Русская линия
Правая.Ru Григорий Северов01.12.2008 

Священный синод и «священный голодомор»

В отношении текста Обращения Синода УПЦ в связи 75-й годовщиной Голодомора есть два противоположных свидетельства. Одно принадлежит секретарю предстоятеля УПЦ викарному епископу Александру Драбинко, и заключается в подтверждении термина «геноцид» применительно к голоду 30-х. Другое принадлежит Одесскому митрополиту Агафангелу, и заключается в том, что слово «геноцид» попало в текст вследствие подтасовки или ошибки.

13 ноября страницы украинских изданий и информационные сводки пестрели заголовками о том, что «Священный Синод Украинской православной церкви Московского патриархата признал Голодомор 1932−1933 годов в Украине геноцидом». В действительности какого-то специального признания не было, но слово «геноцид» действительно было, и глупо было бы отрицать, что появилось оно совершенно случайно. В тексте «Обращения Священного Синода УПЦ по случаю скорбной даты — 75-й годовщины Голодомора 1932−1933 годов в Украине говорится: «В 1930-е годы Украина впервые пережила искусственный голод, массовое убийство миллионов граждан, циничное, целеустремленное, безжалостное. Лишь в богоненавистнической и человеконенавистнической среде могло произойти подобное преступление. На щедром украинском черноземе умирали в страшных муках миллионы людей. Этот геноцид был попыткой уничтожить саму душу народа, привести ее к полному духовному рабству. Он стал орудием дьявольской мести из-за неспособности искоренить из сознания нашего мудрого, одаренного высокими добродетелями народа сыновнюю память о Боге, любовь к Богу, верность и веру в Бога. Эту веру можно было уничтожить лишь путем физической ликвидации ее носителей. Поэтому богоборческая власть, создав духовный голод, обрекла нацию и на голод физический [1]».

Параллельно с этим, в первые два дня после выхода Обращения Синода, в его тексте, опубликованном на официальном сайте УПЦ слово «геноцид» то превращалось в «преступление», то возвращалось в первоначальное состояние в коем и зафиксировалось. Причем на пике сенсации в СМИ последовавшей за Обращением Синода руководитель пресс-службы УПЦ Василий Анисимов в интервью газете «КомерсантЪ-Украина» заявил, что «никакой политический контекст при употреблении слова „геноцид“ не подразумевался. Просто спичрайтер, который готовил текст, привык, что все вокруг говорят о геноциде [2]».

Затем прессекретарь предстоятеля УПЦ протоиерей Георгий Коваленко прокомментировал украинскому сайту «Телекритика [3]» слова своего коллеги так: «Я думаю, что это недоразумение. Он, скорее всего, и прокомментировал это как журналист, а не как официальное, ответственное лицо. Думаю, он просто ответил на звонок корреспондента. Есть официальное обращение, зачем его еще комментировать?». По словам Коваленко, церковь никогда не отрицала факт Голодомора, а в 2003-ом году УПЦ издала книгу под названием «Пост от дьявола» и в предисловии этой книги митрополит Владимир также употребляет слово «геноцид». «Для нас слова голодомор, геноцид, трагедия — это синонимы. Нам очень приятно, что это наше обращение СМИ интенсивно распространяли, но мы ежегодно выдаем разные заявления. Скажем, я священослужитель. Как я могу сказать, что Священий Синод что-то не так подумал? Или „было бы лучше Священому Синоду…“. Там было несколько митрополитов, это мудрые и почтенные люди», — сказал протоиерей.

Возникает вопрос, если конкретный текст обращения принимался мудрыми и почтенными митрополитами со словом «геноцид», то каким образом этот текст мог меняться после публикации?

Также на официальном сайте УПЦ выступил его главный редактор — секретарь предстоятеля УПЦ епископ Александр Драбинко, который заявил, что «Украинская Православная Церковь считает Голодомор великой трагедией, идеологическим, а не национальным геноцидом, то есть намеренным уничтожением богоборческим большевистским режимом нашего боголюбивого народа, к которому принадлежат как украинцы, так и россияне, так и евреи и другие национальности, населяющие территорию украины. Голодомор является ПОСТОМ ОТ ДИАВОЛА. Именно об этом говорится в Обращении Священного Синода УПЦ [4]».

Но на этом странности связанные с Обращением не закончились. 21 ноября Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия», что «Обращение на тему голодомора на Синоде не обсуждалось, текст нам не предлагался», авторы Обращения после заседания Синода сами опубликовали «Обращение» и накрутили все, что хотели". Также, согласно информации «Интерфакс-Религии», митрополит Агафангел «подтвердил, что на заседании Синода отсутствовали митрополиты Черновицкий и Буковинский Онуфрий и Харьковский и Богодуховский Никодим, а также архиепископ Хустский и Виноградовский Марк, чьи подписи наряду с подписями других украинских иерархов, в том числе митрополита Киевского и всея Украины Владимира, тем не менее стояли под документом. Также митрополит, по его словам, «не согласился бы с тем, что голодомор называется геноцидом», как это было в «Обращении Священного Синода УПЦ по случаю 75-й годовщины голодомора 1932−1933 годов на Украине [5] «. В ответ на эту публикацию официальный сайт УПЦ выступил с опровержением, в котором предоставил фотокопию журнала заседания Синода УПЦ N 87, и указал, что в этом журнале никаких подписей отсутствовавших на заседании архиереев нет, но вот подпись самого митрополита Агафангела присутствует. Непонятно, что хотели сказать авторы опровержения намекая на подпись м. Агафангела, ведь в документе говорится о решении направить обращение епископату, духовенству и верным УПЦ в связи с 75-й годовщиной голодомора, но отсутствует сам текст обращения?

Итак, в отношении текста Обращения Синода мы имеем два противоположных свидетельства. Одно из них принадлежит главреду официального сайта и секретарю предстоятеля УПЦ викарному епископу Александру Драбинко, а также пресс-секретарю предстоятеля УПЦ протоиерею Георгию Коваленко и заключается в подтверждении термина «геноцид» применительно к голоду 30-х годов. Другое свидетельство принадлежит члену Священного Синода УПЦ Одесскому митрополиту Агафангелу, а также руководителю пресс-службы УПЦ Василию Анисимову, и заключается в том, что слово «геноцид» является некорректным, и попало в текст Обращения вследствие подтасовки или ошибки. И действительно, тщательный анализ событий и публикации вокруг Обращения обнажает факт подлога и манипуляции, цель которой — любыми правдами и неправдами использовать Церковь для отмывки слова «геноцид» применительно к трагедии голода 30-х годов. Свидетельство митрополита Агафангела о незнакомстве членов Синода с текстом Обращения не опровергнуто, а то, что этот текст подвергался редакции уже после заседания Синода было видно всем, кто заходил в те дни на официальный сайт УПЦ.

А вот как прокомментировал события 30-х годов глава Церковного Суда УПЦ и член ее Священного Синода митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий 24 ноября, спустя почти две недели после заседания Синода: «Голодомор — это было вразумление, усмирение со стороны Господа нашей гордыни, которая восстала против себя самого, против бытия человека. Есть такое украинское выражение, немного вульгарное — катюзi по заслузi. Мы получили то, что заслужили. Есть такие силы, которые пытаются сделать голодомор клином между Россией и Украиной, мол, русские, россияне угнетали украинцев. Но, я думаю, в России тогда от голодомора погибло больше народу, чем на Украине. Можно много спорить, искать виновных, но, если мы верующие люди, мы должны на это посмотреть с точки зрения духовной. Мы знаем, что произошло с нашим обществом после революции 1917 года, какое было восстание людей против Бога. Как разрушали храмы, уничтожали иконы, оскорбляли православные святыни. А Бог не бьет палкой, Бог другими способами вразумляет человека. Мы сегодня и всегда молимся за тех людей, которые делали ошибки в жизни, это наши предки, мы просим, чтобы Бог их простил. «Но этих людей нельзя возводить в ранг праведников [6]».

Изображая жертву

Что же такое геноцид? Определение геноцида сформулировано международной Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, и одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 г., (вступила в силу 12 января 1951 г.). Согласно этому определению, под «геноцидом» понимаются действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую, а именно: убийство членов такой группы, причинение им серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства; предумышленное создание условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение таких групп, принятие мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в их среде, насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Как видим, возникший вследствие действий советской власти голод никак не вписывается в определение «геноцид». Иначе «геноцидом» можно будет называть что угодно, в том числе и действия нынешнего украинского режима, в правление которого население Украины сократилось более чем на 2 миллиона человек (повышение смертности и снижение рождаемости, эмиграция). Если же принять толкование голодомора как геноцида безбожных властей в отношении христианского народа, то таким геноцидом придется объявить весь советский период, так как гонения на христиан в СССР, несмотря на отрицание их лояльным церковным официозом, с той или иной интенсивностью осуществлялись с самого начала вплоть до перестройки, с перерывом на время Великой Отечественной Войны.

Кроме того, ничего специфически антиукраинского эти гонения не имели. Наоборот. Вся логика действий коммунистов и их риторика свидетельствуют о том, что большевики были не искоренителями, а строителями украинской нации и украинской государственности. Они ввели украинский язык и осуществили принудительную украинизацию Малороссии. Они создали независимую украинскую республику в составе СССР и присоединили к ней Галицию, Закарпатье, Буковину и другие регионы, заканчивая Крымом, а в 1991 году «благословили» украинскую независимость.

Относительно же сталинского периода необходимо напомнить, что важнейшей задачей коммунистической партии Сталин видел борьбу с великодержавным русским шовинизмом и создание национальных республик — зародышей будущих независимых государств. На Х съезде РКП (б) Сталин заявлял: «..недавно еще говорилось, что украинская республика и украинская национальность — выдумка немцев. Между тем ясно, что украинская национальность существует, и развитие ее культуры составляет обязанность коммунистов.

Нельзя идти против истории. Ясно, что если в городах Украины до сих пор еще преобладают русские элементы, то с течением времени эти города будут неизбежно украинизированы. Национальный вопрос имеет для нас значение и с точки зрения внутреннего положения <> прежде всего потому, что за эти два года мы ввели так называемый нэп, а в связи с этим национализм русский стал нарастать, усиливаться, родилась идея сменовеховства, бродят желания устроить в мирном порядке то, чего не удалось устроить Деникину, т. е. создать так называемую «единую и неделимую»". «Основная опасность, отсюда проистекающая, — опасность, проистекающая от того, что в связи с нэпом у нас растет не по дням, а по часам великодержавный шовинизм, самый заскорузлый национализм, старающийся стереть все нерусское, собрать все нити управления вокруг русского начала и придавить нерусское», — это XII съезд РКП (б).

Характерно, что риторика Сталина во многом совпадает с риторикой функционеров нынешнего украинского режима: Россия — «тюрьма народов», а Украина «жертва русификации». Многочисленные эксперты утверждают, что образ «жертвы» необходим для консолидации украинской нации, но только единицы задумываются над тем, каково же будет ее самосознание — самосознание вечной жертвы. Причем жертвы не в высшем смысле этого слова, не жертвы во имя идеи, а в примитивном, пассивном смысле. А ведь пока украинские политики стараются, изображая жертву, жертвой в действительности становится обыкновенный народ. Советская власть изымала зерно, и продавала его на Запад.

Нынешняя украинская власть продает на Запад уже не только зерно, но и землю, заводы, облэнерго. И если Украина в ближайшем будущем столкнется с реальностью нового голода, кого нужно будет в этом винить? Россию? Руку Москвы? Кремль?

[1] http://orthodox.org.ua/uk/publikatsii/2008/11/11/3773.html

[2] http://www.kommersant.ua/doc.html?docId=1 069 792

[3] http://telekritika.ua/

[4] http://orthodox.org.ua/ru/slovo_k_chitatelyam/2008/11/22/3871.html

[5] http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=27 430

[6] http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=27 438

http://www.pravaya.ru/look/16 641


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика