Православная газета г. Екатеринбург | Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь) | 29.11.2008 |
— Здравствуйте, дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в нашем эфире вновь программа «Архипастырь», и на ваши вопросы отвечает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
Владыка, благословите наших телезрителей, радиослушателей и начало нашей беседы.
— Бог благословит. Всех с праздником.
- Владыка, начнем мы нашу сегодняшнюю передачу с разговора о событии, в дни которого она проходит — с великого праздника 4 ноября. К нам в студию поступает очень много вопросов, и часто люди просят разъяснить: а что это, собственно, за праздник? Почему перенесли с 7 ноября на 4-е? Появился какой-то дополнительный выходной, и при этом людям не особо объяснили, что это за праздник. Расскажите, пожалуйста, что это за праздник — церковный и государственный одновременно.
— Это День народного единства — можно сказать, это праздник восстановления единства между дореволюционной Россией и Россией современной: мы вспоминаем наших предков, которые в годы лихолетья, в годы смутного времени смогли найти в себе силы устоять перед врагом, который уже находился в Кремле и торжествовал победу. Но когда народ объединился, по воззванию Святейшего Патриарха Гермогена, в ополчение под водительством Минина и Пожарского, под покровительством Казанской иконы Божией Матери — мы одолели поляков. Три дня и три ночи наши предки молились перед иконой Божией Матери «Казанской». И даже было видение святителю Арсению: ему явился Сергий Радонежский и сказал, что молитвами святителей московских, молитвами Божией Матери Господь даст победу, и завтра будет большая радость. Конечно, такое откровение Божие и Божией Матери воодушевило народ, и наше ополчение победило врагов и освободило Москву и Россию от порабощения. Мы помним это событие, которое совершилось еще в начале XVII века и имеет большое историческое значение для России. С тех пор мы празднуем 4 ноября день Казанской иконы Божией Матери и, вспоминая это событие, благодарим Божию Матерь, Которая помогла нам: по Ее молитвам Господь спас Россию в очередной раз.
Для нас также очень важно помнить опыт наших предков, которые в тяжелое время смогли найти в себе силы объединиться и дать отпор врагам, стремившимся поработить Россию: помнить, что и до настоящего времени средства для победы — Покров Божией Матери, Ее молитва и любовь к России. Любые трудности, которые испытывает наше Отечество, мы можем побеждать, когда будем объединять усилия против зла, которое нас окружает, и объединяться молитвой к Божией Матери, усилием исправить свою нравственную, духовную жизнь. Тогда наши праотцы раскаялись в своих прегрешениях, поняли свои ошибки и раскаялись пред Богом за содеянные грехи: они понимали, чувствовали — Господь попустил Смутное время за их грехи. И это тяжелое для России время народ наш смог победить. Сейчас мы, вспоминая эти события, должны воодушевиться, чтобы в современном Отечестве нашем преодолеть все трудности. Что для этого необходимо? Сознавать свои прегрешения, исправлять свою жизнь и молиться Богу, чтоб Господь помог преодолевать трудности, которые бывают в общественной и личной жизни. В День народного единства мы молимся Божией Матери, чтобы помогла сохранить монолит этого единства в нашем Отечестве, чтобы никакие силы вражьи не могли нас одолеть, чтобы раскрывались в народе идеалы нравственности, духовности, которые всегда были в России.
- Владыка, я звоню из Армавира. У меня племяннице сделали операцию: тромб вырезали, перевязали вену. И ей нужно делать повторно операцию, удалять все. Она в положении, беременна. Ей 30 лет, у нее двое детей. Священник из церкви не благословляет делать аборт, а хирурги говорят, что она не выносит беременность, и направили ее на прерывание беременности. Как разрешить эту проблему, Владыка?
— Да, конечно, положение трудное. Но не нужно решать проблему своего здоровья, совершая тяжкий грех убийства человека. Во чреве человек уже сформировавшийся, поэтому нужно приложить все усилия, чтобы сохранить младенца. Надо молиться, чтобы Господь даровал силы матери, чтобы она родила. Я думаю, что ребенок будет жив и все будет хорошо. Часто к нам приходят и говорят, что врачи обязательно рекомендуют совершить тяжкий грех — аборт. Но когда люди находят в себе силы и стараются избавиться от такого тяжкого греха, то Господь приходит на помощь и совершается чудо: и мать остается жива, и ребенок в здравии. Надо полагаться на волю Божию, молиться — и Господь все устроит, чтобы было все по-Божиему.
