Русская линия
Русский вестник13.12.2008 

«Святительство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем»

9 декабря 2008 года после завершения последней заупокойной Божественная Литургии в храме Христа Спасителя прошло отпевание почившего Святейшего Патриарха Алексия II, сообщает Патриархия.Ру.


В заупокойном богослужении принимали участие Предстоятели Поместных Православных Церквей — Патриархи: Константинопольский Варфоломей, Грузинский Илия, Румынский Даниил, Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, Архиепископ Тиранский и всея Албании Анастасий, Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, представители других Поместных Православных Церквей.


Об упокоении почившего Первоиерарха молились архиереи Русской Православной Церкви — более 170 иерархов, прибывших в Москву для участия в траурных мероприятиях, в том числе Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион. Согласно воле Святейшего Патриарха Алексия, его отпевание совершалось по иерейскому чину.


За богослужением присутствовали также представители инославных церквей.


Перед началом совершения чина отпевания Патриарха Алексия в Храм Христа Спасителя прибыли Президент России Д.А. Медведев и председатель правительства В.В. Путин, президент Белоруссии А.Г. Лукашенко, президент Молдавии В.И.Воронин, президент Сербии Б. Тадич, президент Армении С. Саргсян, многочисленные официальные лица, религиозные и общественные деятели, послы иностранных государств.


По завершении отпевания и церемонии прощания с Предстоятелем Русской Православной Церкви гроб с телом Патриарха на руках архиереев был вынесен из храма. Траурная процессия с гробом почившего совершила крестный ход вокруг Храма Христа Спасителя — кафедрального собора столицы, который стал зримым символом церковного возрождения России.


После того, как гроб с телом почившего Патриарха был обнесен вокруг собора, на площадке у Западного крыльца собора была совершена лития, по окончании которой по пандусу Храма Христа Спасителя гроб был поднесен к катафалку. Затем похоронный кортеж проследовал в Богоявленский кафедральный собор в Елохове.
По маршруту следования кортежа на улицах Москвы почившего Предстоятеля Русской Православной Церкви в последний путь провожали тысячи верующих. Всего же с 6 декабря, когда в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя был доставлен гроб с телом Святейшего Патриарха Алексия II, свыше 100 000 человек пришли проводить Патриарха в последний путь.


После прибытия к Богоявленскому собору гроб был перенесен от соборного сквера и установлен на кафедре в центре храма. Служение последней заупокойной литии у гроба Святейшего Патриарха Алексия возглавил Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. За последним богослужением у гроба почившего Патриарха молились иерархи Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей.


По окончании литии гроб пятнадцатого Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II согласно его воле был погребен в Благовещенском приделе Богоявленского кафедрального собора. Над могилой установлено временное деревянное надгробие, на котором золотыми буквами начертано «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святительство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем».


***

Известие о том, что 5 декабря 2008 года на 80-м году жизни преставился ко Господу Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II потрясло всю русскую общественность. Нас охватила глубочайшая скорбь, ибо все годы служения Его Святейшества знаменовались историческими свершениями.


7 июня 1990 года, вскоре после празднования в 1988 году Тысячелетия Крещения Руси, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий был избран на Поместном Соборе Русской Православной Церкви пятнадцатым Предстоятелем Русской Православной Церкви. Интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 состоялась 10 июня 1990 года в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы.


В непростое время началось служение нового Патриарха: Русская Церковь, как и вся страна, вступила в эпоху больших перемен, эпоху новых возможностей, но и возросшей ответственности. Необходимо было критически осмыслить прошлое, трезво оценить настоящее и дать ориентиры на будущее. Новому Первосвятителю предстояло возрождать церковную жизнь во всех ее проявлениях, разрешать множество проблем, накопившихся за десятилетия.


Совершенное за годы первосвятительского служения Святейшего Патриарха стало по праву называться Вторым Крещением России и неразрывно связано со славной эпохой церковного возрождения. На наших глазах писалась летопись новой России.


С поистине юношеской энергией новый Предстоятель приступил к решению стоявших перед Русской Церковью важнейших задач. По мысли Его Святейшества, никакие сферы общественной и культурной жизни не должны были оставаться вне поля зрения церковного. Церковь должна заниматься вопросами образования, воспитания и здравоохранения, вопросами охраны окружающей среды, духовным окормлением Вооруженных Сил, всемерно расширять области своего социального служения, восстановить свое традиционное значение для семьи и общества.


Поистине историческим свершением для России и русского народа после долгих лет господства безбожных деятелей и идеологий явилось прославление сонма новомучеников и исповедников Российских. И среди них — причисление к лику русских святых Государя Императора Николая II и членов Царской Семьи. Несмотря на выступления противников канонизации, во время юбилейного Архиерейского Собора в августе 2000 года, задав вопрос, кто за прославление Царской Семьи, Святейший Патриарх первым поднял руку и встал со своего места. А за ним поднялся уже весь зал. Так были прославлены святые Царственные мученики.


Величайшей заслугой Патриарха Алексия, как и Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра, стали их деяния по воссоединению Поместной Русской Православной Церкви. Тем самым был уврачеван раскол между Русской Православной и Русской Зарубежной Церквей, и 17 мая 2007 года произошло историческое событие: Преосвященные архипастыри, клирики и миряне Русской Православной Церкви, разделившиеся в результате трагических событий ХХ века, после подписания Акта о каноническом общении, вместе приступили ко Святой Чаше. Состоявшееся воссоединение стало символом излечения ран, нанесенных нашему народу лихолетьями прошлого века.


В новых условиях, когда историческая Россия была разделена в результате Беловежского сговора, Патриарху Алексию удалось сохранить единство Церкви. Правда, не прекращаются попытки оторвать от Церкви Украину. Чтобы не допустить этого, Его Святейшество принял участие в торжествах 1020-летия Крещения Руси в Киеве. Местные власти хотели превратить их в повод для создания автокефальной Церкви, для чего приготовили Патриарху оскорбительный прием. Но верующие на Украине ждали своего Первосвятителя, и он не смог не ответить на их чаяния. Господь сохранил единство!


Для всей полноты Русской Православной Церкви Святейший Патриарх — прежде всего ее Предстоятель, слова и послания которого выражают мнение всей Полноты церковной как по внутрицерковным проблемам, так и в межцерковных контактах. Его Святейшество — Председатель Священного Синода и Освященных Соборов Русской Церкви. Выступления Святейшего Патриарха на этих Соборах имели важнейшее значение, носили основополагающий, программный характер.


Другая сторона первосвятительской деятельности Святейшего Патриарха — забота о подготовке и воспитании нового поколения пастырей церковных. За годы своего первосвятительства Святейший Владыка совершил множество хиротоний, причем не только архиерейских, но также, несмотря на крайнюю занятость, священнических и даже диаконских (особенно в первые годы своего служения, когда нехватка кадров была особенно острой).


Отличительными чертами духовного облика Святейшего Патриарха Алексия были особая ревность и внимание, с которыми он относился к совершению богослужений, к предстоянию перед Престолом Божиим. В молитве, в совершении Божественной литургии Его Святейшество неизменно черпал силы для дальнейших трудов. В течение всех лет своего патриаршества Первосвятитель Русской Церкви пользовался каждой возможностью преподать пастве со всероссийского амвона слова назидания, утешения, надежды.
Другой характерной чертой служения Святейшего Патриарха являются частые посещения епархий. Патриаршие визиты служат сплочению верующих вокруг своего Предстоятеля. Подчас все население городов, в которые приезжал Первосвятитель, участвовало в совершаемых им богослужениях, в закладке и освящении храмов и часовен; поистине сама личность Святейшего Патриарха являлась зримым выражением единства Церкви.


Наиболее заметное проявление церковной жизни в новой России — бурный рост храмоздательства. Разные храмы приходилось освящать Святейшему Патриарху. Среди них были величественные кафедральные соборы в епархиальных центрах, были и простые сельские храмы.


Особое попечение Святейшего Патриарха — возрождение русского монашества. Если в 1990 году в Русской Православной Церкви было около 40 монастырей, то в настоящее время их 732. Из общего числа обителей 25 являются ставропигиальными и находятся в непосредственном управлении Святейшего Патриарха. Понятно, что о них Первосвятитель проявляет особую заботу.


Возродились такие величайшие центры Православия, как Валаам, Соловецкий монастырь, Дивеево и другие святые обители. Среди них знаменитая Оптина пустынь, прославившаяся в 19 веке обширной книгоиздательской деятельностью и развитием старчества. 26 июля 1996 года Святейший Патриарх своим Указом причислил к лику местночтимых святых Собор Оптинских старцев (Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года оптинские старцы были возведены в степень общецерковного почитания). «На божественном небосводе, — сказал Первосвятитель, обращаясь к братии и паломникам, — воссияли новые великие молитвенники и заступники за всех живущих, которые вместе со всеми святыми небожителями будут предстоять у Престола Божия в молитве за нас, поддерживая корабль души нашей в шествии по волнам житейского моря».


Много внимания Святейший Владыка уделял возрождению благочестивой традиции православного паломничества. Первая официальная зарубежная поездка Предстоятеля Русской Православной Церкви весной 1991 года явилась одновременно паломничеством во Святую Землю. Святейший Патриарх Алексий поклонился многочисленным святыням Иерусалима.


Святейший Патриарх подавал личный пример паломнических трудов: совершая пастырские поездки в епархии, Предстоятель никогда не упускал возможности посетить имеющиеся в этих епархиях святыни и поклониться им. По сути дела, все патриаршие визиты были паломническими.


В ходе патриарших визитов в епархии Святейший Патриарх Алексий посещал исправительно-трудовые учреждения. Помощь заключенным — традиционная сфера церковного попечения, и по слову Спасителя: в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 36) — Церковь всегда оказывала милость узникам. «Храм в лагере, — говорил заключенным Предстоятель Церкви, — ко многому всех вас обязывает. Пусть он изменит жизнь каждого из вас, переродит вас. Дай Бог, чтобы вы скорее закончили свой срок и не возвращались к прежним грехам». В день памяти святой мученицы Анастасии, за свое особое служение заключенным названной Узорешительницей, Святейший Патриарх регулярно обращался с особым Посланием ко всем «в узах сущим».


С неизменным вниманием относился Святейший Патриарх к воинскому служению, подчеркивая, что духовное окормление отечественного воинства, сотрудников правоохранительных органов становится сегодня для Православной Церкви делом особой важности.


Первоиерарх Русской Церкви говорил о том, что «армия не может быть бездуховной, служение Отечеству, самоотверженное выполнение воинского долга предполагает наличие высоких человеческих качеств. А религия есть главный источник, из которого российский солдат может черпать правила чистой нравственности, духовное здоровье и добродетели».
Область церковно-государственных и церковно-общественных взаимоотношений — еще одна важная часть попечений Святейшего Патриарха Алексия. Во многом именно благодаря подвижническому служению Предстоятеля Церкви значительно вырос ее общественный статус, расширились ее связи с государственными и общественными структурами.
Кое-кто иногда позволял себе упрекать Священноначалие в том, что Церковь слишком тесно сотрудничает с государством. На это Святейший Патриарх не раз говорил: «Церковь отделена от государства, но не от общества». За этим скрывалось то, что отношения с государством не всегда были гладкими. Так, ожесточенное сопротивление леволиберальных сил, представленных и во власти, встретило естественное желание Церкви, не раз выражавшееся Святейшим Патриархом Алексием, преодолеть безбожное наследие, для чего молодежи надо дать знания основ православной культуры. Думается, что при новом Патриархе и эта сложная задача будет решена.


Свое последнее богослужение Патриарх Алексий совершил 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В этот же день исполнился 91 год с момента избрания на Патриарший Престол святителя Тихона (Белавина). Знаменательно, что судьбы обоих Патриархов имеют общую черту: они стали Предстоятелями в переломные эпохи, когда распадалась государственная власть, а Церкви грозил раскол. Оба они смогли провести церковный корабль сквозь все преграды.

***

Пятнадцатый Патриарх Московский и всея Руси Алексий в посланиях на имя главного редактора многократно призывал Божие благословение на нашу газету, знал о наших выступлениях, откликался на наши материалы, прежде всего посвященные деятельности Церкви. Его поддержка была для «Русского Вестника» путеводной звездой в стремлении внести посильный вклад в возрождение русского народа как народ-богоносца, живущего в православных традициях. И мы постараемся оправдать ту высокую оценку, которую получали на протяжении 18 лет — тех лет, что служил России Патриарх Алексий и действовали мы под его омофором.


Вечная память новопреставленному Святейшему Патриарху Алексию!
Да упокоит Господь своего Святителя в селениях праведных!

http://www.rv.ru/content.php3?id=7762


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru