Русская линия
Фонд стратегической культуры Николай Головкин08.12.2008 

«Час мужества пробил на наших часах…»

Исторические слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о едином христианском народе, родившемся в Киевской купели, продолжают волновать русские умы, сплачивают миллионы наших соотечественников в ближнем и дальнем зарубежье. Проблеме интеграции разделенного русского народа был посвящен круглый стол с участием общественных деятелей, ученых, публицистов из России, Украины, Белоруссии и Молдавии, состоявшийся в ноябре 2008 г. в рамках Санкт-Петербургского патриотического форума (СППФ).

1.

Эти знаменательные слова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II произнёс в июле 2008 года в ходе торжеств в Киеве, посвященных 1020-летию Крещения Руси, в своем поздравлении после совершения Божественной литургии на Владимирской горке: «Усердием и подвигом святого равноапостольного князя Владимира водою и Духом была просвещена Русская земля. Со временем свет этого Крещения распространился от Балтики до Дальнего Востока, от северных морей до пустынь Средней Азии.

Это стало возможно, потому что из множества племен в Киевской купели родился один благочестивый и сильный христианский народ".

«Именно мы, православные русские интеллектуалы, разделенные ныне политическими границами, — говорит главный редактор Российского информационного агентства „Русская линия“ Анатолий Дмитриевич Степанов, — должны озаботиться выработкой новой интеграционной идеологии. По крайней мере, поставить перед обществом эту проблему». С этой целью РИА «Русская линия» в рамках Санкт-Петербургского патриотического форума (СППФ) и провело круглый стол «В Киевской купели родился единый народ… Станет ли он снова единым?».

Какими могут быть контуры интеграционной идеологии, которая позволит преодолеть государственно-политическое разделение русского народа? Что мешает движению по пути к общерусскому государственному единству?

Какой должна быть роль Церкви в деле государственной интеграции?

2.

Один из тех, кто предвидел вызовы Русскому миру ещё на рубеже XX — XXI столетий, смело говорил о них с амвона в своих проповедях, писал в широко разошедшихся книгах, — выдающийся иерарх Церкви нашего времени, христианский мыслитель, доктор церковной истории, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв) /9.10.1927−2.11.1995/.

Причины нынешней русской смуты, трагедия Великой Державы, духовное одичание народа — таковы главные темы многочисленных выступлений владыки.

В чем смысл русской истории? Что необходимо для возрождения самосознания русского народа, величия и мощи Святой Руси? Ответы на эти и многие другие вопросы митрополит Иоанн дал в своих литературных трудах «Самодержавие духа», «Одоление смуты», «Голос Вечности», «Русь Соборная», «Стояние в вере». По его инициативе возродился журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», начала выходить газета «Православный Санкт-Петербург», было создано православное издательство «Царское дело». Благодаря своим трудам, владыка стал признанным духовным лидером православно-патриотических сил России, создателем современной идеологии русского национального возрождения.

«Доктрина митрополита Иоанна» сводится к нескольким важнейшим истинам: «русская идея» — это неутолимое стремление к святости, праведности и чистоте; «русская демократия» — это соборность; «русская идеология» — это Православие; «русский порядок» — это державность; «русское государство» — это Россия во всем многообразии исторических форм её существования; государственно-политический и одновременно нравственно-религиозный идеал России — Святая Русь; патриотизм — религиозный долг каждого благочестивого христианина; Русская Православная Церковь — соборная совесть народа.

Митрополит Иоанн, как и святой праведный Иоанн Кронштадтский, окормлял бесчисленное количество духовных чад, был старцем и «народным Святителем» одновременно. Отрадно, что духовные семена, посеянные владыкой Иоанном, дали добрые всходы. Отнюдь не случайно проблема единого христианского народа, родившегося в Киевской купели, как и сегодняшние вызовы Русскому миру обсуждаются именно в Санкт-Петербурге. Вот уже 10 лет здесь работает «Русская линия» — православное информационное агентство, главная задача которого «освещать и комментировать любые события, которые оказывают заметное влияние на нашу жизнь и наше будущее; при этом освещение религиозных событий, собственно церковной жизни, остается приоритетным в работе агентства».

Вот уже три года собирается Санкт-Петербургский патриотический форум (СППФ). Инициаторами его создания выступили «Русская линия» (главный редактор Анатолий Дмитриевич Степанов, председатель СППФ) и некоммерческий Институт русской культуры (ректор протоиерей Николай Головкин, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Шувалово, сопредседатель СППФ).

По замыслу инициаторов заседания СППФ представляют собой серию круглых столов, посвященных обсуждению наиболее актуальных тем, волнующих русское православно-патриотическое движение и общество в целом.

Но и по составу участников, и по кругу обсуждаемых проблем почти сразу же форум стал международным.

3.

Мне вспоминаются бессмертные строки Анны Андреевны Ахматовой:

Мы знаем, что' ныне лежит на весах

И что' совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Написанное Ахматовой в годы блокады «Мужество» призывает нас и теперь к мужеству.

Горько, что русские люди ещё больше, нежели при жизни великого русского поэта, разделены государственными границами.

Горько, что русские люди, живя в условиях «необъявленной войны», «фронта без линии фронта», рискуют потерять «великое русское слово» и у своих родных очагов.

Но, выстояв в блокаду, на трёх великих полях — Прохоровом, Бородинском, Куликовом, в Полтавской битве, Ледовом сражении — неужто не выстоим сегодня?!

4.

