Русская линия
РПМонитор Алексей Чичкин26.11.2008 

Кому служат Корсары XXI века
Активизация пиратов может стать поводом для усиления контроля НАТО над нейтральными акваториями

РОБИНЫ ГУДЫ НА ДОВОЛЬСТВИИ

Если почитать специализированные выпуски новостей, едва ли не каждый день сообщается о новых, все более наглых пиратских выходках по всему миру. Ущерб мировой экономике от пиратства за минувшие десять лет превысил 3 трлн долларов — совокупный валовой продукт почти всей Африки!

Да, с пиратами борются. Но что поразительно — путем создания военных баз НАТО…

Многие аналитики считают пиратство следствием социально-экономического неравноправия в мире. Не случайно, говорят они, современные флибустьеры — в основном выходцы из слаборазвитых стран, раздираемых всевозможными конфликтами. Потому и бытует мнение, что таким образом «отверженные народы» отвечают на неоколониализм.

Может, и так. Но с другой стороны, уж очень часто пиратские «наезды» совершаются возле стран, отвергающих диктат Запада, или где нет у него надежных форпостов (Йемен, Судан, Эфиопия, Сомали, Малайзия, Вьетнам, Камбоджа). Зато — на стратегических судоходных маршрутах, вблизи крупных сырьевых регионов. И вообще иногда кажется, что жажда наживы, которая двигала «настоящими» пиратами древности, — вовсе не важна пиратам современным. Тогда что им нужно?..

Немного истории. В Средние века нельзя было плавать по морям и океанам не опасаясь нападений со стороны флибустьеров. Имена пиратов наводили ужас на все человечество: Джеймс Кук, Френсис Дрейк, Уолтер Рейли, Аруж Барбаросса, Энн Бонни…

Во второй половине XVIII столетия европейским государствам почти полностью удалось покончить с вольным, неподконтрольным пиратством. А потом началось нечто другое: появились пираты «прирученные».

…Рубеж ХVIII-ХIХ веков — это постоянные войны европейских держав друг с другом. Мало кто знает, но в войнах за колонии европейские страны использовали и такое «оружие», как пираты. Только это были уже не вольные рыцари морей, а люди, напрямую подчиненные тому или иному правительству и не скованные, в отличие от солдат регулярной армии, «этикетом» войны. Это не ново: еще двумя столетиями ранее Москва использовала донских пиратов для борьбы с Османами. Если пираты выигрывали — хорошо, если нет, официальная Москва открещивалась от «разбойников». Но такого масштаба, как в ХVIII-ХIХ столетиях, эта практика тогда не принимала.

Именно в те «просвещенные» века пираты трансформировались в корсаров — то есть в пиратов на государственной службе. Скажем, корсар покупал (а чаще получал даром) у государства разрешение на враждебные действия против торговых судов страны-врага или конкурента. Причем заблаговременно оговаривался процент добычи корсара. Капитан пиратского судна получал и офицерский патент, превращавший его и членов команды — в случае их захвата неприятелем — из обыкновенных разбойников, подлежащих немедленному уничтожению, в официальных военнопленных, имеющих соответствующие права.

ОТКУДА GPS, КОРСАР?..

По мнению российского исследователя Вячеслава Петрова, «сегодня проблема пиратства предстала в новом качестве — как составляющая терроризма. Подтверждением тому является хорошо организованный теракт против американского эсминца „Коул“ 12 октября 2000 года в гавани йеменского Адена. То есть даже военные суда не застрахованы от таких атак».

Но именно после этой акции усилилось военное присутствие США в Красном море и вблизи берегов Йемена. Посему возникает вопрос: чьи пираты-террористы подорвали «Коул»?

К пиратству в последнее время все чаще прибегают и сепаратисты. Так, LTTE («Тигры освобождения Тамил-Эламы»), борющиеся за независимое государство тамилов на Шри-Ланке, с 1989 году пустили на дно как минимум треть всего торгового флота Шри-Ланки. Интересно, что LTTE владеет собственными торговыми судами, которые ходят под «безналоговыми» флагами Гондураса, Панамы, Либерии, Кипра. Вообще, пираты-террористы тщательно маскируются, притворяются рыбаками, туристами, спортсменами. Например, при захвате итальянского круизного судна «Аккиле Лауро» в 1985 году террористы взошли на борт как туристы.

Как ни странно для «борцов с Западом», пираты прекрасно вооружены. Тут впору поверить некоторым шриланкийским и индийским газетам, которые уверяют, что LTTE работает с западными спецслужбами. У пиратов, во всяком случае, и суда самые современные, и самолеты есть, и вооружения отменные, средства связи на уровне.

