Столетие.Ru | Валерий Хомяков, Ростислав Туровский | 12.12.2008 |
О том, как могут развиваться события в нашей стране в период кризиса, размышляют гендиректор Совета по национальной стратегии и руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий.
Валерий Хомяков, гендиректор Совета по национальной стратегии:
— Массовые протестные манифестации людей вплоть до актов гражданского неповиновения, решительного неподчинения властям и т. п. — это вариант пессимистический.
Оптимистический же сценарий предполагает картину гораздо менее суровую: ничего экстремального не случится, и пик кризиса мы более или менее благополучно пройдём летом 2009 года.
Как бы там ни было, стране, по-видимому, угрожают массовая безработица, невыплаты кредитов, которые наши сограждане брали в банках под залог своего имущества. Наверняка участятся гражданские судебные процессы, появления судебных приставов в жилищах должников. Не исключены печально-скандальные выселения жильцов из заложенных квартир.
Премьер заявил о том, что государство станет выкупать долговые обязательства граждан перед банками. Само по себе это должно снизить социальную напряжённость. Но в связи с этим можно ожидать и последующих махинаций банкиров. Ведь они будут заинтересованы в том, чтобы у них оставалось как можно больше непогашенных кредитов. То есть работники финансовых организаций, не исключено, продолжат их предоставлять на прежних льготных условиях. В результате убытки снова лягут на плечи государства.
Кризис — болезнь и потому требует собрания консилиума «врачей», способных поставить чёткий диагноз. Пока не видно, что наше правительство эту болезнь точно диагностировало. Оно заявляет, что кризисные явления в нашей стране не имеют внутрироссийских причин, а представляют собой заразу, занесённую из Америки. Полагаю, что это не вполне верно. У нас были и есть свои предпосылки для экономического кризиса. С 2000 года мы накапливали золотовалютные резервы и практически никак не развивали запущенные (в 90-е) отрасли экономики — высокие технологии, сельское хозяйство и другие. Экспорт продовольствия, различной электронной техники и многого другого все эти годы отнюдь не уменьшался. Почти ничего своего Россия не создала. Отсюда и наша тотальная зависимость от стран-экспортёров.
Если сможем использовать кризисную ситуацию, объективное сокращение экспортных поставок и заполнить пустеющие производственные ниши, то запустим механизм реального экономического развития. Если нет — так и останемся сырьевым придатком Запада.
Ростислав Туровский, руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий:
— В регионах кризис развивается самым простым и жестоким образом — больно ударяя не только по банковскому, но и по реальному сектору экономики. На многих промышленных предприятиях или только начинается, или уже идёт полным ходом падение производства — по цепочке, включая транспортные перевозки.
Пока мы не видим мощных акций протеста, поскольку «процесс» находится в начальной стадии и люди, предвидя что-то плохое, ещё не успели почувствовать это на своей шкуре. Сокращение работников постепенно усиливается, безработица растёт. Собственники предприятий, выполняя предписания правительства, проводят пока относительно мягкую политику, отправляя людей в вынужденные отпуска и предоставляя отгулы. Но всем ясно, что всё это — только временные меры, дальше ситуация будет ухудшаться.
Власти в субъектах Федерации по большому счёту не знают, что делать с кризисом. И это тоже понятно, не от них он зависит. Они — крайнее звено в этой цепи, в соответствии с общегосударственной установкой создают антикризисные штабы. Но сами по себе эти штабы почти ничего решить не в состоянии. Разве что могут попросить руководителей предприятий действовать опять же с оглядкой на принципы социальной ответственности.
Думаю, что в перспективе неизбежен рост оппозиционных настроений. Правда, небольшой, ибо ныне партийно-политическая система в стране более или менее управляема. И всё же для «партии власти» в регионах в ближайшие годы выборная ситуация будет сложной. Этой партии придётся адаптироваться к меняющимся (не в лучшую для неё сторону) условиям, и она, похоже, уже намерена корректировать содержание своей предвыборной риторики. Насколько региональному чиновничеству удастся проводить более гибкие и более яркие избирательные кампании — большой вопрос. Скорее всего, на региональных выборах несколько изменится соотношение сил между «Единой Россией» и остальными партиями, прежде всего КПРФ и «Справедливой Россией». В пользу последних, надо полагать.
Роль регионов в российской политике неизбежно вырастет, ибо на них придётся самый серьёзный удар. То, что происходит в нашем обществе, большая часть коего проживает вне столиц, очень сильно определяет политическую ситуацию в России в целом. На регионы ляжет большая нагрузка, при этом их власти должны будут спасать свою репутацию. Поэтому им придётся «шевелиться», много думать над тем, как облегчить социально-экономическое положение в своих краях, областях и республиках, и посылать соответствующие сигналы в сторону центра.
Состав региональных элит будет меняться. Хотя он менялся бы и без кризиса — в силу стечения разных обстоятельств, в первую очередь избрания нового президента. Тема обновления губернаторского корпуса становится с каждым годом всё актуальней. Кризисные процессы несколько усилят ротацию, развязав руки центру.
http://stoletie.ru/obschestvo/zhdet_li_rossiju_bunt_2008−12−11.htm