Русская линия
Седмицa.Ru25.11.2008 

10 лет назад мощи прп. Александра Свирского вернулись в родную обитель святого

Второе обретение святых мощей преподобного Александра Свирского в 1998 году

Власть большевиков установилась на севере (в Петрозаводске, Олонце, Лодейном Поле) 5 января 1918 года, до этого власть была в руках меньшевиков и эсеров. Из тех архивных материалов, что сохранились и не были уничтожены потом врагами Церкви, мы узнаем подробности развернувшейся в те дни кампании.

Неслучайно после захвата власти в стране безбожниками, первыми были поруганы и пленены именно мощи преподобного Александра. 6 января представители большевистской власти были уже у мощей преподобного Александра Свирского. Спрашивается, какая сила привела их к святыне уже в первый день их правления на Святой Руси? Для верующего человека ответ прост — злым планам «извергов рода человеческого» мешала Божья сила, являемая в нетленных мощах, они ненавидели святыни, стремились сокрушить их. Шесть раз большевики подходили к мощам святого преподобного Александра Свирского, и только на шестой вывезли из монастыря — видно, сковывал их благоговейный страх перед святыней, трудно было вершителям зла переступить через него — «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19). Убрав эту трудноодолимую преграду, большевики и объявили начало «кампании по ликвидации мощей», которая происходила с 1919 по 1922 г. (Мы представляем некоторые материалы тех лет в сокращенном виде.)

Об одном из неудачных для большевиков приходов в обитель в марте 1918 года имеется сообщение в документах управляющего делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевича — этот видный в то время политический деятель впоследствии возглавил Музей религии и атеизма в Ленинграде. Из сообщения: «В монастыре возбужденная до дикого фанатизма реакционной агитацией монахов разъяренная толпа, демонстративно устроившая крестный ход, [совершила] избиение представителей Лодейнопольского уездного исполкома, делигированных в монастырь для учета имущества». Далее сообщается, что комиссия и пять красноармейцев, их сопровождавших, могла подвергнуться грубому самосуду, поэтому убралась, «дабы избежать жестокой расправы» (ГМИР. ф. 2, оп 4, д. 152.). Позже в документах Олонецкого Губчека на одном из заседаний принимается решение, согласно которому представителям властей необходимо вести себя так, чтобы не раздражать людей и избегать ненужных кровопролитий.

При монастыре действовал «Союз охраны церквей и часовен». Для расследования деятельности этого Союза в апреле 1918 года был послан отряд из 50 человек, в задачу которых входил арест «главарей Союза» (ЦГФ РК, ф. 317, оп 4, д. 1−1, л 17.). Настоятель монастыря архимандрит Евгений был арестован 30 сентября 1918 года (ЛОИИ, ф. 3, оп. 5, д. 63.), в Олонецком ЧК, куда он был вызван повесткой 29 сентября 1918 г. Вместе с ним был арестован казначей монастыря иеромонах Варсонофий и иеромонах Исайя. Они вышли из монастыря, еще не зная, что больше в него не вернутся. В олонецкой тюрьме в ночь с 29 на 30 октября 1918 г., как это мы узнали из архивных документов, они были расстреляны (ЦГА РК, ф. 28, оп. 1, д. 2−11, л. 57.).

Помяни, Господи, во Царствии Твоем новомучеников Россиийских архимандрита Евгения, иеромонаха Варсонофия и иеромонаха Исайю.

В многочисленных современных публикациях по поводу кровавых событий, происшедших 23 октября 1918 года в Свирском монастыре, сообщается, что расстрел настоятеля и еще пяти монахов произошел в этот день за стенами монастыря, где они и были захоронены. Это неверно, так как, согласно документам, в это время арестованные находились в Олонецкой тюрьме. Но вполне возможно, что кровь в этот день в монастыре действительно была пролита.

Помяни, Господи, братию Свирской обители, в годы лютых гонений убиенных, имена их, Господи, Ты веси.