- Владыка, вопрос от Ирины из Каменска-Уральского: «Как избавиться от потребительского отношения к Богу? Не могу избавиться от мысли, что если помолюсь, поставлю свечи, все будет, как я захочу…».
— Можно ставить свечи, молиться и просить у Бога помощи, но все равно надо полагаться на волю Божию — да будет воля Твоя, Господи! Как Сам Господь наш Иисус Христос в Гефсиманском саду молился, чтобы миновала Его «чаша сия», но в тоже время говорил: «Да будет воля Твоя, Господи, а не как Я хочу». Мы не знаем, что нам полезно, что нам хорошо. Мы просим — но, может быть, то, что мы просим, не совсем нам полезно; поэтому мы всегда должны полагаться на волю Божию. Если будет воля Божия, и Господь исполнит нашу просьбу — хорошо, слава Богу. А если нет — надо смиряться и не роптать на Бога, что не выполнил Господь наши просьбы: может быть, они не совсем полезны для нас. Конечно, это борьба, это духовная жизнь, которая должна нас укрепить, чтобы мы могли иметь силы противостоять своему «Я», своей гордыне, приобрести смирение, чтобы смиряться перед всемогущей волей Божией.
- Вопрос из Пскова: «На Западе есть праздник — День благодарения. Не нужно ли нам создать новый праздник — День покаяния?»
— У нас есть праздник покаяния — это все многодневные посты в нашей Церкви. Великий пост — тоже праздник для души, праздник покаяния. Мы имеем возможность в эти дни очистить, омыть свою душу от греха и получить радость чистоты душевной. Это и приближающийся Рождественский пост, и посты Великий, Петров, или Апостольский пост, Успенский в честь Пресвятой Богородицы. Каждую среду и пятницу у нас праздник поста: мы вспоминаем подвиги Христа Спасителя, терпение предательства, терпение крестных мучений. И как христиане мы отдаем дань любви и уважения Богу, Христу за Его труды, за Его подвиг — постимся и каемся. Это тоже праздник для души, если правильно относиться к этому дню. Так что праздники покаяния у нас есть — и их предостаточно; только нужно их знать и выполнять.
- Вопрос от Валентины из Оренбургской области: «Мне 60 лет; можно ли думать о том, чтобы уйти в монастырь — или уже не стоит?»
— Если есть желание, даже в 60 лет принимают в монастырь. По горячему желанию можно идти в тот или иной монастырь и просить благословения у матушки игумении. Я думаю, могут принять, потому что в монастыре не только здоровые и молодые, кто может трудиться. В монастыре есть необходимость еще и в другом труде — труде молитвы. Это очень важно, чтобы женщина в годах отдавалась молитве. Молитва очень важна для монастыря, чтобы Господь благоволил к этой обители Своей милостью и благословлял все добрые начинания, которые совершаются в монастыре.
- «Грех ли учить детей современным танцам?» — вопрос от Людмилы из Владимирской области.
— Мы этими танцами своих детей губим, губим их души, потому что пляски опустошают душу человеческую. Конечно, мы не должны быть виновниками погибели их души! Сначала мы их учим; потом не рады тому, что они вытворяют, занимаясь танцами. Мы как бы сначала даем маленький огонь, зажигаем, а потом не знаем, как его погасить. Лучше быть осторожнее и не отдавать детей на такие пагубные действия.
- «Владыка, чем отличается человекоугодие от послушания? Спасибо».
— Послушание воле Божией воспитывается тогда, когда мы полностью отдаем себя в руки Божии и стараемся выполнять Его заповеди. Когда мы угождаем человеку в каких-то его прихотях — это человекоугодие. (Конечно, и через послушание человеку мы научаемся быть послушными воле Божией: часто так и бывает — мы совершаем то или иное послушание, которое дает нам в монастыре наместник, благочинный или другие люди, которые облечены какой-то властью. Они выполняют свою миссию тоже как послушание воле Божией). Если есть какой-то личный интерес угодить человеку в каких-то его прихотях — это и есть человекоугодие. Мы должны стараться отрекаться от своей воли, чтобы выполнять волю Божию, но не угождать человеку, которого тем самым портим: развиваем в нем гордыню. Поэтому нам нужно быть внимательными — стремиться быть действительно послушными воле Божией, исполнять Его волю, выполнять заповеди Божии, достигать смирения, терпения через послушание — и в то же время не заниматься человекоугодием: не выполнять какие-то прихоти человеческие, причиняя этому человеку вред в его духовной жизни (угождая человеку, мы причиняем ему зло, потому что еще больше развиваем в нем гордыню).
- Владыка, спасибо, у нас снова звонок. Алло, здравствуйте, с праздником!
- Алло, здравствуйте. Очень хочется задать вопрос. Я мусульманка, мне много лет. Как можно покреститься и стать христианкой?
— Это очень просто. Надо пойти в ближайший православный храм и обратиться к священнослужителю — он расскажет вам о значимости этого великого таинства, о христианской жизни, как нужно ее вести. Священник совершит над вами таинство Крещения. И это будет большая радость и для вас, и для священнослужителя.
- Вопрос от Александры из Тулы: «Я читаю Псалтирь по усопшему ежедневно и непрерывно вот уже третий год. Сколько нужно читать Псалтирь со дня смерти? И можно ли читать Псалтирь сидя, когда болят ноги?»
— Псалтирь, конечно, очень хорошо читать ежедневно. Это полезно для человека, который читает. Если есть прилежание поминать усопших родственников, для усопших это тоже очень полезно. Есть такое выражение у некоторых отцов: «Лучше бы солнце остановилось, чем чтение Псалтири». Конечно, нам необходимо ежедневно хоть немножко, по одной кафизме или по одной славе, читать из святой Псалтири — это очень богоугодное дело. Если есть возможность, надо читать, не думая о сроках — 3 года или 4 года; сколько есть сил, столько надо и читать. Если действительно ноги болят или какая-то болезнь одолевает, то можно и сидя читать. Главное, чтобы было со вниманием к чтению, к тому, что читается, и чтобы шла молитва во время чтения святой книги.
- Владыка, у меня такой вопрос: как поститься онкологическим больным в среду, пятницу? Как готовиться ко святому Причастию Тела и Крови Господа нашего? Скоро начнется Рождественский пост; как поститься?
— Конечно, при такой тяжелой болезни пища необходима, чтобы поддержать здоровье. Поэтому для болящих нет строгих правил в совершении поста или приготовлении к Причастию. По возможности нужно постараться воздержаться перед Причастием — но болезни есть очень сложные, тяжкие, поэтому для болящих строгого поста нет.
- «Какой молитвой нужно молиться, чтобы искупить грехи предков и не болеть?» — спрашивает Татьяна из Екатеринбурга.
— Преподобный Серафим Саровский говорил: «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Это очень правильные слова преподобного — нужно стремиться спасаться, достигать спасения самому, жить духовной, нравственной, церковной жизнью, творить дела милосердия к ближним. Конечно, все это мы делаем и ради своих предков, которые, может быть, в свое время не совсем по-христиански жили. Это наш труд, наш подвиг, подвиг личного спасения, подвиг привлечения к церковной жизни других людей, что очень важно для нас. Вспомните слова из Священного Писания: «Отвративший душу от ложного пути спасет душу свою от смерти и покроет множество грехов». Если мы отвратим от ложного пути многих людей, которые нас сейчас окружают (к сожалению, они находятся в обмане, во лжи и много ошибаются, не зная правильную христианскую жизнь) — мы покроем множество грехов и спасем свою душу от смерти. А если мы еще делаем это и ради своих близких, родных, усопших, это будет и во благо им.
- Вопрос от Алексея: «Где можно найти перечень всех высших духовных учебных заведений нашей области?»
— У нас есть, во-первых, при каждом приходе воскресная школа для взрослых, церковно-приходская школа для детей — при всех храмах. Есть Духовное училище при Верхотурском мужском монастыре, Духовная семинария в Екатеринбурге, куда можно поступить на очное и заочное обучение, теологический факультет в Российском профессионально-педагогическом университете — пожалуйста, можно везде учиться. А если нужно что-то конкретное, то можно обратиться в епархиальную канцелярию или в какой-то из наших отделов епархиальных, и вам расскажут об особенностях того или иного учебного заведения.
- Владыка, Нина спрашивает, как употреблять сухарики, освященные в монастыре в Дивееве? Или их нужно хранить как святыню?
— Конечно, их надо хранить как святыню. Но можно и употреблять в пищу: поскольку они являются святыней, то после принятия святой воды и антидора можно кушать эти сухарики со святой водой. Их можно употреблять ежедневно, можно — когда чувствуется какая-то тяжесть душевная: помолиться преподобному Серафиму Саровскому и вкушать эти сухарики.
