Татьянин день | Священник Алексий Уминский | 10.12.2008 |
Память смертная — добродетель, о которой редко вспоминают обычные люди, но о которой много говорят отцы Добротолюбия, — является одним из самых творческих потенциалов в человеке.
Имей память смертную
Умирай ежедневно, и будешь жить вечно,
Прп. Антоний Великий
Память смертная — добродетель, о которой редко вспоминают обычные люди, но о которой много говорят отцы Добротолюбия, — является одним из самых творческих потенциалов в человеке. Это только кажется, что если мы будем думать о смерти, то сойдем с ума. На самом деле люди боятся думать о смерти, потому что по большому счету вообще боятся жить. В наши дни вошло в привычку проводить время, но никак не жить. Люди не только проводят время, но даже думают, как бы это время убить. С одной стороны, его вроде как не хватает, а с другой — слишком этого времени много, потому что… скучно.
Жить, имея память смертную, страшно потому, что с таким памятованием надо все изменить: надо дорожить каждой минутой, проживать каждый час, творчески, наполняя его глубоким содержанием. Я помню, как митрополит Антоний Сурожский, вспоминая о смерти своей матери, говорил, что год, в который она умирала, был самым счастливым в их отношениях. Было неизвестно, когда завершится ее тяжелая болезнь, и каждый день, встречаясь, как в последний раз, для них было важно дать друг другу полноту любви. Они знали, что завтра такой возможности может уже не быть.
Когда человек живет памятью о смерти, его жизнь становится совершенно иной. Если это твой последний день, тогда, конечно, глупо грешить. Глупо проводить время впустую: разгадывать кроссворды, читать детективы. Глупо ругаться, спорить. Глупо обижаться на других людей.
Какой смысл обижаться, если ты живешь последний день, лучше простить и наполнить это время добром и любовью. Если человек и согрешит в этот день, он не будет долго медлить, а сразу покается, сразу придет попросить прощения. И так каждый день, в течение всей жизни, пока не умрет. И когда человек находит в себе мужество так жить, его жизнь становится очень творческой, очень счастливой, очень наполненной. Он дорожит каждой минутой: молится ли, беседует ли с другими людьми, сочиняет ли стихи или пишет картины, изобретает или строит, он понимает, что, может быть, в последний раз ему дается возможность сделать что-то полезное на этой земле, как-то потрудиться для ближних. И так всё для человека приобретает совершенно новый смысл. Вот что такое память смертная.
Память смертная может оживить и наполнить наше молитвенное правило. Сон — это образ смерти, уход из жизни, и вечерние молитвы носят характер глубокого покаяния и примирения. А в одной из утренних молитв мы читаем: В онъже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующее и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный…
В этой поэтичной и глубокой молитве Василия Великого есть одна очень важная мысль — мысль о том, как человеку прийти на Страшный Суд. Василий Великий называет жизнь ночью и говорит, что день наступает с пришествием Христа. Эта молитва — эсхатологического звучания, призыва Царства Небесного. Подобно тому, как Священное Писание заканчивается словами: Ей, гряди, Господи Иисусе (Откр. 22,20), подобно тому, как мы призываем в молитве «Отче наш»: Да приидет Царствие Твое, — так и основная мысль молитвы Василия Великого заключается именно в этих словах, только выражена она с глубоким богословским осмыслением. В ней совершенно очевидно, что каждое утро христианин готовится к встрече с Богом и что каждый день может стать для него днем, когда он предстает на Суд. Мы должны понимать, что, начиная новый день, мы каждый раз идем на встречу с Богом и можем прийти на страшный Суд. Мы, христиане, ждем день, когда придет Судия и всем раздаст по делам его, и поэтому бодрственно будем выходить к своему Спасителю.
Из книги: Протоиерей Алексий Уминский. Тайна примирения. — М.: Даниловский благовестник, 2007