Нескучный сад | Протоиерей Владимир Вигилянский | 20.12.2008 |
На сайт «НС» в связи с кончиной Святейшего Патриарха Алексия II приходят вопросы, которые серьезным людям могут показаться наивными. Но эти вопросы, часто от людей нецерковных, говорят о возникшем, может быть, впервые, интересе к Церкви, который может начаться с самых простых вещей. За ответами мы обратились к руководителю пресс-службы Московской Патриархии, священнику Владимиру ВИГИЛЯНСКОМУ.
— Будет ли Патриарх Алексий II причислен к лику святых? Если да, то за что?
— В Русской Православной Церкви к вопросу канонизации относятся очень осторожно. Прославление того или иного человека — это время будущего. Основными критериями канонизации подвижников веры в Русской Православной Церкви являются: праведное житие, безукоризненная православная вера (совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови), народное почитание, чудотворения, и если таковые есть, нетленные мощи. Довольно часто канонизация святых являлась подтверждением и благословением уже имевших место фактов народно-церковного почитания усопших подвижников благочестия: церковная же власть освящала это почитание и торжественно провозглашала подвижника веры и благочестия святым.
И я думаю, задача людей церковных как можно больше таких свидетельств собрать. Не исключено так же, что через какое-то время появятся воспоминания и свидетельства, подтверждающие факты благодатной помощи людям по молитвам к Святейшему Патриарху после его преставления. Все это и позволит поставить перед комиссией по канонизации вопрос о причислении Патриарха Алексия II к лику святых.
— Почему именно он был выбран Патриархом? И какие на тот момент были кандидаты?
— Очевидно, это промысел Божий и для самого Святейшего, он не раз об этом говорил. Его избрание стало полной неожиданностью. Из трех кандидатов, прошедших во второй тур голосования, он был третьим по количеству голосов. Кроме него, претендентами на престол были митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), а также избранный после кончины патриарха Пимена местоблюстителем патриаршего престола митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко), ныне отлученный от Церкви за раскольнические действия. Во втором туре большинство голосов было отдано митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, который и стал Патриархом Алексием II.
— Получал ли Патриарх зарплату? Какую и откуда?
— Да, Патриарх получал зарплату (сумма мне неизвестна). Кроме того, он был пенсионером и получал пенсию. Как раз из этих средств Патриарх помогал конкретным нуждающимся людям, когда они к нему обращались. Известно, что он перечислил свою Государственную премию в монашеские обители, клиники и сиротские дома.
— Была ли у Патриарха когда-нибудь гражданская профессия? Если да, то прославился ли он чем-нибудь в этой области?
— Патриарх родился в семье глубоко верующих людей, с детства прислуживал в храме, в юном возрасте уже знал наизусть всю церковную службу. С детства он мечтал стать священником. С 15 лет он был иподиаконом у архиепископа Таллиннского и эстонского Павла. Затем служил алтарником и ризничным Александро-Невского собора Таллина, потом псаломщиком. В 21 год, на первом курсе Петербургской духовной академии будущего Патриарха рукоположили в диаконы и через два дня в священники, и он стал настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллинской епархии. То есть до своего рукоположения он был «светским человеком», но не очень долго. И «прославился» уже в священном сане, став Патриархом.
— Кто был духовником Патриарха?
— Духовником Святейшего Патриарха был архимандрит Кирилл (Павлов), который в последние годы живет в патриаршей резиденции в Переделкине. К сожалению, отец Кирилл уже продолжительное время болен и несколько последних месяцев находился в больнице, но, удивительно, буквально накануне кончины Патриарха он почувствовал себя лучше, и его выписали из клиники. Так что в момент смерти Святейшего он был рядом.
— Были ли у Патриарха Алексия духовные чада?
— Я знаю людей, которые считали себя духовными чадами Патриарха. В основном, они принадлежат к монашескому чину. Пастырское попечение о душах требует времени, а у архиереев в большинстве случаев этого времени не хватает, тем более у Патриарха. В каком-то смысле вся паства Русской Православной Церкви считала Патриарха своим духовным отцом. Мы все знали, что Святейший молитвенно предстательствовал перед Господом за всех нас. А ведь именно это считается главным признаком духовничества.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=52§ion=9999&article=1135