Православие и современность | Иеромонах Максим | 26.11.2008 |
В наш век компьютерной техники, современных технологий и научно-технического прогресса серьёзно встал вопрос о психическом и духовном здоровье людей. В конце XX века мы встречаемся с широким набором психотерапевтических практик на основе «расширения сознания», обещающих исцеление от различных болезней, оздоровление, личностный рост и развитие творческих способностей. Одной из таких практик является широко рекламируемая холотропная терапия. Что представляет собой эта практика?
В 70-х годах XX века благодаря трудам Леонарда Орра и Станислава Грофа было основано движение «Свободное дыхание» (Free Breathing). Все применяемые психотехники основаны на вызове изменённых состояний сознания посредством гипервентиляции. С. Гроф совместно с супругой Кристиной в 1975 г. оформили методику новой техники, получившей название холотропной терапии (холотропного дыхания). Данный вид терапии способствует возникновению так называемых холотропных состояний. Слово холотропный буквально означает ‘обращённый к цельности' или ‘движущийся к целостности'. С. Гроф считает, что в холотропных состояниях сознание видоизменяется качественно глубоко и основательно, но не становится сильно повреждённым и ослабленным[1].
Теоретически методика холотропного дыхания основана на данных психоделических[2] исследований и, по мнению С. Грофа, хорошо с ними сочетается. Холотропные состояния сознания могут вызываться целым рядом психотехник древних и туземных (шаманских) культур. Элементы техник для достижения этих состояний существуют в пранаяме — древнеиндийской науке дыхания, а также входят в упражнения кундалини йоги, сиддха йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, буддийской и даосской медитаций. С. Гроф акцентирует: «..веками был известен факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания»[3].
При проведении сеанса холотропного дыхания используют простые средства: осознанное управляемое дыхание, понуждающую музыку в сочетании с другими формами звукового воздействия, целенаправленную работу с телом, рисование мандал[4] и др. С. Гроф пишет: «..важно также подчеркнуть, что эпизоды холотропных состояний разной длительности могут также возникать сами собой, без какой-либо устанавливаемой причины и часто против воли вовлечённых в них людей»[5]. Он подчёркивает, что использование холотропных состояний является новейшей разработкой (курсив наш — и. М.) в западной психиатрии.
Увеличение частоты и глубины дыхания ослабляет психологические защиты и ведёт к высвобождению и проявлению «бессознательного» и «сверхсознательного» в психике человека. С. Гроф пишет, что во время холотропных состояний у человека могут появляться глубокие психологические прозрения и переживания, во время которых есть возможность переживать психологическую смерть и возрождение, широкий спектр трансперсональных явлений; обнаруживать память других «воплощений», встречаться с архетипическими образами, общаться с «бесплотными существами» и посещать бесчисленные мифологические ландшафты.
В Москве практикой проведения сеансов холотропного дыхания занимается ряд психологов и энтузиастов. Базовым учебным заведением по подготовке подобных «специалистов» является Институт трансперсональной психологии, который возглавляет кандидат философских наук Владимир Майков.
Сеансы холотропного дыхания предполагают: 1) подготовительный этап; 2) вступительную беседу ведущего перед участниками сеанса; 3) разминочную часть с использованием кундалини сиддха йоги; 4) гонг-медитацию; 5) непосредственный этап дыхания; 6) рисование мандал; 7) групповое обсуждение переживаний.
Во время подготовительного этапа все желающие участвовать в сеансе заполняют специальные медицинские анкеты, в которых они указывают имеющиеся заболевания и перенесённые операции. Врач просматривает эти анкеты, на основании чего индивидуально решает вопрос о допуске к участию в сеансе каждого кандидата. Всем участникам сеанса холотропного дыхания выдаётся памятка «холонавта» (дышащего), в которой определены правила проведения сеанса и указаны заболевания, при наличии которых участие в сеансе запрещено. Во время вступительной беседы ведущий сеанса рассказывает участникам об исключительной роли холотропного дыхания, о переживаниях, о правилах поведения во время сеанса и о перспективах личного роста. Разминочный этап и гонг-медитация обычно проводятся «специалистами» из центра Я. Маршака. В настоящее время начинают внедряться элементы тантры и шаманских практик. Непосредственный процесс дыхания длится не менее одного часа и выполняется по системе С. Грофа: все лежат с закрытыми глазами, слушают музыку, ни о чём не думают, только часто и глубоко дышат и переживают. Методология проведения сеансов холотропного дыхания предусматривает наличие закрытого изолированного помещения с целью эффективного воздействия музыкальной вибрации, пронизывающей всё тело участников. В завершение сеанса дыхания все участники в обязательном порядке рисуют мандалы и обсуждают их содержание в составе группы под руководством ведущего тренинг.
С православных позиций методология хлотропного дыхания может характеризоваться следующим образом.
Во-первых, составляющие элементы холотропной сессии — работа с телом — кундалини сиддха йога, гонг-медитация, тантра и шаманизм являются оккультными практиками. Особенно деструктивный аспект связан с «пробуждением энергии кундалини». Согласно учению древних индийских йогов, кундалини («свёрнутая кольцом») — это энергия, которая создаёт и поддерживает весь космос. В спящем виде она находится в основании позвоночника человека, в его тонком, или энергетическом теле — некотором поле, которое окружает и пронизывает тело физическое.
По утверждению ряда авторов, сила кундалини в своей основе является положительной и созидательной, но на первых этапах её прохождения возникает стресс, который может вызвать серьёзные психические расстройства (курсив наш — и. М.). При движении энергии происходит раскрытие чакр — центров психической энергии, что может вызывать сильные боли, возможно ухудшение зрения и даже его полная потеря; в процессе длительных медитаций, когда тело долго находится в определённой позе, может возникнуть частичный паралич одной из частей тела. Крайними негативными проявлениями этой энергии могут быть умопомрачение и даже смерть. Ещё в 30-е годы XX века теософ А. Клезовский описал те страшные явления, которые испытывает человек во время занятий практикой кундалини йоги. Он писал, что страдания надо переносить и «лучше за советами к врачам не обращаться, ибо вместо пользы можно принести себе существенный вред. Лечение этих болей обычными мерами невозможно»[6].
Во-вторых, все элементы процесса холотропного дыхания направлены на достижение человеком изменённых состояний сознания (ИCC). ИСС издавна привлекают внимание психологов и являются предметом серьёзного научного интереса. Вопрос, что относить к таковым состояниям, решается отчасти по некоторым психологическим критериям. Так как для достижения ИСС используются методики и элементы восточных практик, то человек под их воздействием (святые Отцы связывают это воздействие с влиянием злых духов) достигает приятнейших «духовных утешений», «видений», переживаний «блаженств», «покоя», «мира», «бесконечности»[7].
В-третьих, используется методика буддийской медитации, имеющая в своей основе безоценочное отношение к переживаниям. Погружение в ИСС обычно предлагается воспринимать «с полной открытостью», без предубеждений и без каких-то определенных ожиданий: принимайте видения и переживания «без всякой цензуры», не нужно ничего «из головы», «идите в переживание».
Психологи пишут, что в ИСС происходит регрессия, которая выражается в виде архаизации мышления, в переходе к более примитивным эмоциям, когда утрачен (или ослаблен) контакт с реальностью. Тогда воля и разум уже не отслеживают, сколько ещё осталось от былого контакта, и в каком историческом времени мы должны жить и действовать. Подобный подход к переживаниям, полученным в ходе сеансов холотропного дыхания, представляет собой форму духовного наркоза, «который не лечит, но отнимает чувство боли»[8].
В-четвёртых, среди методик восточных философских учений следует особо остановиться на медитативной технике. Существует много различных методов медитации и соответствующих медитативных переживаний. Термин медитация «..обозначает методы упражнения внимания для того, чтобы научиться произвольно контролировать психические процессы и развивать особые психические качества, такие, как сознавание, прозрение, концентрацию, уравновешенность и любовь. Медитация направлена на развитие оптимальных состояний сознания и психологического комфорта»[9].
Медитация рассматривается как центральная техника трансперсонального развития. Соответственно медитативные техники вызывают теоретический и практический интерес трансперсональной психологи[10]. Ряд авторов прямо заявляет, что медитация представляет собой процесс развёртывания сознания (курсив наш— и. М.), «медитация — средство полной трансформации, преображения личности»[11]. Следует подчеркнуть, что мандалы, которые рисуют участники сеанса холотропного дыхания, в некоторых техниках являются символами медитации. Не случайно рисование мандал выполняется в обязательном порядке с целью интеграции ИСС участников сеанса.
В-пятых, выделим методы звукового воздействия, среди которых отметим влияние трансовой музыки или «прорыва» посредством использования барабанной дроби, шаманского пения, криков зверей и других сильнодействующих звуковых элементов. Для создания и поддержания необычного состояния сознания (курсив наш — и. М.) музыка должна обладать высокими техническими качествами и достаточной мощностью.
По признанию С. Грофа: «Принципы акустического воздействия для расширения сознания были разработаны Элен Бонни (Bonny, 1973), бывшей сотрудницей Научно-исследовательского психиатрического центра в Кэтонсвиле (штат Мэриленд), где она принимала участие в психоделических исследованиях как музыкальный терапевт»[12]. В России и странах СНГ в последние годы используется фонотека музыкальных записей, разработанная В. Майковым специально для сессий холотропного дыхания.
На основании вышесказанного можно сделать однозначный вывод: метод холотропного дыхания, разработанный С. Грофом взамен психоделической терапии, является комплексной медитативной психотехникой ярко выраженного оккультного содержания. Для православного христианина такой метод психотерапии неприемлем и недопустим.
В качестве примера деструктивных переживаний, возникающих во время проведения сеансов холотропного дыхания, остановимся на следующих темах. С. Гроф пишет: «В холотропных состояниях мы обнаруживаем, что наша психика имеет доступ ко множеству пантеонов различных мифологических персонажей»[13]. Далее следует разъяснение о том, что архетипические фигуры (персонажи) можно разделить на две группы: первая включает в себя божественные или демонические существа, воплощающие специфические универсальные роли и функции, вторая — различных божеств и демонов, относящихся к отдельным культурам, географическим пространствам и историческим периодам. Приводятся примеры наиболее известных из них. В первой группе находятся: Великая Богиня-Мать, Ужасная Богиня-Мать, Мудрый Старец, Вечная Юность, Любовники, Обманщик и др. Во второй группе вместо обобщающего образа Великой Богини-Матери можно созерцать одну из её конкретных культурных форм — Деву Марию, индуистских богинь Лакшми и Парвати, египетскую Исиду и др. При этом оказывается, что «особенно часты встречи или даже отождествления (курсив наш— и. М.) с различными божествами, которые были убиты другими или же сами принесли себя в жертву, а затем вернулись к жизни»[14]. Эти переживания, в зависимости от типа божеств, сопровождались чрезвычайно сильными эмоциями — от блаженного экстаза до цепенящего метафизического ужаса[15].
С. Гроф описывает также переживание встречи с Абсолютным Сознанием или отождествление (курсив наш — и. М.) с ним. Высший космический принцип, или абсолютная реальность переживается через отождествление с Космической Пустотой, Ничем, Небытиём[16].
Рассматривая приведённые примеры переживаний, возникающих в холотропных состояниях, с позиции православного вероучения, следует подчеркнуть следующие моменты.
Во-первых, источниками указанных переживаний являются падшие ангелы — бесы. Из текста Священного Писания мы знаем, что Бог создал два мира: видимый и невидимый. Святитель Игнатий (Брянчанинов) однозначно объясняет порядок воздействия различных духов на человека: «Святые духи уклонились от общения с человеками как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в своё падение, смесились с нами и, чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются соделать и себя, и свои цепи для нас незаметными. Если же они и открывают себя, то открывают для того, чтоб укрепить своё владычество над нами»[17]. По причине действия падших духов на человека он испытывает сильные эмоции: от блаженного экстаза до цепенящего ужаса во время переживания встречи с «божествами».
Во-вторых, происходит прельщение участников холотропных сеансов через образы переживаний: все прозрения, откровения и отождествления являются чистой формой прелести. Святитель Игнатий пишет: «Наше обычное состояние, состояние всего человечества, есть состояние падения, прелести, погибели <> Отречёмся от всякого наслаждения духовного, от всех высоких молитвенных состояний, как недостойные их и неспособные к ним»[18].
В-третьих, отождествление с Абсолютным Сознанием и Пустотой — это также отождествление с демоническими пространствами. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Истинные праведники всегда помышляют сами в себе, что недостойны они Бога»[19]. И наоборот, «все самообольщённые считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть»[20]. Православному христианину нет нужды искать какого-либо отождествления с непонятным Абсолютным Сознанием, так как плодом искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа является не только освобождение человека от власти диавола, но и возвращение возможности общения с небом и небожителями: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр 12:22−23).
В-четвёртых, имеет место подмена учения Православной Церкви о сотворении мира из ничего непонятными и необоснованными ответами «эмпирического и трансрационального характера», которые также являются происками падших духов. Человек очередной раз становится их жертвой: бесы дают знания, о которых не знает наука и о которых не сообщает Священное Писание. Переживание высшего космического принципа С. Гроф называет переживанием Божественного и даже встречей с Богом. Но его следующие слова: «Высший космический принцип может непосредственно переживаться в холотропных состояниях сознания, но не поддаётся никаким попыткам описать его или объяснить»[21] говорят о подмене понятия Бога.
В-пятых, безоценочное принятие переживаний — путь к духовной и телесной погибели. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Открытое общение с духами для неопытного есть величайшее бедствие или служит источником величайших бедствий»[22]. В результате Своего искупительного подвига Господь освобождает человека от тирании диавола и злых духов. Апостол Павел благодарит Бога и Отца <> избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего (Кол 1:12−13). И всё же падший человек вместо пути богопознания и покаяния выбирает путь быстрого достижения запредельного знания, сверхчеловеческих возможностей. Ещё апостол Иоанн Богослов писал об этом: ..свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет (Ин 3:19).
В-шестых, методологической основой и базовым понятием является введение человека в изменённые состояния сознания, но само это понятие является неправославным. Оно связано с состоянием, возникающим в процессе моделирования изменённого сознания (ЛСД-терапии и холотропного дыхания), которое носит явно оккультный характер. Апостол Павел пишет: Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим 4:3−4).
На основании вышесказанного ясно: метод холотропного дыхания является опасной практикой трансперсональной психологии, ведущей к прельщению человека, нарушению его духовного и психического здоровья, удаляющей его от различения духовных состояний и повреждающей (омрачающей) сознание.
[1]Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания / Науч. ред. В. Майков; пер. с англ. С. Офертаса. М., 2001. С. 23.
[2]Психоделический — связанный с употреблением психоактивных веществ, способных влиять на психику человека и вводить его в изменённые состояния сознания.
[3]Гроф С. Приключения в самопознании: Информационные материалы // ИНИОН. М., 1991. С. 36.
[4]Мандала — в буддизме: круглая магическая диаграмма. — Ред.
[5]Гроф С. Психология будущего. С. 37.
[6]Клезовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Минск, 1995. С. 612.
[7]См. Архимандрит Лазарь (Абашидзе). Грех и покаяние последних времён. О тайных недугах души. М., 2007. С. 109.
[8]Там же. С. 109.
[9]Пути за пределы «эго». Трансперсональная перспектива: [Сб. ст.] / Под ред. Р. Уолша, Ф. Воон; пер. с англ. М. Папуши и др. М., 1996. С. 69.
[10]См.: Пути за пределы «эго». С. 71.
[11]Озанец М. Медитация для начинающих / Пер. с англ. А. Гарькавого. М., 2004. С. 6.
[12]Гроф С. За пределами мозга. — #_ftnref13″ name=_ftn13>[13]Гроф С. Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания / Пер. с англ. О. Цветковой. М., 2004. С. 29.
[14]Там же. С. 31.
[15]См.: Там же. С. 31−32.
[16]См.: Там же. С. 37.
[17]Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения: Слово о смерти. М., 2002. С. 14.
[18]Святитель Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. В 7 т. (Репр.). Т.1. М., 1993. С. 258.
[19]Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические (Репр.). М., 1993. С. 155.
[20]Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. 2. С. 126.
[21]Гроф С. Космическая игра. С. 35.
[22]Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. С. 19.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5762&Itemid=4