Столетие.Ru | Николай Головкин | 19.12.2008 |
В преддверии отмечаемого 19 декабря дня памяти святителя Николая, в старинном селе Деулино близ Сергиева Посада между Россией и Речью Посполитой было подписано перемирие. Польский король Владислав IV отказался от русского престола. Это событие завершило 14-летний период польской интервенции на Русской земле.
Весть о Деулинском перемирии была встречена жителями России с ликованием. Смутное время осталось позади.
Заживлению нанесенных нашему Отечеству ран помогал и вернувшийся из польского плена образ Николы Можайского. Как же появился именно здесь, на Можайском рубеже близ Москвы, этот образ? Был ли он явлен по Промыслу Божиему? Или вырезан на деревянной доске искусным мастером? Летописных свидетельств до наших дней не дошло. Не раз в своей истории Можайск выгорал дотла.
Известно лишь, что во время нашествия монголо-татар, когда враги осадили Можайск и у горожан уже не было сил обороняться, произошло чудесное знамение.
На небе явился святитель Николай. Был он грозен ликом, одной рукой держал сверкающий меч, в другой — как бы град «Можаеск». Устрашенные небесным видением, враги бежали. Можайск — западные врата Московского княжества — был спасен. И в дальнейшем святитель Николай неоднократно помогал можайцам…
Было время, когда древний Можайск, который в 2006 году отметил своё 775-летие, называли не иначе как «Священный город русских». Исследователи отмечают, что ни один из центров Святой Руси так не называли: ни Киев, ни Новгород, ни Владимир, ни Москву.
Удивительное дело, но в Можайск не допускали иноверцев. Причем, исключений не делали даже для вельможных особ.
Священным этот город стал после явления здесь в начале XV века образа святителя Николая, названного в народе Николой Можайским.
Почти тысячу лет христиане Востока и Запада поклонялись привычному, каноническому образу cвятителя Николая Мирликийского с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой. Но в небольшом Можайске образ обрел новую символику: меч и град. Редкая на Руси скульптура была предметом гордости.
Сюда стекались паломники, чтобы прикоснуться к святыне и получить исцеление от болезней. К иконе несли дары и князья, и простые люди. Сокровищница при храме пополнялась постоянно, драгоценности продавали, а деньги тратили на строительство и милостыню.
Сами великие князья и цари Московские ездили на богомолье в Можайск, на поклонение этому Чудотворному Образу угодника Николая. Так, в 1546 году отправился сюда Великий князь Иоанн IV Грозный один, а в 1564 году с царицей Марией, сыном Иоанном, князем Владимиром Андреевичем и митрополитом Афанасием. В 1592 году был на поклонении Чудотворцу и Феодор Иоаннович.
В 1603 году на молении у Николы Можайского был Борис Годунов со всем семейством; в 1648 году царь Алексей Михайлович «праздновал Николе Чудотворцу в Можайску», в
1680 году царь Феодор Алексеевич был здесь «на праздник святого Чудотворца Николая… Божественныя литургии слушал…».
О глубоком уважении Петра Великого к этому Образу и, может быть, о его личном посещении Можайска свидетельствует местное предание, что именно по его распоряжению до октябрьского переворота 1917-го выдавалось из Можайского уездного казначейства ежегодно по 6 рублей 81 копейке на свечи и просфоры в Никольский собор.
Неоднократно у святителя бывали святейшие патриархи Филарет, Никон, Иоаким, Адриан.
Именно благодаря массовому паломничеству этот небольшой городок превратился в крупнейший православный центр. Уже в XVI веке здесь было 16 монастырей, 75 храмов.
Двести лет набегов на Можайск не было. Новое разорение постигло город в Смутное время. Перед отступлением поляки и литовцы сожгли почти весь Можайск, включая многочисленные монастыри и храмы, предварительно разграбленные. Большая часть монахов, священнослужителей, жителей города была перебита. Исчезли целые улицы и переулки посада. Тогда же были разграблены и сожжены дворы царя, царицы, патриарха. Поляки унесли с собой общерусскую святыню, образ Николы Можайского.
Зимой 1617 года к восстановленной крепости подошёл, на пути в Москву, польский королевич Владислав с войсками. Долгие восемь месяцев он пытался взять твердыню, но напрасно. Тогда он поставил на Брыкиной горе всю свою артиллерию и в бессильной злобе многодневной канонадой стёр с лица земли остатки города.
«В 1613 году св. Николу увезли в Польшу, — пишет известный современный исследователь, автор двух книг об истории Можайска, академик архитектуры Геннадий Мокеев, — и он пропал там невесть где. Но после этого произошли еще большие чудеса. Именно с момента „пленения“ святыни по всей Русской земле распространился „боевой“ образ Меченосца. Это не были „копии“ с него, а его местные оригинальные „реплики“ (здесь секрет их чрезвычайного своеобразия, уникальности каждого образца). Во многих городах и весях, по храмам и монастырям св. Николы как бы „вооружились и дружно подняли обнаженные мечи“, всем своим символическим видом призывая и благословляя русский народ на очищение православной Руси от „поганой литвы и поляков“, от католического нашествия (католики до сих нор не могут этого простить св. Николе Чудотворцу)».
После возвращения в 1618 году образа Николы Можайского этот город, где он был явлен, снова два столетия сохранял свою независимость.
Геннадий Мокеев убежден, что «Смутное время и пленение св. Николы Можайского явились причиной широкого распространения его образа по всей Русской земле».
Святой Николай исстари считался защитником и покровителем москвичей. В XVI-ХVII веках он представал уже в виде Меченосца Можайского на Никольских воротах Московского Кремля.
В середине XVII века Павел Алеппский писал: «На вторых воротах (Кремля) снаружи — образ святого Николая, который держит в правой руке обнаженный меч, а в левой — этот город, ибо он избавил его от злобы неверного Тамерлана».
«Здесь, — считает Г. Мокеев, — видна «перекличка Никол» в столице и на Можайском рубеже! Однако еще с XIV века Москва считалась Домом Пресвятой Богородицы. Поэтому св. Никола уже вместе с Богородицей в 1395 году сказался причастным к чуду спасения столицы от страшного Тимура, который, как известно, шел с войском к Москве, но неожиданно развернулся перед русской границей и ушел обратно на юг громить Тохтамыша.
А ведь каменные Никольские ворота были построены еще в 1367 году в Кремле Дмитрия Донского. Через столетие в 1462 и 1465 гг. зодчий и скульптор Василий Ермелин изготовил для главных Фроловских (Спасских) ворот горельефы св. воинов Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Очевидно тогда же в 1468 году скульптор изготовил и горельеф св. Николы Можайского для Никольских ворот. Образцом для горельефа послужил можайский образ, находившийся тогда еще на крепостных воротах Можайска. Г. К. Вагнер вообще считал, что можайский св. Никола послужил образцом для резных скульптур св. Георгия и Дмитрия на Фроловских воротах Кремля: «Мы видим здесь повторение того, что несколькими десятилетиями раньше имело место в Можайске. Там — Никола с мечем, здесь — Георгий и Дмитрий Солунский с копьями».
В 1491 году Никольскую башню Кремля возвели заново «не по старой основе». Но образ можайского Меченосца был, очевидно, перенесен на новые ворота".
Кстати, в честь освобождения столицы в 1612 году от поляков к 1636 году возвели Казанский собор. В нем был помещен список с резного образа Николы Можайского, что был на Никольских воротах Кремля.
9 мая 1918 года (по ст.ст.), в день святителя Николая, вся Москва протестовала на Красной площади против появления новой большевистской власти, уже начавшей красный террор. Перед иконой Николы Можайского на Никольских воротах происходил всеобщий молебен о спасении России.
Пора, давно пора вернуть святой образ на Никольские ворота…
В апреле 2008 года произошло знаменательное событие: из итальянского города Бари в Можайск была привезена частица мощей святителя Николая. Ее доставили вместе с фрагментом деревянного ковчега, в котором мощи перевозили из города Миры Ликийские в Бари в 1087 году.
Сопредседатель общественного совета Можайского района Василий Овчинников считает, что «прибытие мощей святителя Николая в Можайск — это первый шаг, а появление иконы будет вторым».
В 1938 году Можайск снова утратил свою главную святыню. Образ Николы Можайского лишили драгоценного одеяния и отправили в Москву, в реставрационную мастерскую И. Грабаря, а затем в Третьяковскую галерею, где он и поныне находится как «образец древнерусского средневекового искусства».
Сегодня, по словам игумена Даниила (Жирнова), восстанавливается не только сам Можайск, но и «древние православные святыни, Петропавловский (Старо-Никольский) собор, в котором хранился чудотворный почитаемый всей Россией деревянный, резной образ Николы Можайского».
«Думаю, — считает отец Даниил, — наступит такое время, когда древняя Можайская святыня вернется в свой град и подаст благодать всем, кто чтит святителя Николая, верует в Господа нашего Иисуса Христа и ждет Его милости и спасения».
http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/svyatitel_s_mechom_2008−12−19.htm