Фома | Алексей Соколов | 17.12.2008 |
Украинские власти продолжают мировую кампанию по признанию Голодомора 1930-х годов «геноцидом украинского народа». Скандальные заявления некоторых украинских политиков стали центром обсуждения и в российском обществе. С вопросом «Как Церковь относится к событиям 1930-х годов и к позиции украинской власти?» мы обратились к священнику Георгию Рябых, и.о. секретаря Отдела Внешних Церковных связей Московского Патриархата.
— Что касается позиции Церкви, то еще летом на Архиерейском Соборе ее высказал Патриарх Алексий. Прежде всего важно понять, что голод 1930-х годов — это реальное историческое событие. Тогда погибли миллионы людей. Среди них были не только украинцы, но и большое число русских и представителей других национальностей республик бывшего СССР. Признавая этот факт, каждый год, в ноябре, в Богоявленском соборе проводится поминовение всех погибших во время голода. В этом году президент Украины В. Ющенко объявил 22 ноября днем памяти жертв голодомора. Учитывая тот факт, что это общая память, было бы правильно иметь для Украины и для России один день поминовения жертв тех трагических событий, чтобы не происходило разделения в календаре памятных дат двух народов. Эта дата эта не является трагической только для этнических украинцев. Это часть нашей общей истории, часть трагедии всех наших народов. Поэтому ни в коем случае нельзя делить этот день по национальному признаку.
Но простой протест против подобных демаршей политиков не является выходом из ситуации. Было бы правильно сделать день поминовения жертв Голодомора такой же естественной памятной датой в России, на Украине и в других республиках, как и день поминовения всех погибших в Великой Отечественной войне, как Димитриевская родительская суббота, когда мы поминаем павших на Куликовом поле. Только таким способом мы можем предотвратить попытку разорвать историческую связь и сохранить единую историческую память и единую веру.
Мы считаем, действовать в таких ситуациях нужно позитивно, хотя попытки манипулировать трагическими событиями, попытки оправдывать ветеранов Украинской повстанческой армии или нацистов, устраивать гонения на русский язык не могут нас глубоко не ранить. Но это ни в коем случае не означает, что на это верующие граждане России должны отвечать подобным же образом — мы не должны пренебрежительно относиться к великой украинской культуре, мы не имеем права обижать своих соседей. Мы должны признаться, что мы любим Украину, ее певучий язык, ее великих писателей. У нас нет повода вести себя так, как ведут себя некоторые политические деятели в бывших республиках Советского Союза. Надо уметь показать нашу любовь к украинцам.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий, из выступления на Архиерейском Соборе в июне 2008 года:
«Прославляя подвиг новомученников и исповедников, жизнь свою за веру во Христа положивших, Церковь наша также хранит молитвенную память и о всех своих чадах, которые стали вынужденными жертвами политики, проводимой безбожной властью, в частности, в отношении крестьянства. Эта политика была не только безбожной, но и бесчеловечной. Она привела к смерти миллионов безвинных наших соотечественников. Вслед за так называемым „раскулачиванием“, повлекшим множество жертв, одной из трагедий того времени стал массовый насильственный голод 1932−1933 годов, охвативший Украину, Поволжье, Северный Кавказ, Южный Урал, Западную Сибирь, Казахстан. Мы не должны забывать эти горькие страницы истории. Считаю важным при этом подчеркнуть, что память о пострадавших должна служить не поводом для политических спекуляций, а побуждением к духовному единению народов, у которых — общая история и общая судьба».