Ситуация в стране и в Олонецком крае в это время для большевиков становилась все более трудной, поэтому судьбу мощей святого Александра нужно было решать скорее. Экономическое и военное положение края было угрожающим (ЦГА РК, ф. 28, оп. 1, д. 3−13, Зимние месяцы 1919 года: наступление белых на подступах к Петрозаводску и Олонцу, на Мурманской железной дороге перебои с перевозкой продуктов, топлива, голод, нестроения в рядах руководящей партии большевиков. В одном из документов рассекреченного недавно Партархива ВНИК ВКП (б) сообщается: «Необходима экстренная помощь в целях спасения от всеобщего вымирания крестьянской массы нашего уезда…» Дальше высказывается надежда на Центр и боязнь бунта (РЦИ ХДНИ, ф. 67, оп. 1, д. 73.). 14 февраля 1919 года на заседании Северного областного комитета РКП (б) Зиновьев подчеркнул, что Карельский фронт — один из участков фронта, признанный «наиболее ответственным в данный момент по угрожаемости», притом что «в ряде районов Олонецкой губернии неприятель пришел к активной почти открытой агитации за восстание против большевиков» (РЦИ ХДНИ, ф. 67, оп. 1, д. 6, л. 35.). Под пристальным наблюдением Зиновьева находилась и судьба мощей преподобного Александра. В архиве имеется телеграмма, посланная Зиновьеву: «Просим принять решительные меры к высылке комиссии по александросвирскому вопросу, согласно поданного заявления товарища Элинсона, председателя Комитета коммунистов из Лодейного Поля» (РЦИ ХДНИ, ф. 7, оп. 1, д. 73.). 19 декабря 1918 года на Президиуме Исполкома северной области, где присутствовали Зиновьев, Равич, Копяткевич, Костина, было принято постановление «О посылке комиссии в Александро-Свирский монастырь для исследования мощей». Постановили: «Комиссариату Здравоохранения создать врачебную комиссию со специалистом химиком для исследования мощей» (ЦГА СПБ, ф. 143, оп. 1, д. 2, л. 16.). После того как комиссией было выяснено, что мощи — это не «восковая кукла» и не «скелет в тапочках», а подлинная нетленная святая плоть, большевики начали кампанию по сокрытию мощей.

Гроб с мощами был доставлен в Лодейное Поле, где помещен в часовне при больнице, часовня была местными властями опечатана. Местный Чрезвычком не решался определять судьбу мощей самостоятельно, в Центр был послан запрос — «не найдет ли центр останки преподобного исторической реликвией и, если найдет их таковой, то власти препроводят их во гробе в г. Петрозаводск и приобщат его в местном историческом музее, если же нет, то распорядится поступить с ними по своему усмотрению».

Нужно отдать дань памяти академику Петру Петровичу Покрышкину, который не побоялся в то лютое время гонений сделать бескомпромиссное заключение на запрос чекистов: «Признавая мощи прп. Александра Свирского безусловно исторической реликвией, местонахождение которой должно быть в Храме, просим принять меры по охранению этой народной исторической ценности» (АИМК, ф. 67, д. 5.). Это было написано во времена ареста ученых Петрограда, во времена голода и массового террора, нужно было особое мужество, чтобы написать такое заключение! Известно, что П. П. Покрышкин не стерпел всего ужаса воцарившейся лжи того времени и ушел в один из нижегородских монастырей, прислав оттуда письмо, в котором сообщает, что отказывается от всех научных званий и почестей. Монашеская жизнь его была короткой, он умер в 1922 году во время эпидемии брюшного тифа. Вечная ему память!

Как происходили поиски мощей Александра Свирского.

Наш поиск мощей преподобного был основан на вере в то, что мощи святого, лицезревшего Святую Троицу, не могли быть уничтожены никакими адскими силами; на вере в то, что они находятся под особым покровительством Господа.

Поиск начался с благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Для того чтобы выяснить, где находятся мощи, пришлось потрудиться во многих архивах Санкт-Петербурга и Москвы, тщательно были проверены описи фондов петербургских музеев и их архивы. Прежде всего была рассеяна легенда о пребывании мощей в Казанском или в Исаакиевском соборах, ставших после революции музеями. При проведении архивного поиска мощей святого преподобного Александра Свирского установлено, что основная часть документов в ходе кампании по ликвидации, фальсификации и дискредитации мощей святых была утрачена или намеренно уничтожена. Сохранившаяся часть однозначно свидетельствует о том, что мощи прп. Александра были изъяты из монастыря 20 декабря 1918 года и перевезены для исследования в Лодейное Поле (ЛОИИ, ф. З, оп. 1, д. 64.). Далее обнаруженные материалы косвенно подтверждают отправку мощей в Петроград в 1919 году для большей надежности сокрытия (ЦГА СПб, ф. 2815, оп. 1, д. 27, л. 60.). О сокрытии мощей, в частности, свидетельствует и тот факт, что одновременно с истинными мощами представителями ЧК были пущены в ход подставные мощи, вид которых не соответствовал их историческому описанию. Документы об этих лжемощах хранятся в архиве Городской Судебно-медицинской Экспертной службы. Благодаря этим документам и стало известно о фальсификационной политике ЧК по отношению к мощам преподобного Александра Свирского (Архив суд.-мед. экспертизы СПб, дело от 1 февраля 1919 г.).

Подлинные мощи были переданы в ведение Наркомздрава. В архиве ЦГА имеется документ из Комиссариата здравоохранения от 18.02.1919 г., свидетельствующий о том, что мощи проходили судебно-медицинскую экспертизу. Судебно-медицинский подотдел находился при Обуховской больнице, которая с 1914 года работала в режиме военного госпиталя. Известно, что 14 февраля 1919 г. во время кампании по ликвидации мощей, Наркомом Юстиции была выпушена директива о размещении мощей в музеях (ГАРФ, ф. 130, оп. 3, д. 213.). Единственным фундаментальным анатомическим музеем (а мы еще раз повторяем, что мощи находились в распоряжении Наркомздрава, так как Наркомпросвет взять мощи отказался) был музей в ВМА. По сведениям сотрудников кафедры нормальной анатомии Военно-Медицинской Академии, в годы революции в их музее появился экспонат, который так и оставался незарегистрированным в скрупулезно составленных каталогах музея. Незарегистрированность «экспоната» в таком музее, каковым был анатомический музей в ВМА, было явлением исключительным, что подчеркнули работники музея. Для того чтобы сокрыть мощи, было сделано все. Вероятно, тут действовала не только злая воля Центра, но и добрая воля зав. кафедрой В. Н. Тонкова, который по своим убеждениям не был «воинствующим безбожником», и он мог постараться сделать так, чтобы про мощи просто забыли их враги.

Так или иначе, но результаты архивных поисков, которые проводили насельницы Покрово-Тервенического монастыря по благословению духовника монастыря — игумена Лукиана (Куценко), привели их участников в декабре 1997 года в стены Военно-Медицинской Академии. После этого начались долгие месяцы проведения освидетельствования, которое должно было выяснить, является ли обнаруженный «анатомический препарат» честными мощами отца нашего преподобного Александра Свирского чудотворца.

Но еще до того, как к работе приступили антрополог, стоматолог, анатомы, химики и историки, что называется «невооруженным взглядом» можно было увидеть удивительные совпадения между тем описанием, которое было составлено при первом обретении мощей прп. Александра, и тем «экспонатом», который обрели в ВМА.

Обратимся к описанию 1641 года: «Иерарх снял схиму с головы и параман, раскрыли перси и руки преподобного и удостоверились в нетленности тела и в том, что это были мощи первого игумена Свирской обители преподобного Александра. Тело оказалось неистлевшим и из-под аналафа видна была часть бороды, ноги же лежали как у новопочившего: правая плюсною кверху, а левая обращена в сторону. Лицо Преподобного казалось не мертвым, как у других людей, а как бы живым, показывая его душевную чистоту и награду, полученную им от Бога». Для освидетельствования мощей по распоряжению Государя Михаила Романова прибыл новогродский архипастырь Аффоний. Освидетельствование традиционно происходило путем сравнения хорошо сохранившегося лика Преподобного с изображением на иконах XVI века. «Декабря 5 после всенощного бдения на великом славословии Святитель прииде ко одру, на нем же лежало тело преподобного и, подъяв оное своима рукама, со освященным собором благоговейно положиша на присланный Государем серебряный ковчег».

Итак, тело преподобного Александра, — что бывает крайне редко и только с великими святыми — было полностью неистлевшим. Особенно поражало нетление лица святого. То, что у обычного человека подвергается тлению в первую очередь — мягкие ткани губ, носа и ушей — все нетронуто тлением.

Потрясающее совпадение в процитированном описании мощей преподобного Александра с летописными источниками подтверждается и необычным положением ступней: правая стопа опирается на свод левой, то есть «правая смотрит вверх, а левая — в сторону», «ноги лежат, как у недавно почившего» — отмечают наши предки. На это необычное положение ног обратили внимание монахи при первом обретении мощей, это привлекает особое внимание и сегодня.

Преподобный Александр послал уверение своим почитателям, что они не обманулись в поисках, еще до окончания работы экспертов. Когда было получено разрешение на то, чтобы отслужить молебен в здании СМЭС, где находились в то время святые мощи, и молебствие было совершено, то все присутствовавшие пережили великое потрясение. Мощи начали обильно мироточить. Преподобный как будто отвечал обратившимся к нему с молитвой: «Я вас слышу. Это — я».

Теперь обратимся к материалам освидетельствования. Первое, что сразу же опровергли ученые — это версию об искусственной мумификации.

Акт освидетельствования, однозначно говорящий о естественной мумификации, подписан ведущими специалистами ВМА: начальником кафедры нормальной анатомии — профессором И. В. Гайворонским и доцентами М. В. Твардовской и Л. П. Тихоновой.