Заседание Санкт-Петербургского патриотического форума проходило в библиотеке имени Маяковского на Фонтанке. Конференц-зал библиотеки был полон. С основными докладами на заседании выступили главный редактор Международного исторического журнала «Русин», президент Общественной ассоциации «Русь», кандидат исторических наук Сергей Георгиевич Суляк (Кишинев), главный редактор газеты «Русичи», лидер одноименной общественной организации Павел Юрьевич Буцай (Севастополь), главный редактор журнала «Имперское возрождение», кандидат исторических наук Михаил Борисович Смолин (Москва), известный публицист Игорь Михайлович Друзь (Киев).

На форуме много говорилось о процессе подмен, особенно заметных сегодня на Украине. Люди, в результате идеологических манипуляций изменяющие свою национальную идентичность, проявляют особую остервенелость в отношении своих недавних собратьев.

И всё же Киев, из купели которого вышла вся Святая Русь, — это Матерь городов русских. Проведение Санкт-петербургского форума, посвященного единению великороссов, малороссов, белорусов и русинов, символично совпало с кануном празднования Собора Михаила Архангела, небесного покровителя Киева. Заседание открылось молебном Архистратигу Божию Михаилу, который отслужил настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов.

Активно участвуя потом в дискуссии, отец Геннадий высказал свою точку зрения: полем битвы за наше единство сегодня является национальное самосознание. Один из главных современных вызовов, по словам протоиерея Геннадия Беловолова, — «украинство». «Украинство» — это экзамен русской национальной идее, которая должна формироваться в неразрывной связи с Украиной, так как мы не можем добровольно лишать себя нашей малой Родины — Малороссии.

Рассказав о своем посещении Сербии, отец Геннадий заметил, что в отличие от нас, русских, до сих пор близко к сердцу не принимающих отпадение Малороссии — колыбели нашей государственности, сербы совсем по-другому относятся к отторжению Косова. «Я всюду видел молодых сербов, на футболках которых было написано: „Косово — это сердце Сербии“, а у нас никто пока не пропагандирует замечательный лозунг: „Киев — Мать городов русских“», — говорит отец Геннадий.

Назвав слова Патриарха Алексия II о том, как «из множества племен в Киевской купели родился один благочестивый и сильный христианский народ» новой национальной идеей, отец Геннадий Беловолов указал на назревшую необходимость создания культа общих для всех русских народов святых, икон, составления общецерковных молитв о восстановлении нашего единства.

Об «украинстве» участники форума говорили много. Что вкладывается в это понятие?

По словам Михаила Смолина, идея пресловутого «украинства» — это, как минимум, альтернатива русскому народу, а как максимум — его подмена. «Украинство», понимаемое как идеология, а не национальность, разрушает церковное, культурное и национальное русское единство.

Михаил Смолин особо подчеркнул сугубую опасность церковного разделения, отметив: если на Украине появится самостоятельная Украинская церковь, это станет «точкой невозврата».

В качестве противовеса идее «украинства» Смолин предложил идею единой русской нации, призвав все русские силы бороться с «украинством», навязываемым населению Украины, как враждебной идеологией, отрицающей русскость.

По мнению Игоря Друзя, корни идеологии «украинства» — антихристианские, поскольку единственной интеграционной идеологией для всех ветвей русского народа может быть только Православие.

И.Друзь справедливо подчеркнул, что прежде чем приступать к формированию Русского мира, необходимо ответить себе на вопрос «зачем?». И если раньше русский народ понимал, что единое русское государство существует для распространения православной веры и создания «инфраструктуры спасения», то теперь, в условиях «мутации духа», многим это стало непонятным.

Игорь Друзь убежден, что единственная ценность, которая может объединить великороссов и малороссов — Православие, и только путем воцерковления изживается «украинство». Никакая же секулярная идеология, по мнению киевского публициста, не способна стать интеграционной.

Сергей Суляк посвятил своё выступление на форуме «русинскому вопросу». Он рассказал, что в конце 2003 года была создана этнокультурная организация русинов Молдавии — Общественная организация «Русь» (с 2007 года — Общественная ассоциация «Русь»).

С 2005 года эта организация выпускает Международный исторический журнал «Русин», получивший благословение почившего в начале 2008 года первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Лавра, русина родом из Словакии.

«Благодаря нашей деятельности, — подчеркнул Сергей Суляк, — в научный и общественный оборот возвратились этнонимы русин, руснак, активизировалась разработка научной истории Молдавии и русинов».

С.Суляк предложил расширить понятие «русский народ» до более широкого — «Русский мир», что позволило бы включить в это понятие и молдаван, в большинстве своем все еще чувствующих духовную связь с русским народом и русской культурой.

Рассказав о сегодняшнем положении русского дела в Молдавии, он обратил внимание на то, что в то время как Бухарест тратит значительные средства на поддержку различных инициатив по пропаганде в республике румынской идеи, Москва пока что проявляет полное безучастие к работе отдельных энтузиастов, ратующих за пребывание Молдавии в составе русского мира.

Своё заявление С. Суляк подкрепил фактами, показав, как оказывает Румыния влияние на Православную Церковь Молдавии, поддерживая так называемую «Бессарабскую митрополию»; на молдавский язык; на образование в республике, на ее культуру и СМИ.

В заключение своего выступления С. Суляк призвал власти России опомниться и выработать четкую политику в отношении Молдавии, нацеленную на сохранение ее в орбите Русского мира.

Павел Буцай особо подчеркнул, что пока различные ветви русского народа принадлежат единой Православной Церкви, мы имеем единое Отечество — Святую Русь. Поэтому главная задача русских людей — не допустить разрушения церковного единства, которое, несмотря на государственное разделение, объединяет нас в единый церковный народ. И так же важно сохранить братское отношение представителей разных ветвей русского народа друг к другу, ибо путь взаимных упреков и оскорблений является тупиковым, закрывающим перспективу интеграции Русского мира.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=1791


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru