Русская линия
Русское Воскресение Иван Чуркин12.12.2008 

Всея Руси горе
Бог любит Россию и надеется на ее взаимность

СОБОРЯНЕ

Я только потом понял, при каком событии присутствовал. Назначенный на 5 декабря Всемирный Русский Народный Собор встречал соборян на свое заседание. От набережной Москвы-реки к Храму Христа Спасителя змейкой тянулась очередь. С поцелуями, с радостными пожелания здоровья. Оживленно и весело приветствовали друг друга люди — больше известных не только соборянам, но и всей стране.

Тихо и спокойно вел себя Валентин Распутин. Энергично и подчеркнуто вежливо здоровался Николай Бурляев. Гигантом выделялся литературный классик Егор Исаев. Почтительно со всеми здоровался украинец Борис Олейник, чьи стихи я учил еще в пятом классе. Уютно себя чувствовала, а возле нее и другие, народная певица Татьяна Петрова. Озорно смотрел на людей герой двух эпох, депутат и путешественник-исследователь Артур Челенгаров.

А в фойе Храма каждый входящий попадал в объятия Валерия Ганичева, председателя Союза писателей России и заместителя Главы Всемирного Русского Народного Собора. У него сегодня особенный день — чествуется 50-летие Союза.

Практически все регионы страны прислали своих представителей на Собор. Кто уже постоянно приезжает, новичков заметно сразу — они стеснительны и значимы.

Никто не обратил внимания на короткую задержку с началом Собора. Президиум занял свои места. Валерий Ганичев сел к микрофону ведущего. Готов к началу митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Президент России Дмитрий Медведев прислал приветствие. С него и начиналось большое собрание. Следующее приветствие пришло от Патриарха Алексия, хотя все надеялись, что Святейший непременно сам выступит, потому как ранее такого не было, чтобы его слова озвучивал кто-то другой. В этот момент к митрополиту Кириллу подошел его заместитель о. Всеволод Чаплин и передал телефон. Митрополит резко поднялся и почти бегом вышел из зала.

А соборяне слушали приветственные слова Патриарха, который надеялся и уверовал, что каждый голос сегодня возымеет действие и страна одумается, в какую пропасть она зашла, поправ законы морали:

«Сегодняшние российские писатели являются наследниками, преемниками и продолжателями великой отечественной традиции, прославившей нашу культуру даже до конец земли. Не забудем, что в годину атеистических гонений, воздвигнутых в ХХ веке на Православную веру и Церковь, только русская классическая литература, проникнутая духом евангельской Истины, оставалась ее живительным и общедоступным источником. Ныне писатели России продолжают творить, обращаясь к дорогим для всех нас сюжетам из славной истории Отечества, к деяниям прославленных подвижников и молитвенников Земли русской, к героическим свершениям и к повседневному негромкому подвигу самопожертвования ее достойных сынов и дочерей.

В рядах Союза писателей России сегодня не редкость встретить священнослужителей и вообще людей церковных. Это не должно удивлять, в частности, и потому, что профессиональное объединение отечественных литераторов в былые годы немало потрудилось, стремясь разрушить то рукотворное средостение, которым на протяжении десятилетий Церковь была противоестественно отделена от общества.

В наши дни на человеке пишущем, обращающемся напрямую к многомиллионной читательской аудитории, лежит особая ответственность за сохранение и сбережение нашего общего исторического и культурного достояния, нашего великого и прекрасного национального сокровища — русского слова. Слово есть уникальный дар Бога человеку, ибо Господь вложил в свое любимое творение удивительную способность к наречению имени всему сущему в природе и к постижению мира через язык, речь и письмо. Однако обстоятельства современной жизни приводят на память исполненные тревоги поэтические строки Николая Гумилева:

Но забыли мы, что осияно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что Слово это — Бог.

Ныне русское слово подвергается множеству всевозможных и весьма жестких испытаний, и долг всякого пишущего по-русски состоит сегодня не только в выявлении его неисчерпаемых смыслов, но и в его защите от агрессивной внешней среды. Ибо сказано Спасителем: «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12. 37).

Нынешняя Соборная встреча приурочена к 50-летию со дня образования Союза писателей России. С чувством особой благодарности отмечаю его деятельное участие в трудах Всемирного Русского Народного Собора, соучредителем которого наряду с Русской Православной Церковью явился Союз писателей России. Актом высокого международного признания деятельности Всемирного Русского Народного Собора стала его аккредитация при ООН.

Славный полувековой юбилей Союза писателей России является общим праздником для всех соотечественников как на Родине, так и за её пределами, кому дороги наш язык, наша литература, наша культура. «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью» (Кол. 4. 6).

Желаю участникам и гостям Соборной встречи в стенах Храма Христа Спасителя благословенных успехов в трудах на благо Отчества и родной словесности, всесильной помощи Божией в дальнейшем умножении богатств великой русской культуры".

Никто не мог предположить, что все мы слушали последнее слово Патриарха Всея Руси, только что утром им самим подписанное.

Перед Ганичевым ложится записка, и буквально через несколько секунд Валерий Николаевич, волнуясь голосом и бледнея лицом, сообщает трагическую новость — только что скончался Патриарх.

Часы показывали 11−20.

СОБИРАТЕЛЬ

Я, пожалуй, впервые в своей жизни присутствовал при известии о народном горе. Наступила минута, когда никто не знал, что же делать, только священники, оправившись от известия, запели «Вечную память». И впервые в жизни я услышал нестройный хор священников — обычно они поют так пристойно, что повторить пение не властно самому высокопрофессиональному хору. А тут. А тут срывающиеся голоса, невнятно выпеваемые слова. Наверное, именно так начинается всеобщее горе.

Объявляется перерыв, и соборяне выходят из Храма. Мобильники посылают известия во все стороны о трагедии, а Москва еще живет прежней жизнью.

Часы показали 11−40. Вечевой колокол (потом узнал, что его называют тяжелым) Храма Христа Спасителя первым нарушает прежнюю московскую жизнь. Низкие звуки не столько устремились ввысь, сколько пали на землю. Бегущая автоволной Набережная стал притормаживать, останавливаться. Водители и пассажиры выскакивали на улицу, слушали колокол и спрашивали, что же произошло. А когда к главному колоколу прибавились такие же тяжелые всех шестисот храмов столицы, становилось понятным: что-то произошло страшное.

А страшное заключалось в том, что из нашей горькой жизни ушел Заступник. Не осознавая этого, мы вольно или невольно знали: в России есть человек, которому есть дело до каждого из нас. Не физически, не материально — духовно помогал нам Первосвятитель, чаще всего ставя на алтарь свое сердце и здоровье.

Как же иначе можно думать, вспоминая, как на главном российском поле — Куликовом — вновь ожил храм, поднявшийся в честь русского воинства. На поле, куда стекались разрозненные княжеством народы, а выходил победителем единый народ.

Даже во время Великой Отечественной войны фашисты не поглумились над храмом — уважение к мужеству оно и у врагов, да еще каких, остается уважением. А потом уже в близлежащий колхоз приехала наша воинская часть убирать картошку и беззастенчиво, радостно срывала листы железа с храма и продавала их местным жителям за самогонку. А потом местные жители, видя безнаказанность и дозволенность, с корнем выворачивала бетонные плиты и обустраивала свои подворья.

В таком виде храм стоял десятки лет. В местных школах учителя истории говорили о патриотизме Дмитрия Донского и его воинства, учили патриотизму, воспроизводили модные игры-сражения, и только Патриарх, посетивший поле, был глубоко удручен настоящей картиной. Чего бы этого ни стоило, но над Куликовым полем должен звучать православный колокол и лететь христианская молитва в память о тех, кого благословил Сергий Радонежский и подвигнул на подвиг монах Александр Пересвет.

И колокол зазвучал. И молитва полетела.

Девяностые годы прошлого столетия пришлись на разрозненность большой страны, в которой люди-братья стали чуть ли не врагами друг другу. Была ситуация, и со мной согласится каждый, кто прожил то время, когда мы стояли на границе очередной гражданской войны.

В непростую ситуацию вмешался Патриарх — он собрал вместе противников и словом Пастыря убеждал не губить и без того загубленный народ.

Только что православный мир отметил 1020-летие крещения Руси. Радостное событие должно было в матери городов русских, Киеве, превратиться в раскол единой Церкви. Патриарх Константинопольский уже побратался с президентом Ющенко, и вместе они решили объявить свою волю украинскому народу.

Врачи категорично настаивали, чтобы Алексий II отложил поездку в Киев, а он был непреклонен. Можно себе представить состояние человека, когда на твоих глазах срываются твои же портреты, топчутся. Это оголтелая часть националистов. Другая же, умная и добропорядочная, скандирует слова помощи: «Заступись».

И Патриарх, проглатывая в течение часа упаковку нитроглицерина, отстоял единую и нерушимую Соборную Церковь.

— По поведению Ющенко и девицы с косой нельзя судить о разрыве славянского братства, — так сказал классик украинской литературы Борис Олейник. — Когда-то привычно и просто входили в наши учебники и в наши дома Тарас Шевченко и Янко Купала, Андрей Малышко и Аркадий Кулешов, Максим Рыльский и Николай Тихонов… Не то сегодня. Сегодня на Соборе я представляю самую значительную часть украинцев, которая считает русских своими первыми родственниками, и очень надеюсь, что разум восторжествует, и мы пойдем по стопам только что ушедшего Пастыря.

— Не могу сегодня говорить никаких слов, так горько и опустошенно на душе, — признался Валентин Григорьевич Распутин.

Во истину русский талант Владимир Крупин не скрывал слез:

— Горькое известие, горькое..Думаю, мы правильно поступили, не прервав работу Соборных встреч. Завтра будет уже поздно говорить и спасать русское слово, русскую речь. Мы стали свидетелями, как из школьной программы убираются классики русской литературы, а в следующем году произведения классики! русской! сводятся на нет.

Народный артист Николай Бурляев:

— Я говорил еще тогдашнему министру Швыдкому, что не все надо отдавать в частные руки. Атомную бомбу нельзя, потому что это оружие, и экран нельзя — это тоже оружие. Результат этой деятельности — деградация общества. Поэтому надо требовать смены политики в отношении российского искусства и культуры, выведения его из сферы рыночных отношений.

Мир живет по рыночным отношениям. Это правда, — сказал Николай Бурляев. Так живут многие. Но должны ли мы так жить? Горько, но мы сегодня потеряли заступника и ратоборца.

— Известие о безвременной кончине Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, бессменного Главы ВРНС, который благословил нашу встречу и прислал нам свое последнее напутственное слово, мы встретили с глубокой скорбью. Но, несмотря на боль наших сердец, мы продолжили нашу соборную встречу, выполняя послушание Его Святейшества, и пришли к следующему. По слову Достоевского, нельзя быть русским, не будучи православным, как нельзя называться Россией и при этом не любить ближнего! Россия и единство народа — это синонимы, они нераздельны, как неотделимы тело и душа, — сказал мне секретарь Союза писателей Сергей Котькало. — Обращаясь к писателям и журналистам, преподавателям, всем тем, кто работает со словом — призываем их быть не распространителями пессимизма и уныния, а нести людям веру в завтрашний день, веру в Промысл Божий, воспевать образ великой страны, создавать такие примеры героев, на которых вырастали бы Суворовы, Зои Космодемьянские, Маресьевы и Даши Севастопольские. Никогда не забудем слова Святейшего: «Бог любит Россию и надеется на ее взаимность»..

16 часов показывало московское время. В Храме Христа Спасителя начиналась служба, теперь уже заупокойная. Люди шли молча, многие плакали, многие с белыми розами — любимыми цветами Патриарха.

А мне вспоминались патриаршие службы, на которых присутствовал или которые видел по телевизору. Всегда создавалось впечатление, что во время крестного знамения Патриарх молится и обо мне.

Теперь пришло время молиться нам о Патриархе.

http://www.voskres.ru/articles/tshukin.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика