Русская линия
Православие и современностьАрхимандрит Мелхиседек (Артюхин)04.12.2008 

Введение в храм Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасение проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает; Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение. Такими словами сегодня Церковь ублажает Матерь Божию и чтит тот величайший момент в истории мира, с которого началось спасение каждого человека. Господь есть величайшая любовь, об этом Он Сам сказал через Своего пророка и евангелиста Иоанна Богослова. Но не только любовь, а еще и величайшая справедливость. И поэтому для того, чтобы спасти род человеческий от вечной смерти, от первородного греха Адама и проклятия его Богом за этот грех, премудрость Божия выбирает способ, как вновь примирить человека с Богом. Святая Троица посылает в мир Единородного Сына Божия, чтобы Его жизнью и Его смертью искупить род человеческий.

Священное Писание нам говорит, что «одним человеком вошел грех в мир, и грехом вошла смерть» (Рим, 5,12); а «правдою Одного всем человекам оправдание к жизни» (Рим, 5,18). Христос Своим телом вознес грехи наши на крест, чтобы очистить нас от грехов, т к Он — Тот «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим, 4,25). Но для того, чтобы прийти Христу в этот мир и совершить дело искупления человека, необходимо было Его телесное рождение. Сам Непостижимый Бог становится видимым и осязаемым. И для этого премудрость Божия выбирает и приготовляет из всего рода человеческого богоизбранную Отроковицу — Деву Марию.

А родилась Она от праведной четы — престарелых Иоакима и Анны, которые молились Господу день и ночь о ниспослании им благословенного чада, потому что безплодие в еврейском народе считалось величайшим поношением. Каждая семья желала, чтобы именно у них родился Спаситель мира, о котором говорили многие пророки.

И Господь услышал их молитву и послал им дитя — Пресвятую Владычицу нашу Деву Марию. Когда она достигла трехлетнего возраста, то, по обетованию этой праведной четы посвятить свое чадо Богу, была отдана в храм. Родители знали, что Она — дар Божий, а что Божие, то должно быть Ему и посвящено. И вот они со всем торжеством вводят Ее в Иерусалимский храм, и навстречу выходит первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя, совершавший свое первосвященническое служение. И по Промыслу Божию в этой маленькой девочке он увидел избранницу Божию и, движимый Духом Святым, ввел ее в ту часть Иерусалимского храма, в которую он сам имел право входить только однажды в год, во Святая Святых, — туда, где хранились жезл Аарона, скрижали Завета, манна Небесная, для того, чтобы там Пресвятая Дева встретилась с Богом. И уже с этого момента начало совершаться дело нашего спасения. Премудрость Божия устроила так, что человек стал одушевленным храмом и вместил в себя невместимого Живого Бога. Святая Дева живет до четырнадцати лет в Иерусалимском храме, пребывая в посте, в молитве и богообщении, и все ее устремления направлены только к вечному, к небесному.

За такую чистоту Она и была избрана для того, чтобы через Нее воплотился Спаситель рода человеческого и научил нас, как мы должны поступать, чтобы наследовать жизнь вечную. В этом и состоит смысл воплощения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа: каждого из нас привести к блаженству. Он Сам сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин, 10,10).

Представим себе такую ситуацию: человек на дне глубокой пропасти, между отвесными скалам и не может выбраться оттуда. Он взирает на небо, видит над собой солнце и ничего не может сделать, а только взывает о помощи. И так он находится в этой пропасти долгое время и однажды, по молитвам, он видит, что в эту расщелину спускается веревка. Он радуется и кричит, что теперь-то он спасен. И так каждый человек и весь мир до воплощения Христа был в этой пропасти, не имел никакой возможности выбраться из нее и только Боговоплощением — протянутой рукой Божией — как бы канат спускается к каждому из нас, чтобы мы могли спастись Христом и во Христе. Но сколько надо еще сил, чтобы по этому канату, потихоньку перебирая руками и ногами, выбраться из этой греховной ямы наших страстей, из того ветхого человека, плоть которого мы носим на себе. Господь спас нас, но завершить дело своего спасения с помощью Божией мы должны сами. Как Дева Мария входила к Богу по ступенькам Иерусалимского храма, так и мы должны двигаться навстречу Ему по ступеням своих добродетелей и побед над своими страстями и грехами. Апостол говорит нам: «Плоды духа есть мир, праведность, любовь, радость и терпение, которые должны быть в нашем сердце».

Возможно ли это без Бога, без молитвы, без храма? Нет, невозможно. Мы уже поняли это, и потому пришли в наши храмы. Здесь мы лицом к лицу с Богом, который постучался в наше сердце и открыл нам всю нашу греховность, все несовершенство. Господь сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин, 15,5). Поэтому нам дается эта величайшая милость Божия — приобщаться в храмах благодати Духа Святаго, очищающей и возрождающей нас к новой, святой жизни.

А как достойно вести себя в храме, чтобы не попасть на дно пропасти, а излечить свою душу? Приведу небольшой пример. Представим себе человека, который, заболев, собирается идти к врачу. Записывается на прием, приходит и занимает очередь. Беседует с теми, кто так же, как и он, ждет приема. Потом входит в кабинет врача, смотрит на него, на обстановку вокруг и…вдруг поворачивается и уходит, ничего не сказав и не спросив. Вот так порой бывает и у нас, когда мы приходим в храм Божий, в эту духовную лечебницу. Мы подаем записки, ставим свечи, т. е. как бы начинаем участвовать в жизни церкви, и вдруг наши мысли рассеиваются, мы заводим беседу друг с другом, забывая о том, к Кому и зачем мы пришли. А пришли мы к Живому Богу и не должны ни на что отвлекаться. А все наши проблемы надо отложить, отключиться от всего и задуматься о своей душе. Просить у Бога помощи: «Господи, помоги! Сделай, что я желаю, но не могу исполнить в своей жизни, ибо Ты знаешь все мои нужды, и любовь Твоя совершенна». Святые отцы говорят, что душа молитвы есть внимание, и где нет внимания, там нет души, а где нет души, там уже не человек, а труп. Наше тело оживотворяет только душа, а нашу молитву оживотворяет внимание. И поэтому всякая молитва без внимания — это дерево без плода. Мы всегда должны помнить об этом.

Сам праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы научает нас именно этому: единению с Богом. Без молитвы, без храма невозможно очищение нашей души и нашей жизни, невозможно нам стать домом Живого Бога. А это есть долг каждого из нас, чтобы Христос жил в нашем сердце и там действовал своею благодатью и любовью.

Но мы также знаем, что кроме молитв у нас есть еще величайшее средство для получения благодати, когда мы действительно становимся христоносцами и Сам Живой Бог вселяется в наше тело и в душу. Во время Божественной Литургии предстоятель молится о том, чтобы приготовленные хлеб и вино чудесным образом стали Телом и Кровью Христовыми. В этот миг на престоле уже не просто вино и хлеб, но Сам Живой Бог присутствует здесь под видом хлеба и вина. Хлеб — есть Его истинное Тело, а вино- есть истинная Кровь Его. Непостижимым, чудесным образом происходит это претворение. Когда священник возглашает «Святая святым», мы должны знать, что приобщаясь этой святыни, мы, великогрешные, становимся святыми, ибо Сам Господь входит в нас.

Однажды авва Пимен спросил у духа злобы (так как святые, по Промыслу Божию, видели духов), чего они боятся больше всего. Он отвечал ему: «Больше всего мы боимся крещения, креста и того, чего вы приобщаетесь в святых храмах, (т.е. Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа). Если бы вы, — говорил лукавый дух, — достойным образом хранили то, чего приобщаетесь за Литургией, то мы к вам не имели бы вообще никакого доступа». Вот как велико это таинство, которое дает нам Господь не за наши заслуги, а по Своей величайшей благости и любви, зная, что мы немощны и ничего не можем сделать без помощи Божией.

Этот праздник Введения — непостижимая тайна богообщения, созерцания Божия, научает каждого из нас, как мы можем встретить Бога. — Мы должны пройти тот же путь, что прошла Пресвятая Владычица наша Богородица восходя по ступеням храма — от одной добродетели к другой под действием внутренней, сердечной молитвы, причащаясь по мере своих сил и возможностей Тела и Крови Христовых, в надежде на помощь Божию, на освящение, на благодать Его. Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария услышь нашу молитву и спаси нас, немощных людей, но любящих и почитающих Тебя и празднующих Введение Твое. Аминь.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5799&Itemid=3


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика