Православие и современность | Священник Иаков Коробков | 23.12.2008 |
Как часто мы слышим подобные высказывания в ответ на проповедь о необходимости церковной жизни для каждого верующего человека. Странно, что говорящие это не замечают очевидной противоречивости и абсурдности своих слов, ведь это все равно, что утверждать: «В Бога-то я, так уж и быть, верю, но вот Богу — не верю!». Иными словами, Божие существование я допускаю, но знать не желаю, что этот Бог говорит и к чему призывает, и живу так, как мне нравится!
При общении с такими «верующими» становится ясно, что их знания о Боге надерганы из разрозненных и довольно смутных источников («сарафанное радио», чьи-то невежественные рассказы, газеты, а то и сектантские брошюрки) и так и остаются теорией, нисколько не меняя их жизни.
Видимо, Бог представляется им немым, ничего не говорящим, а Его бытие — не имеющим никакого отношения к человеческой жизни. Ну, живет Он там где-то на небе, и ладно. Я в Него верю, и этого мне достаточно; к чему мне всякие молитвы, богослужения, Таинства?!
Однако, такое мировоззрение — это не вера. Это — настоящий атеизм, поскольку вера в Божие бытие при одновременном игнорировании Его желаний ничем не лучше полного отрицания Бога. Ведь если я признаю, что Бог есть, то неизбежно должен прислушиваться к Его словам, общаться с Ним и строить собственную жизнь согласно с Его волей.
Наш Бог — Бог говорящий, Которому не безразлично, как мы себя ведем и как с Ним общаемся. На протяжении всей человеческой истории Он обращался к людям, открывал Свою волю и призывал всех следовать ей. Наконец, 20 веков назад Бог сам пришел на землю, стал Человеком и оставил нам евангельский закон любви и Свою Церковь — этот чудесный мост, приводящий нас к небесной Родине, к любящему Богу-Отцу. Христос, говоря о Себе: Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6), тем самым недвусмысленно отвергал любые иные пути Богопознания. Бог открывает каждому из нас путь, на котором мы можем с Ним встретиться. Путь этот, по собственным словам Христа, пролегает через Его Церковь, и нет пути иного.
«Вот еще! У каждого своя правда: как хочу, так и верю!» — возразят некоторые. Согласен, что-то в этом есть: действительно, у каждого из нас свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», свои убеждения, своя система ценностей. Действительно, правд может быть много, но вот истина — лишь одна!
Обратимся к истории Древней Руси. Было время, когда у каждого купца, у каждого торговца была своя, отличная от других, мера (длины, объема, веса) — такая, какая ему больше нравилась, была удобнее, выгоднее. Отсюда и выражение: «мерить на свой аршин». Измучившись от такого разнообразия, устав от плюрализма, русичи осознали, наконец, что должен быть некий общий для всех эталон, мерило, образец, на который всем нужно ориентироваться и с которым нужно сверять свою мерку.
Можно допустить, что у каждого своя правда, но все же следует признать, что истина — одна. Выражаясь философским языком, истине неотъемлемо присущ атрибут уникальности, единственности. И если даже предположить, что истин может быть несколько, то либо они совершенно одинаковы, идентичны (и тогда их можно слить в одну), либо они чем-то различаются. В таком случае к ним применимы методы сопоставления, сравнения, анализа, в результате которых мы можем выбрать превосходнейшую, лучшую — ту, которая и является истиной в полном смысле слова. Все остальное тогда — подделки!
Мы можем принять для себя откровение Божие как истину, как руководство к действию и жить всей радостной полнотой церковной жизни. А можем и отвергнуть Божий зов — для того нам и дана свободная воля. Но мы не имеем права диктовать Богу свои условия встречи с Ним, это даже более дерзко и глупо, чем несмышленому младенцу указывать родителям, как им себя вести и как его воспитывать!
Не имеем мы права сочинять себе свою, удобную, необременительную веру, выдумывать подогнанного под собственные стандарты бога. А уж если сочинили и выдумали, то, право же, нелепо выставлять напоказ плоды своей фантазии как истину и при этом презрительно усмехаться при виде назначенного Самим Богом (не людьми — Самим Богом!) места встречи Неба и земли, Отца и детей — православного храма!
Вы не согласны? Протестуете? Тогда возьмите в руки книгу, без знакомства с которой ни один человек не вправе назвать себя образованным — Евангелие, и, помолившись о том, чтобы Бог открыл Вам истину, непредвзято, без предубеждений прочтите. Вы увидите, что Господь в Своем откровении однозначно говорит о незаменимости церковной жизни, центром которой являются не одно лишь признание Бога, свечи и записки, а общение с Ним (молитва и богослужения), Таинства, и главное — чудо Евхаристии! Без всего этого «просто вера» не имеет никакого смысла!
А если Вам что-то будет непонятно, будет вызывать сомнения, желание поспорить или опровергнуть, запишите на листок и приходите в храм, задайте эти вопросы священнику и, как говорил Христос апостолу Фоме (ср.: Ин. 20, 27), не будьте неверующими, но верующими.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5873&Itemid=3