Русское Воскресение | Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) | 17.12.2008 |
Уважаемые соборяне! Наверное, не случайно, что столь печальную весть мы встретили соборно. Так было всегда на Руси, когда встречали вместе и вести добрые, и вести печальные. Но все наше средоточие, наше слово во Христе: Для Господа все живы. И очень правильно, по христиански было принято решение продолжить работу Соборной встречи, для того чтобы действительно исполнить то, чем жил Святейший Патриарх всея Руси Алексий II как человек в последние годы объединяющий всех своим словом и во многом спасающий Россию и все славянские государства от разорения и от разрушения.
Известно, что слово обнажает внутренний мир человека, душу человеческую, говорит о достоинствах ума человека и его личное измерение. Ибо каждый человек создан по образу и подобию Божьему. Слово Божье творит церковный мир, но слово также является обоюдоострым мечом, которое и прерывает жизнь. И от того насколько это слово сильно и действенно и от его внутренней направленности зависит будущность и человека, и в целом государства. Сегодняшнее юбилейное собрание проходит в год 1020 крещения Руси. Фактически крещение Руси и созидание государственности — это тоже было актом слова. Когда язычник князь Владимир, вероломно захвативший власть, который постоянно нарушал слово, вдруг через слово, исходящее от разных посланников разных представителей религий, выбирает Православие. И, заслушав эти посольства, он через слово просвещается и через слово приходит к познанию истины. Познайте истину и она сделает вас свободным — так говорится в Священном писании. И он стал свободен от греха через слово.
И когда слово стало христианским, то в дальнейшем через разрозненность вновь прорвалось слово, которое созидало государство. Как вспоминает в своих работах историк Карташов: «Трудно было определить в разрозненных княжествах, что же является центром у них. Можно ценить по богатству, по дружине, но центром после принятия христианства на Руси стало то место, где был митрополит с титулом всея Руси. И как только этот титул «всея Руси», распространявшийся на всю Русь, изменялся, то изменялся основополагающий центр. Например, Владимирский всея Руси, Московский всея Руси, и если изменялась централизация государственности, то и центр государства изменялся, и опять таки это звучало слово. Это не шло через жесткие сечи, хотя и такие случалось.
Слово на Руси приобрело особое значение. Трагические события 1917 года уничтожали слово. Потому что лозунги, которые провозглашались в одночасье превращались в ничто, потому что они стали разменной монетой для политических партий. Люди перестали верить слову государства, люди перестали верить закону. Они в своем безверии обратились в шатания и те безбожные пятилетки, те безбожные времена, когда слово уничтожалось и над ним ставились различные эксперименты. Даже имена людям давали совершенно не удобоносимые: Даздраперма (Да здравствует Первое мая), то есть меняли сущность человеческой личности. Это было уничтожение доверия к слову. И сегодня, когда Союз писателей России поднимает слово с тех рубежей, когда оно было поругано и брошено, поднимает через свое творчество, когда новые слова приходят, новые технологии распространения слов, дай Бог, чтобы вы могли восстановить достоинство слова, а вместе в этим восстановить и достоинство человека. Помогай вам Господь в этом великом пути!
И даже сегодня в трагические минуты, мы словом врачуем свою душу, потому что знаем, что в Господе все живы".