- Вопрос от Виталия из город Пинска, Белоруссия: «Я бы очень хотел поминать своих прадедов в Церкви, но не знаю точно, крещены ли они были. Как быть?»
— Если неизвестно, крещеные они или нет, то есть возможность молиться за них дома, в домашней молитве. Читать Псалтирь, Евангелие, молитвы, которыми мы молимся, а также совершать дела милосердия для ближних, как я уже говорил, ради блага наших предков, о которых мы не знаем, какой смертью они закончили свою жизнь на земле. Еще очень важно отвратить людей от ложного пути ради спасения наших предков, которые так скончались. Возможности есть большие, нужно только потрудиться.
- Вопрос от Алексея из Архангельской области: «Хожу в храм полгода. В соседнем храме проводят беседы о Крещении, о вере, а в нашем нет. Можно ли из-за этого поменять храм?»
— Нельзя говорить «поменять храм» — просто можно ходить в любой храм, куда желаете. Тем более, что есть возможность поучиться в церковно-приходской или в воскресной школе, чтобы на уроках ближе узнать истину о вере Православной, о таинствах, о Христе.
- Владыка, второй вопрос от Алексея: «Делиться с коллегами по работе знаниями о церковной жизни — это грех или нет? Получается, что я их поучаю, как бы считаю себя выше их?»
— Мы везде должны быть светом миру и солью земли: должны помогать людям. Конечно, нужно делиться своими впечатлениями и знаниями о вере нашей, о церковной жизни, потому что в современном обществе люди совершенно ничего не знают о Боге, о Церкви, о вере, о церковной жизни. Ни дома никто их не учит, ни в школе — нигде. Мы должны ревновать об их спасении, чтобы они тоже спаслись, а не погибли. Поэтому мы должны, где бы ни находились, как православные христиане помочь людям в их просвещении. Мы знаем, что первые христиане не только радовались своей вере, что они приобрели великий дар веры во Христа, но делились этой радостью, знанием и с ближними своими, свидетельствовали о Христе перед своими мучителями. И даже зная, что за веру Христову и ее исповедание их ждет мука, они даже под угрозой смерти не переставали говорить о Христе, даже своих мучителей учили Православной вере, старались их вразумить — мы знаем, сколько мудрецов обратила ко Христу великомученица Екатерина; они получили мученический венец, потому что она их убедила: вера христианская есть истинная вера, а языческая вера — ложная. Мы видим примеры из жизни святых угодников Божиих: они не молчали даже когда находились в опасности, когда их мучили за Христа, они продолжали просвещать людей — и многие принимали христианство.
Сейчас нас никто не гонит, и лучше говорить что-то полезное, хорошее, доброе для души, чем заниматься непотребным разговором. Лучше говорить о Христе, если человек, конечно, готов воспринимать в своем сердце наши слова о вере. Стоит только помнить: гордиться своим знанием и верой, считать себя выше других — значит впадать в грех. Поразмыслите, что вами движет в таких разговорах: если стремление помочь окружающим спастись, никакого греха в беседах о Православной вере нет.
- Владыка, спасибо Вам за Ваши ответы. Время нашей передачи подходит к концу. Просим Вас еще раз поздравить наших телезрителей с праздником, чтобы в следующем году уже никто не забыл, что это за день — 4 ноября!
— Дорогие братья и сестры, всех вас поздравляю с праздником Казанской иконы Божией Матери! В 1579 году эта икона была чудесным образом обретена, это большое сокровище для нас, большая помощь; и до сих пор Божия Матерь посылает через эту святую икону Свою милость, благословение. Мы видим, сколько было чудесных событий в истории этой иконы, сколько помощи чудесной оказывала Божия Матерь, избавляя наше Отечество, нас лично от многих бед и напастей. Поэтому, имея такое сокровище, будем верить в помощь Божией Матери, будем к Ней усердно обращаться, чтобы Она помогала нам во всех нуждах и печалях. А сами будем стараться жить благочестиво, духовно, нравственно, чтобы не удалять от себя Пресвятую Богородицу и не обижать Ее своими грехами, а выполнять в точности все Божии повеления, чтобы Она имела еще больше оснований просить Сына Своего Возлюбленного об оказании нам милости, помощи в следовании по пути спасения, духовного и нравственного совершенствования.
Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи —
Анастасия Медведева