Традиционно главным аргументом при освидетельствовании святых мощей (а таковые проводились неоднократно) является антропологическая экспертиза. Антрополого-иконографическое исследование мощей прп. Александра Свирского было проведено ведущим сотрудником Музея Антропологии и Этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук Ю.М. Беневоленской. Объем исследования — 45 страниц машинописного текста. Приведем особенно значимые пункты из вышеназванного исследования. «Исследуемый обладает антропологическим типом, свойственным вепсам. И именно на земле этой малочисленной народности, на земле, на которой он родился, св. Александр Свирский основал свой монастырь. Выявлено сходство лица исследуемого с ранними иконографическими изображениями прп. Александра».

За этими сухими фразами из научного отчета стоит потрясение, которое пережила его автор. Когда она сличила то лицо, которое было предоставлено ее исследованию с ранней иконографией святого XVI — нач. XVIII вв., она была потрясена сходством. Напомним, что прп. Александр был канонизирован, когда прошло всего 14 лет после его кончины, живы были ученики, и они не могли не принимать участия в создании ранних изводов иконописного изображения Преподобного. В облике святого Александра ярко выразились черты его народности: небольшая высота головы (то есть череп круглый, а не вытянутый, как изображают обычно преподобных), лоб не высокий, а широкий и не выступаюшие по сторонам лица скулы, клиновидность нижней половины лица, особенна форма носа (чуть выпуклая спинка носа в средней части и приподнятый кончик). К вепсским особенностям относится также сравнительно небольшой рост и ослабленное развитие волосяного покрова. Как сказано в житии Преподобного, «бороду имел широкую и долгую, но редкую». Неоднократно антрополог подчеркивает, что «сохранилась не только прижизненная моделировка, но и кожа лица — не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком».

В антропологическом исследовании мы находим и объяснение необычного положения рук, ног и головы святого. Резкий поворот головы к левому плечу, то, что правая рука вытянута вдоль тела, левая согнута в локте, кисть лежит чуть ниже грудной клетки; то, что правая стопа несколько приподнята и опирается пяткой на свод левой — все это объясняется тем, что в таком положении тело в течение нескольких часов после кончины окостеневает, если ему не придадут нужного положения. Такое окостенение, какое мы наблюдаем, произошло оттого, что кончина наступила в положении тела на животе и от долгого лежания на твердой поверхности.

В исследовании мы находим любопытнейшие наблюдения, касающиеся возраста Преподобного, которые подтверждаются подобными же фактами «смешения возрастной характеристики» при освидетельствовании мощей святителей Филарета и Иннокентия, прп. Максима Грека. В исследовании говорится: «необходимо признать, что совершенно не изучен вопрос о том, насколько снижает темпы старения костей и стертости зубов предельно аскетическое питание и жизнь в условиях абсолютно чистой экологии». Реальный возраст Преподобного — он скончался в возрасте 85 лет — не совпадает с возрастом, который определяет рентгенологическое исследование позвоночника — так же, как в случае с вышеназванными святыми, позвоночник его «моложе» на 20−15 лет. Хотя при этом эксперты отметили, что «у исследуемого руки старика», с выраженными изменениями в кистях, что является кроме того «следствием тяжелой физической работы». На пальцах правой руки были обнаружены следы изъятия частичек при помощи «копия»; как известно, частички мощей Преподобного по распоряжению Святейшего Синода отделялись для помещения в иконы.

Думается, что даже столь краткий пересказ того, что выявило освидетельствование мощей преподобного Александра, поражает изобилием доказательств их подлинности. Получили мы и доказательства «от противного» — когда вокруг святыни были намерено распространены подлые слухи, клевета, подметные письма и статьи в «желтой прессе».

30 июля 1998 г. по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира святыня была открыта для поклонения верующим. Четыре месяца пребывала святыня в храме святых мучениц, нескончаемый поток паломников посетил подворье Покрово-Тервенического монастыря — небольшой храм на окраине города. Как смиренный паломник, приехал к мощам 17 августа 1998 года и Святейший Патриарх Алексий. В тот день в своем слове к народу Его Святейшество сказал: «Я думаю, что обретение и возвращение мощей преподобного Александра Свирского в это непростое, трудное время — милость Божия и благословение Божие. И дай Бог, чтобы каждый, кто приходит к этим святым мощам, получил бы душевное укрепление и поддержку и чувствовал, что преподобный своими молитвами помогает нам нести свой жизненный крест».

В настоящее время мощи прп. Александра Свирского находятся на своем историческом месте — в Преображенском соборе Свято-Троицкого Александра Свирского мужском монастыре.

http://www.sedmitza.ru/text/521 555.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru