Православие и современность | Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) | 01.12.2008 |
28 ноября в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского состоялось открытие VI Межрегиональных Пименовских чтениях Пименовских чтений и награждение победителей окружного этапа конкурса на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». К участникам чтений обратился управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент.
Ваше Преосвященство, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Рад приветствовать всех вас, участников VI Межрегиональных Пименовских чтений, ставших уже традиционными для Саратовской земли. Данный православный форум посвящен одним из самых важных вопросов современных церковно-общественных отношений: теме образования и основам духовно-нравственного здоровья общества.
На протяжении столетий Православная Церковь стремилась благотворно влиять на общество, проповедуя евангельские идеалы и насаждая в сознании народа фундаментальные нравственные ценности, укорененные в неизменных божественных заповедях и потому служащие прочным основанием для стабильного развития государства и общества.
Очевидно, что на протяжении десятилетий господства богоборческой идеологии Церковь была лишена возможности в полной мере выполнять свое учительное призвание. Воспитательные функции были возложены на школу, однако сама школа, как известно, была законодательно отрешена от любых проявлений духовной жизни.
Сегодня ситуация в значительной мере изменилась и нам следует подумать о том, как объединить усилия образовательной системы и Русской Православной Церкви.
К сожалению, говоря о школьном образовании, необходимо признать очевидным факт, что на данный момент школа в силу ряда причин не занимается воспитанием учащихся. Более того, произошла некая подмена понятий, и школьное образование отошло от самого процесса воспитания, стало считать его чем-то второстепенным, предпочитая заботиться только об интеллектуальном развитии молодого поколения.
Вместе с тем, по причине атеистической государственной идеологии многие современные семьи во многом утратили свое основное предназначение быть «малой Церковью», в которой бы происходило нравственное, духовное и физическое взросление детей. Сфера семейных отношений претерпела множество существенных изменений. Коммерциализация понимания будущего детей охватила умы многих родителей.
Следует отметить, что в советское время, несмотря на борьбу с Церковью, многие нравственные устои, в том числе семейные, остались, благодаря укорененности в душе православного русского народа этических принципов, вынесенных народом из предшествующей эпохи.
С конца восьмидесятых — начала девяностых годов началось невиданное доселе наступление на нравственность и на семью. Целенаправленно разрушалась прежняя система общественного устройства, и одновременно, культивируя принцип вседозволенности, духовно-нравственные ценности заменялись не лучшими образцами, заимствованными из западной массовой культуры. С экранов телевизоров пропагандировалась «свободная любовь», красивая беззаботная жизнь, а распад семьи стал преподноситься не как трагедия, а как обретение свободы. Также не осталась в стороне от этого процесса и школа; во многих регионах началось преподавание Валеологии и других курсов по «половому просвещению», приносящих вред физическому и нравственному здоровью детей, разрушающих у подростков правильное понимание семьи, навязывающих взгляд на семью лишь как на один из многих способов установления взаимоотношений с постоянным партнером. Началась активная пропаганда среди учащихся контрацепции и абортов, что подталкивало молодое поколение к безответственному поведению в половой сфере.
По сути, была создана и внедрена в сознание новая система ценностей, где семье в ее классическом понимании не осталось места. В этой системе взглядов уже воспитанно целое поколение. Те, кому со школьной скамьи внушалась «свободная любовь», сами уже стали родителями.
Выход из сложившейся ситуации может быть только через прививание юным гражданам нашей страны традиционных семейных ценностей, основанных на религиозном сознании. Поскольку разрушение семьи велось через средства массовой информации и школу, для преодоления кризиса необходимо использовать эти же средства, позволяющие популяризировать и возродить в сознании людей православную систему ценностей, в том числе и семейных.
Решение поставленной задачи возможно только через объединение усилий Церкви, государства, общественных институтов и школы. Церковь всегда стремилась сформировать в человеке нравственную целостную личность, патриота своей страны, укорененного в традициях своей родной культуры. В этой области у православной педагогики накоплен огромный опыт.
На протяжении всей истории нашей школы она соединяла в себе два процесса: образование и воспитание. Особенно это отчетливо просматривалось в дореволюционную эпоху. В советскую эпоху воспитательный процесс был хорошо организован, но его основной целью было воспитание ленинца, пионера, комсомольца и в соответствии с этим утверждалось ложное — материалистическое понимание жизни.
Советского Союза давно нет, а наша система образования, не смогла полностью перестроиться, отойти от материалистического взгляда на жизнь. Возможно, именно поэтому сейчас в школах сокращается преподавание дисциплин гуманитарного цикла: литературы, русского языка, истории России, — одновременно с увеличением часов на преподавание дисциплин, направленных на воспитание потребительски ориентированного человека.
Сегодня мы стоим перед необходимостью создания такой системы образования, в которой школы были бы центрами не только интеллектуального развития ребенка, но и его воспитания как человека — носителя образа Божьего, обладающего высокими духовными, нравственными и культурными качествами, как гражданина и патриота нашей Родины.
Система школьного образования должна способствовать не только усвоению знаний, но и осмыслению культурного и исторического опыта развития нашего народа, приобретению навыков творческой деятельности.
«Образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, — бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, — и начинает злоупотреблять» — говорил выдающийся русский философ и публицист Иван Александрович Ильин.
Показательно, что здесь, на VI Межрегиональных Пименовских чтениях будет подведен итог окружного этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». Данная премия была учреждена с целью поощрения учителей и преподавателей, которые разрабатывают программы, нацеленные на улучшение нравственного состояния молодого поколения, подготавливают проекты, имеющие своей задачей пробуждение у детей интереса к изучению своей культуры, своей истории, своего прошлого, учителей, придерживающихся нравственных норм поведения, что способствует духовно-нравственному развитию подрастающего поколения.
Подводя итог сказанному, хотелось бы еще раз отметить: сегодня принципиально важно, чтобы общеобразовательная школа не была отстранена от процесса воспитания подрастающего поколения, и совместно с Церковью и общественными институтами способствовала формированию у детей нравственного чувства на основании традиционных устоев и моральных ценностей.
Благодарю за внимание.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5778&Itemid=3