Русская линия
Седмицa.Ru Михаил Бибиков02.12.2008 

925 лет со дня рождения Анны Комниной

Анна Комнина

Статья из т. II «Православной Энциклопедии», Москва. 2001 г.

Анна Комнина, визант. принцесса (2.12.1083 -ок. 1153 или 1154), дочь имп. Алексея I Комнина и Ирины Дукены, жена кесаря Никифора Вриенния (младшего), полководца и писателя. Автор исторического сочинения о времени правления ее отца, озаглавленного в его честь «Алексиада». 15 книг охватывают период с 1069 по 1118 г. Основное внимание А. К. уделяет событиям внешне и внутриполитической жизни Византии — войнам, мятежам, перипетиям придворной жизни. «Алексиада» писалась уже после смерти Алексея I Комнина, когда, потерпев неудачу в попытке возвести на престол своего мужа Никифора Вриенния, была вынуждена удалиться в мон-рь и провести там оставшуюся часть жизни. В сочинении прослеживается враждебность к правившим после Алексея брату А. К. Иоанну II и племяннику Мануилу I: создавая лит. памятник отцу, она противопоставляет его героический образ недостойным потомкам. Антизап., и антилат. позиция писательницы, критика астрологии — все это являлось проявлением оппозиционных настроений по отношению к Мануилу, увлекавшемуся астрологией и приблизившему к себе иноземцев. Историческую ценность сведениям А. К. придает живая непосредственность повествования очевидца событий, сохранившего в тексте свидетельства, почерпнутые из устных рассказов, в т. ч. и высших гос. чиновников, а также из документов, посланий и т. д. Это, в частности касается событий 1-го крестового похода, описание к-рого у А. К. принципиально отличается от мемуаров зап. хронистов-участников похода. Если последние излагали события в апологетических тонах, то А. К., давая общую оценку важнейшему моменту средневек. истории, с удивительной проницательностью показывает неоднозначность этого явления. Она выделяет среди крестоносцев, с одной стороны, простых воинов, введенных в заблуждение, с др.- рыцарей, к-рыми двигала только страсть к наживе (напр., Боэмунд Тарентский).

В отличие от зап. хронистов, обвинявших Алексея I Комнина в предательстве, якобы послужившем причиной их бед, А. К. ставит в вину латинянам коварство и нарушение собственных клятв, что и повлекло за собой несчастья как для крестоносцев, так и для самой Византии. Труд А. К. содержит уникальные свидетельства о еретических движениях, церковной политике, проблемах сохранения чистоты Православия в Византии XI в. Подробно описывается полемика Алексея I Комнина с павликианами в Мосинополе в дек. 1083 г., его акции по подавлению еретических движений в Филиппополе (VI 2), восстание «манихея» Травла (VI 4), излагаются основные моменты диспута с павликианами в Филиппополе в 1115 г. (XIV 8−9), рассказывается и о казни императором богомильского лидера Василия (XV 8−10). А. К. не вникает в богословские тонкости дискуссий, для нее еретики — орудие диавола, а борющийся с ними отец предстает 13-м апостолом. Записки А. К. существенно дополняют известные материалы о выступлении митр. Халкидонского Льва против Алексея I Комнина (V 2), биографию философа Иоанна Итала, обвиненного в ереси, или известия о еретиках Ниле и Влахерните (X 1) мы узнаем только из мемуаров А. К. Она не раз заверяет читателей в своей верности Православию, свободно цитирует Свящ. Писание, первопричиной всех событий считает Божию волю и Промысел. Этим воззрениям не мешает глубокое пристрастие писательницы к «эллинской мудрости», античной литературе и философии, почитание Платона и Аристотеля и использование категорий судьбы и природы в объяснении миропорядка и поступков героев. Классическое образование, проявляющееся в стиле и языке (аттикизм) писательницы, в следовании традициям древних историков, в частом и умелом цитировании классических авторов, активная позиция женщины с проницательным умом, черпавшей свои сведения «из первых рук», находясь в центре придворной политики, редкое писательское мастерство автора ставят произведение А. К. в число основных памятников визант. словесности.

Издания: Anna Comnene. Alexiade: (Regne de l’empereur Alexis I Comnene, 1081- 1118) / Ed. par B. Leib. P., 1937−1945. Vol. 1−3; Анна Комнина. Алексиада / Пер. Я. Н. Любарского. СПб., 19 962 [Библиогр.].

Литература: Buckler G. Anna Comnena: A Study. Oxf., 1929; Obolensky D. The Bogomils: A Study in Balkan Neo-Manichaism. Camb., 1948; Dalven R. Anna Comnena. N. Y., 1972; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 400−409; Бибиков M. B. Историческая литература Византии. СПб., 1998. C. 146−151.

http://www.sedmitza.ru/text/523 250.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика