Русское Воскресение | Александра Лощиц | 18.12.2008 |
По праву Великий! Куда не кинешь взор, всюду купола, кресты и могучие стены храмов, хранящие древнюю историю Руси.
Каждый раз, когда приезжаешь в Ростов Великий (Ярославский), захватывает дух от вида Кремля белокаменного и стоящего на берегу озера Неро Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря.
Спасо-Яковлевский монастырь известен на всю Россию благодаря митрополиту Дмитрию Ростовскому, который последние годы своей жизни служил в стенах обители. Митрополит Дмитрий является одним из известнейших деятелей Русской православной церкви последней четверти XVII — начала XVIII веков. Он прославил своё имя как пастырь и проповедник, драматург и публицист, летописец и агиограф.
В 1709 году тело усопшего митрополита было погребено в юго-западном углу храма Зачатия Св. Анны в. Таково было завещание самого Дмитрия Ростовского, и желание жителей города, настаивавших на захоронении именно в этом храме, а не в Успенском соборе, некрополе архиереев Ростовской кафедры.
Величайшим событием для всего православного мира стало обретение нетленных мощей Св. Дмитрия Ростовского в 1752 году. Повелением императрицы Елизаветы Петровны мощи были перенесены в Дмитриевский храм и положены в серебряную раку. Тысячи и тысячи паломников ежегодно приезжают поклониться к его мощам.
Но мне хотелось бы рассказать именно о первом месте захоронения Св. Дмитрия Ростовского, о храме Зачатия Св. Анны. Уникальность этого храма была обнаружена в начале 90-х годов прошлого века, когда, под привычным для нас деревянным иконостасом, был выявлен фресочный иконостас конца XVII века, что является редкостью в русских православных храмах и представляет собой огромную историко-культурную ценность.
Мы привыкли видеть в православных храмах иконостасы из икон, написанных на деревянных досках. Но в прошлые века, написание иконостаса в обычной фресковой технике получалось быстрее и дешевле. Вот почему сегодня такой способ составления иконостасной композиции выглядит глубокой архаикой.
Точные документальные сведения, рассказывающие об иконописцах, расписавших этот храм, до наших дней не сохранились. По одной из версий храм был расписан в 1689 году шестью мастерами всего за два месяца, но есть мнение, что такой срок маловероятен и что художники работали в течение двух сезонов. Технология росписи была довольно не простой. Сначала в стены вбивались кованые гвозди, примерно по 18 штук на 1 м?, затем наносилась штукатурка, а затем контуры образов выдавливались на стенах и прописывались красками по ещё мокрой штукатурке. Примерно каждые сто лет фрески в храме поновлялись, но только иконостас дошёл до наших дней в первоначальном виде и потому сохранился намного лучше, чем все остальные изображения.
Летом 2007 года была начата реставрация этого фресочного иконостаса. Под руководством Маслова К.И., заведующего отделом реставрации монументальной живописи Института Реставрации работала группа из четырёх человек. Одной из главных задач реставраторов было удаление поверхностных загрязнений, таких как, пыль, копоть, плесень и укрепление красочного слоя, то есть минимальное реставрационное вмешательство. Технология расчистки по внешности вроде бы не сложная, но очень кропотливая работа, требует аккуратности и неторопливости: мягкими кисточками удаляются все загрязнения, а затем ватными тампонами протираются те места, которые пострадали в большей степени.
Затем следует более сложный процесс — изымание кованых гвоздей из стен. Из-за влажного климата гвозди со временем стали выпирать и образовывать выпуклые места, что приводило к частичной утрате великолепных фресок. На места, где гвозди вздувают фрески, сначала наносится профилактическая наклейка, скальпелем надрезается по контору шляпки гвоздя и отодвигается. Затем наступает самое сложное — выимка гвоздя. Для этого используют дрель, и с помощью свёрл аккуратно с боков изымается гвоздь, а образовавшаяся пустота заполняется известняковым раствором с белым камнем. Часть фрески возвращают на место и аккуратно снимают наклейку. Очень трудоёмкий процесс, требующий усердия и понимания своего дела, ведь реставратор каждый день прикасается к шедеврам русской иконописи.
К сожалению, композиция этого уникального иконостаса сохранилась не полностью. На местах справа и слева от Царских врат, где традиционно располагаются изображения Спасителя и Богоматери, стены не расписаны. Видимо, изначально здесь фресковых записей не было, а висели деревянные иконы.
К настоящему времени уже написаны новые Царские врата и недостающие иконы Спасителя и Богоматери, в стилизации XVII века. Ведётся работа над композициями алтарных дверей. Всё это вместе и будет завершающим этапом возобновления иконостаса храма Зачатия Св. Анны.
Работы по реставрации осуществляются только в летний период и могут затянуться на несколько лет, (впрочем, если будут спонсироваться).
Древние города к северо-востоку от Москвы, такие как Ростов Великий, Ярославль, Кострома, славятся художественным мастерством своих старинных фрескистов. Настенные росписи в храмах этих городов давно обрели славу не только в пределах России, но и по всему миру. Расцвет искусства мастеров настенной живописи пришёлся именно на XVII век. Фресковому искусству посвящено множество исследований, монографий и альбомов.
Хочется верить, что по завершению реставрационных работ в стенах храма Зачатия Св. Анны, в историю русской фрески будет вписана ещё одна яркая страница.