Радонеж | Марина Васильева | 13.12.2008 |
Кинофестиваль «Радонеж» проводится с 1995 года, и является крупнейшим и авторитетнейшим форумом режиссеров и авторов программ, посвященных религиозному пониманию мира. В этом году на участие в Фестивале подано 180 заявок. В конкурс отобрано 48 работ из России, ближнего и дальнего Зарубежья.
Как сказано в пресс-релизе Фестиваля, представленные произведения рассказывают о жизни общества и человека, о наследовании традиций отечественной культуры. Поднимаются проблемы современной семьи и воспитания детей, преемственности культурных традиций поколений, формирования православного взгляда на отечественную историю, взаимоотношений человека и природы, борьбы с грехом. Одна из главных задач Фестиваля — сформировать потребность в фильмах, отражающих духовные и культурные ценности нашего отечества и христианского православного мира.
Что привело меня на Фестиваль? Желание глотнуть чистого воздуха. Посмотреть «про своих». Узнать новое и переосмыслить старое. Здесь было что выбирать, что смотреть. И наибольшее впечатление произвел фильм «Отец Глеб» о протоиерее Глебе Каледе, ученом — геологе, вдохновенном пастыре, основоположнике тюремного служения в Новой России. Фильм показал ученого и священника во всем богатстве его связей с людьми, с природой, в изобилии благодати, которую он стяжал и которую нес людям. Небогатые впечатления, оставшиеся от личного знакомства с батюшкой во время его служения в Отделе религиозного образования и катехизации (как теперь жалею о том, что они скудны!) были дополнены и расширены. Портрет доброго пастыря был нарисован со тщанием.
На конкурсном просмотре в Доме кино зал был забит до отказа. Пришли духовные чада батюшки, священнослужители, соратники — геологи, православные катехизаторы. Это было словно одно огромное братство в Духе и Истине. На встрече со сьемочной группой присутствовали дети отца Глеба — священник Кирилл, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне; иерей Иоанн, священник Краснопресненской «пересылки», настоятель храма Троицы на Грязех; врач-психиатр Василий Глебович. Не присутствовавшие на просмотре, но появляющиеся в фильме Иулиания Каледа, игумения Зачатьевского монастыря, Александра, уставщица и врач обители милосердия. Все эти славные люди, отдавшие жизнь служению ближним, словно составили семейный портрет. Если бы он был написан — в центре, рядом с батюшкой, заняла место его супруга Лидия, дочь священномученика Владимира Амбарцумова. Небесное благословение Новомучеников и исповедников с самого начала осеняло жизнь пастыря Глеба и его семьи. Эта икона была среди особенно любимых. А в Бутырском тюремном замке, где стараниями батюшки была устроена церковь Покрова Богородицы, имеются святые образа страдальцев за веру Христову. Некогда и новомученики были узниками Бутырки. Не оттого ли в сердце отца Глеба жила особая забота о сидельцах, стремление привести их к покаянию, приблизить мир небесный?
Детство и юность будущего пастыря пришлись на предвоенные годы. Как и все юноши его возраста, с началом Великой Отечественной он был призван защищать Родину от немецко-фашистских захватчиков. Служил связистом в ракетном дивизионе. За всю войну ни разу не был ранен. После демобилизации поступил в геологоразведочный институт. Учился отлично, рано приобщился к научной работе. Верующий юноша был честен и порядочен, помогал товарищам. А они и не догадывались, что он носит крест, имеет духовника, которым был будущий митрополит Иоанн Вейндланд. Только Лидия, ставшая его женой, разделяла с ним потаенную духовную жизнь.
Его научная деятельность успешно развивалась — кандидатская, докторская диссертации. Но чем дальше — тем более он чувствовал Творца за всем богатством видимого мира. Все более влекся к Нему и, наконец, решил посвятить Всевышнему всего себя без остатка. Два события, разделенные небольшим промежутком времени, определили его жизнь-принятие сана и устройство тайного домового храма в квартире, где жила семья. Все — и родители, и дети, участвовали в ночных богослужениях. Эта семья воистину стала «малой Церковью». А днем никто не догадался бы, что за закрытыми створками книжного шкафа скрывается святилище, где обыкновенный стол становится Престолом, а стеклянная посуда превращается в сосуды для Евхаристии. Непостижимо, но этот храм имеет черты сходства с Покровской церковью в Бутырке. Или это молитва отца Глеба породнила их?
Когда Церковь вышла из-под глыб, батюшка стал служить открыто — в храмах Илии пророка в Обыденном, преподобного Сергия в Крапивниках. К «геологу» в нем добавился «Богослов». Отцу Глебу принадлежат труды, посвященной Туринской Плащанице — Пятому Евангелию. В Рождественской повести «Волхвы» он описывает путь к Свету, которым шествуют ученые люди, и это как бы повествование о его собственной судьбе. Забота обо всем мире — черта, присущая только пастырю от Бога. В конце концов, она привела его в Бутырку, в камеру смертников, ждущих последнего утешения. Он зашел на полчаса к двум несчастным — а вышел только через четыре. У одного из смертников был день рождения. Отец Глеб принес нехитрое угощение, они пили чай и говорили, говорили, забыв о времени. Оба остались живы, только стали «пожизненниками». На экране — кадры, снятые в тюремных камерах. В двух смиренных узниках невозможно узнать убийц. «Подумать только! — восклицает один. — Ведь я мог умереть, не покаявшись!». «Теперь я буду жить для Господа, — произносит другой. Мы смотрим — и видим чудо, сотворенное Господом через Своего пастыря. Оно не кажется необычным: Бог творит все. Это, может быть, кульминация, решающий момент в фильме — когда присутствие Божие так явно, так сильно, что исчезает ощущение сверхъестественного, и «жизнь жительствует» в нас самих. Первая Литургия была совершена в Бутырке в 1991 году, во вторник Светлой седьмицы.
Перед кончиной, последовавшей в результате мучительной болезни, пастырь был озабочен судьбой заключенных — кто их будет окормлять? Святейший Патриарх заверил его, что духовное попечение в тюрьмах будет продолжаться. И вот отец Глеб уходит в путь всея земли — а на экране — зеленеющий весенний лес, звучат возгласы Пасхи, и камера, поднимаясь от земли, создает иллюзию взлета. Радость не отделить от печали, и печаль от радости. Те, дорогие ушедшие — так близко от нас! Ведь у Бога мертвых нет — все живы. Будем с Ним — не погибнем.
После просмотра — краткая беседа с режиссером Сергеем Князевым.
— Как возникла идея снять этот фильм?
— Она возникла не у меня первого. В течение нескольких лет группа сценаристов, среди которых были Елена Шаталина и Елена Коломойцева (последняя присутствует здесь) готовили проект под названием «Дорога волхвов». Елена Шаталина не дожила до начала работы над фильмом. Она скончалась в январе 2006 г., порекомендовав меня как режиссера, который мог сделать эту картину. Мне предложили работать над ней игумения Иулиания, дочь батюшки и его сын Василий Глебович. Дальше начались съемки.
-Какие чувства у Вас вызвала работа над картиной?
— Я начал изучать отца Глеба и полюбил его. К сожалению, я не был знаком с ним раньше.
-Какими источниками Вы пользовались?
-Хроникальными любительскими аудио- и видеоматериалами. Интервью с выдающимися и простыми людьми, окружавшими отца Глеба, его учителями, учениками. Священнослужителями, крестниками, заключенными. открывается мир праведного служения Господу.
-Что Вы нашли лично для себя?
— Я нашел, что отец Глеб — это личность всеобьемлющая, которая отвечает чаяниям всякого живущего на земле человека любого сословия, любого поколения. Будь то рабочий, крестьянин, ученый, священник, интеллигент. Вообще — человек, желающий построить семью, жить в семье, умножать благочестивый род.
— Отец Глеб был основоположником тюремного служения.
— Да, он шел в тюрьму, и делал это искренне, повторяя: «Надо помочь, надо помочь». Для помощи он там и находился. Крестил простых людей, которые были приговорены к смерти. Мы их показали в фильме. Это «пожизненники». Отца Глеба они вспоминают с восторгом.
-То-есть, нравственное преображение возможно?
-Не просто возможно. Мы его видели воочию. Это не оставит равнодушным никого.
-Вы профессионал?
-Дважды. Окончил Ленинградский институт киноинженеров и ВГИК, мастерская Тенгиза Александровича Семенова, ученика Романа Кармена. Они вместе делали сериал «Великая Отечественная» в 70-х гг., и были удостоены Ленинской премии. В эту картину я постарался вложить все.