В самом деле, откуда это все, если пираты — изгои? Напомним, что статья 100 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) требует от всех государств бескомпромиссной борьбы с пиратством. Так, уже в течение десяти лет Информационный центр предупреждения пиратства в Куала-Лумпуре (Малайзия) постоянно регистрирует все заявленные факты пиратства и предостерегает суда от опасных по этой причине рейсов. Но реальных прорывов нет. Зато есть новые базы НАТО, распространяемые ради борьбы с пиратством. Странно как-то, да?

НЕФТЯНОЙ СЛЕД НА РОГЕ ПРЕТКНОВЕНИЯ

Классический в этой связи пример — Африканский Рог, многострадальная Сомали. Вблизи этой страны, расколотой внутренними междоусобицами и конфликтами, осуществляется свыше четверти общемировых перевозок нефти. Немаловажно, что именно там пролегает транзит трети объема нефти, потребляемой странами НАТО. Там же расположены чрезвычайно удобные гавани, где до 1960-х были западноевропейские порты. Да, именно западноевропейские, так как эта территория тогда делилась на Итальянское, Британское и Французское Сомали.

Затем Сомали стала независимой страной. И неоднократные попытки западных стран утвердиться на Африканском Роге — они были предприняты в 90-е — заканчивались плачевно. Воинственные сомалийцы заставляли «миротворцев» убираться восвояси. И вдруг этот регион приобрел славу «пиратского». И вот туда, уже на «полных основаниях», снова устремились эскадры НАТО…

Есть ради чего, наверное. Во-первых, оттуда хорошо контролировать перевозки нефти. Во-вторых, рядом — «непрозападные» Судан, Йемен, Эфиопия, где тоже есть крупные ресурсы нефти и газа. А в-третьих — от Африканского Рога рукой подать не только до Индии, но и до центральной акватории Индийского океана, где расположена крупная американо-британская военная база (архипелаг Чагос, отторгнутый британцами от островного государства Маврикий).

Но, пожалуй, беспрецедентно то, что и в самой Сомали, оказывается, немало нефти с газом. Еще во второй половине 1980-х тамошние разведочные работы (их проводили советские, затем китайские геологи) показали, что глубина залегания тех ресурсов и себестоимость их добычи минимальные. Да и расположены они близко к местным портам. Но по сей день эти ресурсы бесхозные, так что «пиратство» вполне может быть направлено на то, чтобы под предлогом борьбы с ним направить в Сомали войска НАТО и наконец-то овладеть тамошними нефтегазовыми закромами.

Стратегическая роль Сомали проявилась во Второй мировой войне, когда союзница Германии, Италия, захватив Эфиопию в 1936-м и обладая частью Сомали, почти полностью овладела Африканским Рогом. После чего вынашивались планы совместных действий Германии, Италии и Японии в Аравии и Индии. Но от итальянских войск к весне 1941-го была очищена Эфиопия, а к весне 1942-го — весь Африканский Рог. Это была одна из первых побед антифашистской коалиции.

В 1960—1980-х в Сомали правил режим, ориентировавшийся сперва на СССР, затем на Китай (в столице Сомали, Могадишо, были даже улицы Ленина и Мао Цзэдуна!). Причем Сомали тогда занимала одно из лидирующих мест в мире по экспорту мяса и мясных консервов, которые продавались в СССР только в магазинах «Березка» и для правящей номенклатуры. Словом, тогда в Сомали и еды хватало, и было что продавать. Но вдруг Сомали превращается в арену междоусобиц и в одну из самых голодающих в мире стран. А тут еще пираты… И, конечно, Запад решает помочь страдающим от сомалийского пиратства своим постоянным военным присутствием на Африканском Роге и вблизи него.

ЗА КАДРОМ

До 80% актов пиратства за последние 10 лет произошли в пределах территориальных вод, то есть в портах или на рейдах тех или иных стран. Руководство НАТО обычно преподносит этот факт как «неспособность» государств справиться с пиратством. Не совсем так. Например, в ноябре 1999 года индийский корвет «Prahar», применив оружие, освободил захваченное пиратами крупное грузовое судно «Alondra Rainbow» и вернул его владельцу. Это стало первым случаем, когда с применением национальной военной силы удалось отбить у пиратов корабль и арестовать флибустьеров.

С тех пор национальные ВВС и ВМС активно привлекаются к борьбе с пиратством. Есть успехи в этом деле у Мьянмы, Камбоджи, Судана, Йемена, Брунея, той же Шри-Ланки. Но эти факты замалчиваются. Куда удобнее считать, что с пиратами могут воевать только силы НАТО. Которые сосредотачиваются всякий раз там, где происходит пиратский акт. И подверженный нападению «неподконтрольных», якобы, пиратов регион оказывается зоной интересов западных держав.

http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=11 890


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru