Столетие.Ru | Сергей Птичкин | 17.12.2008 |
К такому выводу пришли участники состоявшейся 13 декабря военно-научной конференции «Состояние Вооруженных Сил РФ и необходимые меры по укреплению их боеготовности и боеспособности», в ходе которой военными учеными, военачальниками, экспертами была дана оценка реального состояния Вооруженных Сил Российской Федерации и их готовности к выполнению задач в современной геополитической и военно-политической ситуации.
Военная реформа, которую проводит министр обороны А. Сердюков, похоже, выходит из-под контроля Министерства обороны и Генерального штаба. Поначалу военные чиновники хотели провести намеченные преобразования тихо, без широкой огласки и тем более без общественного их обсуждения. Однако когда угроза увольнения нависла над сотнями тысяч профессиональных военных, а многие прославленные воинские соединения стали готовиться к ликвидации, сохранить все в тайне оказалось проблематичным. Даже запрет на любое общение военнослужащих с журналистами и уход пресс-службы Минобороны в режим глухого молчания ситуацию не спасли.
Поэтому военное ведомство предприняло шаги, которые можно расценить, как попытку объяснить обществу и армии суть начавшихся преобразований. В частности, начальник Генштаба генерал армии Н. Макаров выступил в академии Генерального штаба перед зарубежными военными атташе, а в военные округа были отправлены многозвездные генералы, уполномоченные разъяснять цели и задачи реформ. Однако это лишь усугубило ситуацию. Зарубежные атташе, может быть, остались довольны услышанным, а военнослужащие, особенно профессионалы и ветераны, возмутились, стали писать письма в различные СМИ и Верховному главнокомандующему. И президент Академии геополитических проблем генерал-полковник запаса Леонид Ивашов предложил провести научную конференцию, участники которой, опираясь на факты и с цифрами на руках, должны были дать оценку состояния Вооруженных Силах России и рассмотреть меры по укреплению их боеготовности.
Сам Леонид Ивашов в своем докладе обрисовал круг военных угроз нашей стране, вытекающих из современной геополитической ситуации в мире и прогнозируемых вариантов ее обострения. Картина получилась тревожной.
Не за горами глобальный дефицит энергетических и продовольственных ресурсов, все больше ощущается нехватка питьевой воды.
Россия в данной ситуации представляет собой такой лакомый кусок, по сравнению с которым богатства колоний прошлых веков кажутся смешными.
А ведь именно битва за колониальные владения и территориальный передел мира привели к двум мировым войнам ХХ века. На наши огромные территории с их все еще несметными богатствами алчно смотрят не одни лишь США. И, наверное, давно Россию просто бы разорвали на части сильные мира сего и транснациональные корпорации, если бы не ее народ и не ее Армия. К тому же, властно-финансовым силам западного мира пока еще не удалось выстроить унифицированный однополярный миропорядок, опирающийся на превосходство своей военной силы.
Поэтому-то активно решаются задачи по военному окружению Российской Федерации, что как раз и дает превосходство чужой военной силе. Продолжается образование так называемого «кольца анаконды» — создания сети баз НАТО вокруг наших границ. Американские военные самолеты базируются не только в Прибалтике, но и в Грузии, Киргизии, Узбекистане и даже в Казахстане. А ведь Казахстан граничит с Южным Уралом и Сибирью.
Что в военно-стратегическом плане является главной угрозой безопасности России?
По мнению генерала Л. Ивашова, прежде всего — беспрецедентное по масштабам наращивание военных приготовлений со стороны США и явная нацеленность американского военного потенциала против России.
Военные расходы США в годы президентства Дж. Буша выросли более чем на одну треть, что в условиях практического отсутствия угрозы военного удара по американской территории говорит лишь об одном: США готовятся к большой войне или к серии войн меньшего масштаба.
Сегодня военный бюджет Пентагона превосходит совокупные военные расходы всех остальных стран мира, вместе взятых. В доктринальные документы Пентагона в 2007 г. введен термин «эра перманентного конфликта».
США уходят в военно-технологическом плане в отрыв от остальных стран мира, включая Россию, наращивают военно-стратегическое превосходство и способность в короткие сроки разгромить вооружённые силы любого государства без риска понести неприемлемый ущерб.
При этом моделью для объекта уничтожающего удара избран военный потенциал России, поскольку все остальные армии мира серьёзно воздействовать на территорию США не способны. С этой целью модернизируются ракетно-ядерные силы США, реализуется глобальная система ПРО, способная к 2015 году нейтрализовать потенциал российского ответно-встречного удара путём уничтожения части ракетно-ядерных средств и стратегической авиации в пунктах базирования, затем на разгонном участке, на орбитальной траектории с использованием космического эшелона ПРО и произвести перехват прорвавшихся боевых блоков наземными и морскими элементами системы. Баллистические и крылатые ракеты подводных лодок предполагается уничтожать лазерным оружием воздушного базирования (самолеты Боинг-747), об успешных испытаниях которого Вашингтон сообщил в ноябре 2008 г.
18 января 2003 г. президент Дж. Буш подписал директиву о разработке и реализации концепции «быстрого глобального удара», суть которой — нанесение мощного удара несколькими десятками тысяч крылатых ракет всех видов базирования по объектам противника при подавлении его электронных средств.
В связи с избранием президентом США Б. Обамы и возвращением в систему исполнительной власти США представителей клана Клинтонов Л. Ивашов напомнил некоторые намерения Билла Клинтона в отношении России. Выступая перед руководителями Объединённого комитета начальников штабов в октябре 1995 года, «друг Билл» заявил: «…в ближайшее десятилетие предстоит решение следующих проблем:
— расчленение России на мелкие государства путем межрегиональных войн, подобных тем, что были организованы нами в Югославии;
— окончательный развал военно-промышленного комплекса России и армии;
— установление в оторвавшихся от России республиках режимов, нужных нам".
Конечно, в этот замысел будут внесены коррективы, ряд военно-стратегических концепций, утвержденных Дж. Бушем-младшим, будет реализовывать тот же министр обороны Р. Гейтс. У давнего «друга» России З. Бжезинского появились реальные властные возможности для реализации планов «Великой шахматной доски"…
Поэтому-то, в свете реально растущих военных угроз России со стороны внешнего мира, начавшаяся военная реформа выглядит более чем странно.
Депутат Госдумы Виктор Илюхин высказал недоумение: как коренная перестройка Вооруженных Сил могла начаться без предварительного обсуждения в парламенте? Ведь именно Дума формирует государственный бюджет, а полное переформатирование армии, авиации и флота, что не секрет, потребует огромных дополнительных капиталовложений. Есть ли в бюджете 2009 года хоть какой-то финансовый резерв на реформу и где брать деньги в будущем? — об этом в военном ведомстве даже не подумали. Между тем, напомнил Илюхин, страна только вступает в глобальный финансовый кризис, основные проблемы — еще впереди. Виктор Илюхин отметил, что восемьдесят процентов вооружений изношены. На широкомасштабную военную реформу у нас нет ни финансовых средств, ни материальных ресурсов. Чему отдавать приоритет?
На сегодня не существует ни продуманной, научно-обоснованной концепции реформирования Вооруженных Сил, ни законодательной базы проведения реформ. По мнению депутата Госдумы, необходимо срочно расширить перечень наиболее важных для страны вопросов, по которым Президент и Правительство без согласования с палатами Федерального Собрания не смогут принимать решения, а по некоторым из них необходим и всенародный референдум.
Доктор военных наук капитан 1 ранга Константин Сивков в своем докладе остановился на конкретных положениях начавшейся реформы Вооруженных Сил. Предлагается, в частности, полностью ликвидировать кадрированные части, а тыловое обеспечение передать гражданским маркитантам. Это, по мнению Сивкова (точнее, по мнению всего военно-научного сообщества России), лишит страну мобилизационных возможностей, а армию способности воевать. В случае агрессии против России небольшие бригады постоянной боеготовности физически не смогут развернуться в крупные соединения. А цивильные маркитанты опять же физически не смогут наладить снабжение войск всем необходимым в условиях боя.
Более чем в два раза сокращается офицерский корпус, ликвидируется институт прапорщиков и мичманов, что ставит крест на создании высокопрофессиональной армии. Усугубляется это тем, что полностью разрушается система высшего военного образования. Даже академию Генерального штаба и ту предполагается упразднить «за полной ее ненадобностью» в будущей военной структуре.
Совершенно непродуманное сокращение Вооруженных Сил приведет к тому, что реальных «штыков» в Сухопутных войсках останется 150 тысяч. При отсутствии качественного вооружения и нормального тылового обеспечения эти бойцы станут лишь пушечным мясом даже в локальном военном конфликте.
В случае же начала серьезной локальной войны реформированная армия России никаких шансов на победу иметь не будет.
Между тем для нашей страны значительно выросла угроза целой серии локальных войн в 2009—2010 году, о чем говорили практически все докладчики. Как ни печально, но подобная война возможна даже с Украиной, поскольку официальный Киев давно взял курс именно на военную конфронтацию с Россией. И уж более чем вероятны в ближайшем будущем военные действия на Кавказе. На конференции были названы конкретные очаги разжигания такой войны. Не конфликта, а именно войны! Специалисты это видят и открыто об этом говорят. В нынешнем Генштабе смертельную для страны опасность начисто игнорируют. Между тем, если на наших границах одновременно возникнет два военных очага, то для России с ее «перестраивающимися» Вооруженными Силами это станет настоящей катастрофой.
На конференции выступили военные ученые в ранге полковников, генерал-лейтенантов, вице-адмиралов, кандидаты и доктора военных наук. Их доклады были аргументированы именно с научной точки зрения. Одно из самых интересных выступлений сделал кандидат военных наук Владимир Квачков. По его словам, многие беды в военном строительстве от того, что до сих пор нет четкого и обоснованного с научной точки зрения термина «война». Во всех наших учебниках война понимается только как вооруженное столкновение и до сих пор определяется с точки зрения марксизма-ленинизма. Между тем, напомнил Квачков, еще древние китайцы понимали, что настоящая победа достигается там, где цели достигаются без кровопролитного сражения на поле боя. Холодную войну мы никогда не воспринимали именно как реально ведущуюся против Союза войну, поэтому и проиграли ее. Одержав множество военных побед в Афганистане, СССР в итоге опять же проиграл войну.
Не осознав, что война против России после разгрома и разрушения Советского Союза отнюдь не окончена, мы рискуем действительно исчезнуть с лица Земли. И это была точка зрения всех участников военно-научной конференции. По ее итогам было принято решение, окончательный текст которого сейчас уточняется с учетом внесенных поправок. Скорее всего, решение это будет достаточно жестким…
http://stoletie.ru/rossiya_i_mir/rossiya_v_kolce_anakondi_2008−12−15.htm