации Подкарпатской Руси Венгрией в 1939 году для русинов был создан концентрационный лагерь в Рахове, начались жестокие гонения на русинские язык и культуру. Это вызвало массовое бегство русинов на территорию СССР, но там большинство из них было арестовано и отправлено в сталинский ГУЛАГ. Во время Великой Отечественной войны многие русины из числа арестантов вступили в чехословацкий корпус генерала Свободы.
После окончании Второй мировой войны Подкарпатская Русь была разделена между Чехословакией и СССР. Включенным в состав советской Украины русинам вновь было отказано в праве на национальное существование, в их паспортах в обязательном порядке ставилась национальность «украинец». Было украинизировано около 500 русинских школ, в ГУЛАГ отправлено 187 тысяч русинов.
Несколько десятилетий русины сопротивлялись политике насильственной украинизации. То, что им удалось сохранить собственное самосознание и культуру наглядно проявилось на референдуме 1 декабря 1991 года, в ходе которого 78% населения Подкарпатской Руси высказалось за автономию в составе Украины. В 1992 году Закарпатский областной Совет вынес решение о признании русинской национальности и обратился в Верховную Раду Украины с просьбой решить этот вопрос на государственном уровне.
В Словакии, Венгрии и Сербии русины давно признаны самостоятельным народом, они получают финансовую поддержку от правительства.
Однако, в отличие от своих более цивилизованных соседей, Верховная Рада до сих пор отказывается признавать национальные права и даже само существование самобытного русинского народа.
В связи с тем, что власти Украины решили проигнорировать итоги референдума 1 декабря 1991 года в октябре 2008 г. на Втором европейском конгрессе подкарпатских русинов в Мукачево был принят «Акт воссоздания русинской государственности в статусе республики Подкарпатская Русь в составе Украины». Глава Сойма (парламента) Подкарпатской Руси священник Димитрий Сидор в очередной раз призвал власти страны сесть за стол переговоров с подкарпатскими русинами. Он подчеркнул, что если до 1 декабря 2008 года Закарпатский облсовет не объявит регион национальной автономией русинов в составе Украины, то русины готовы самостоятельно провозгласить свою государственность.
В июне 2008 года на заседании Сойма Подкарпатской Руси было принято решение утвердить атрибуты государственности Подкарпатской Руси, было провозглашено возобновление конституции 1938 года, по которой русинский народ Подкарпатской Руси и «территория русинов на юг от Карпат» приобрели неотъемлемый статус субъекта международного права.
В работе состоявшейся в Ростове-на-Дону международной конференции «Геноцид и культурный этноцид русинов Карпатской Руси (конец XIX — начало ХХI в.)» приняли участие премьер-министр П.И. Гецко, министр иностранных дел Паук В.И., министр природных ресурсов Микулин В.И. и ряд других представителей руководства Республики Подкарпатская Русь. В своих выступлениях они подробно проанализировали такие проблемы, как правовой нигилизм властей Украины в русинском вопросе, реакция украинских властей на борьбу русинов за свои права, формы и методы политики «экологического этноцида» по отношению к русинам. Как подчеркивали на конференции представители Подкарпатской Руси, «после распада СССР, государство Подкарпатская Русь автоматически должно было получить самостоятельность, так как договор с Чехословакией, в результате которого Подкарпатская Русь вошла в состав Украинской ССР, подписывали СССР и Чехословакия, и Украина не являлась правопреемником Советского Союза. Договор, который заключили СССР и Чехословакия, был подписан без участия Подкарпатской Руси и наше государство должно было получить независимость».
Представители Подкарпатской Руси констатировали, что власти современной Украины принципиально отвергают общеевропейскую концепцию мультикультурализма, считают для себя неприемлемым демократическое решение русинской проблемы и проводят по отношению к этому 800-тысячному народу политику насильственной ассимиляции и геноцида.
Участники конференции высказали свою озабоченность по поводу этнического выживания русинов в составе Украины. Итогом конференции Международной научно-практической конференции «Геноцид и культурный этноцид русинов Карпатской Руси (конец XIX — начало ХХI вв.)» стала специальная Резолюция. В ней говорится:
1. Русины Карпатской Руси стали первым в истории ХХ века народом (наряду с армянским населением Османской империи), в отношении которого проводилась политика прямого геноцида. Активную, в значительной мере организующую роль в геноциде русинов сыграл украинский национализм. Причиной геноцида русинов послужили их национальное самосознание и симпатии к России, находившейся в состоянии войны с Австро-Венгерской империей.
Трагедия русинов в полной мере ещё не оценена научным сообществом и широкими общественными кругами. Бережное отношение к памяти жертв русинов требует от учёных разных стран и, прежде всего, России и Украины, целенаправленной кропотливой работы по изучению причин и масштабов этой трагедии.
2. В отношении русинского населения современной Украины проводится политика культурного этноцида, означающая лишение народа его исторического имени и исторической памяти, создание препятствий к развитию национальной культуры и образования на родном языке. Официальные власти Украины на всем протяжении существования независимого украинского государства с декабря 1991 г. практикуют в отношении русинов политику, противоречащую базовым демократическим нормам. Особенно жёсткие формы приобрела эта политика при президенте В. Ющенко.
3. Реализуя по отношению к русинам курс насильственной украинизации, украинские власти рассматривают их как этнографическую группу украинцев. Между тем сам этноним «русин» намного древнее этнонима «украинец». Русины Карпатской Руси — коренной народ Центральной Европы, издревле населяющий преимущественно южные склоны Карпат. Этнически, лингвистически, ментально, культурно и конфессионально русины резко отличаются от своих соседей — украинцев-галичан. Этот факт ставит под сомнение официальную версию украинской науки о русинах как этнографической группе украинцев и требует комплексного научного изучения русинской этнической группы.
Современная научная методология одним из основных критериев идентификации народа называет его этническое самосознание (самоидентификацию). Русины осознают себя отдельным восточнославянским народом наряду с русскими (великороссами), украинцами и белорусами.
4. Самобытность русинов в законодательном порядке признают все центральноевропейские страны, в которых исторически проживают общины русинов, — Чехия, Словакия, Сербия, Венгрия и др. В Польше отдельной этнической группой официально признаны лемки, субэтническая группа русинов.
Русины признаны отдельным народом в международных документах. В 2006 г. Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации выразил обеспокоенность положением дел с русинским национальным меньшинством в Украине — «отсутствием официального признания меньшинства русинов, несмотря на его явные этнические особенности» и рекомендовал «рассмотреть вопрос о признании русинов в качестве национального меньшинства», поскольку существуют «существенные отличия между русинами и украинцами» (Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации. Шестьдесят девятая сессия. 31 июля — 18 августа 2006 года. Параграф 20).
5. С правовой точки зрения статус Закарпатья (исторической области Подкарпатская Русь) до сих пор не определён. Конституция Украины (ст. 9) даёт исчерпывающий перечень международно-правовых норм, составляющих часть национального законодательства страны: «имеющие силу международные договоры Украины, согласие на обязательность которых было дано Верховным Советом Украины». Договор 1946 г. «О Закарпатской Украине» подписывал СССР, а не УССР, Украина же в соответствии с Законом Украины «О правопреемстве Украины» является правопреемницей только тех договоров СССР, «согласие на обязательность которых дано Верховным Советом Украины». До настоящего времени официально опубликованного Акта о выражении Верховным Советом Украины согласия на обязательность международного договора «О Закарпатской Украине» нет, и, следовательно, указанный Договор для Украины является недействительным.
6. Украина не имплантировала результаты референдума 1991 года (78% населения Закарпатской области проголосовали на этом референдуме за самоуправляемую территорию, 90% - за независимость Украины). Тем самым власти Украины нарушили основополагающее право жителей Закарпатья. Исходя из политической конъюнктуры, была произвольно имплантирована лишь вторая часть результатов референдума, согласно которой Украина провозглашала себя независимым государством.
7. Участники международной конференции обращают внимание украинских официальных лиц, правозащитных организаций, научной общественности на недопустимость продолжения политики дискриминации русинского национального меньшинства в Украине и выражают надежду, что международная общественность окажет всемерную поддержку законным и справедливым требованиям народа Подкарпатской Руси.
http://stoletie.ru/slavyanskoe_pole/vizhivet_li_rus_pod_karpatami_2008−12−23.htm